Старец Ефрем Филофейский (Аризонский): Беседа о невидимой брани

Видео и текст беседы старца Ефрема Филофейского, ученика Иосифа Исихаста, в Питтсбурге в 1992 году. Перевод выполнен братьями валаамского подворья в Санкт-Петербурге.
09.06.2020 Трудами братии валаамского подворья в Санкт-Петербурге  5 080

Старец Ефрем Филофейский (Аризонский): Беседа о невидимой брани
Слово старца для укрепления верных

Мы продолжаем наш рассказ о подвижниках Святой Горы Афон новейшего времени. Еще недавно в мире можно было встретить настоящих духоносных старцев, которые не приказывали, но вдохновляли, не заставляли, но убеждали и окружали любовью. Не имея подчас богословского образования, они обладали духовной мудростью, которая достижима только благодаря непрестанной сердечной молитве.

Особого внимания заслуживает личность схиархимандрита Ефрема Филофейского (Аризонского), мудрого старца и молитвенника, скончавшегося в декабре 2019 года.

В возрасте 19 лет Иоаннис (мирское имя отца Ефрема) пришел на Святую Гору Афон и стал послушником Иосифа Исихаста. Молодой монах был смиренным, послушным и верным учеником своего старца и его сподвижником. Он воспринял дух наставника, придерживавшегося принципов акривии (духовного максимализма). Строгий пост, внимательная жизнь, подвиг и молитва – в этих условиях отец Ефрем возмужал, претерпевая зной и холод. Скромный, незлобивый, кроткий и воспитанный, с юных лет он пользовался всеобщей любовью.

Старец Ефрем Филофейский (Аризонский): Беседа о невидимой брани

После кончины старца Иосифа отец Ефрем был избран игуменом святогорской обители Филофей. Он премудро устроил внутреннюю жизнь монастыря, но не остановился на этом: постепенно по его благословению от обители отделились несколько учеников, возродивших монашескую жизнь в других афонских монастырях. Удивительно, как столь малый ростом и болезненный человек осилил такое огромное дело.

В конце 70-х годов, перенеся серьезную операцию, которую духовные чада старца помогли ему сделать в Канаде, отец Ефрем начал окормлять греческую диаспору на Североамериканском континенте. Его трудами было основано без малого 20 православных мужских и женских монастырей, сам же он продолжил свой подвиг в центре Аризоны в основанном им монастыре преподобного Антония Великого. Жизнь в пустыне рядом со змеями, дар пророчества, молитва за христианство и святую Церковь привлекали к нему сердца множества людей.

В последние годы своей жизни старец особенное внимание уделял раздаче милостыни, ежедневно совершая для этой цели поездки по окрестностям монастыря. Он учил своих духовных чад, что это очень важная для нашего времени добродетель, и говорил: «Когда человек творит милостыню, то дает взаймы Богу, и Бог, Который берет у него взаймы, вернет долг по обетованию стократно, то есть в сто раз больше уже в этой жизни, а уж в будущей удостоит Своего Царствия».

Еще при жизни старца Ефрема были изданы книги его поучений и духовных бесед, некоторые из них переводились на русский язык. Среди них – «Жемчужины подвижнической мудрости», «Искусство спасения. Беседы», а так же самый значительный труд «Моя жизнь со старцем Иосифом».

Старец по своему дару пророчества говорил о приходе антихриста и необходимости мужественно противостать ему, утверждая, что те, «кто дадут бой – будут избранные люди Божии». Присутствие же монастырей в мире будет насущной необходимостью, и нужно всячески способствовать их созданию и сохранению. Когда вспоминаешь старца Ефрема, его спокойный и радостный дух, приходят на ум ободряющие слова из Евангелия: «Не бойся, малое стадо», обращенные ко всему христианскому миру.

Предлагаемая вашему вниманию видеозапись беседы старца Ефрема о невидимой брани была сделана в 1992 году в храме Честного Креста в Питтсбурге. В то время отец Ефрем был игуменом монастыря Филофей на Святой Горе Афон и только начинал свое служение в Америке. С тех пор прошло почти тридцать лет, но в свете последних событий слова старца звучат особенно актуально.

Перевод беседы на русский язык впервые был сделан трудами братии СПб подворья Валаамского монастыря в 2010 году, сегодня беседа приводится в новой, более точной редакции.

Игумен Петр (Романов)
Вознесение Господне, 28 мая 2020 г.



«О невидимой брани»

Беседа с архимандритом Ефремом Филофейским (Аризонским)

«Днесь благодать Святого Духа нас собра». Последний раз я здесь был четыре года назад, после чего я уезжал в монастырь, и четыре года меня здесь не было.

У нас был святой обычай собираться здесь после исповеди, чтобы поговорить на темы, не относящиеся к исповеди. Потому что исповедь – дело личное, а здесь мы можем поговорить на общие темы, о том, что относится ко спасению всех.

Моя радость особенно велика оттого, что через столько лет мы снова здесь встречаемся, ибо эту встречу запечатлевает Святой Дух, наш Христос, Который есть Любовь. И тот, кто имеет любовь – тот имеет Бога в себе, а кто имеет Бога в себе – тот имеет любовь, а любовь выражает присутствие Бога.

***

Отец Иоанн попросил меня сказать несколько слов о брани, которую ведет против нас диавол, и какое искусство он употребляет, какое умение, чтобы нас запнуть и низвергнуть, чтобы пленить наш ум, сердце и чувства, чтобы нас замарать, чтобы взять нас и окунуть в свое зловоние, чтобы мы лишились Христова освящения.

Апостол Павел говорит, что брань христианина «не есть против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Этим он хочет сказать, что наша брань не подобна той, когда мы воюем с человеком или несколькими людьми, когда льется кровь и идет телесная борьба. У нас нет такой брани, но есть иная – умная, духовная брань, где мы воюем не телом, а духом. Дух против духа. Душа человека есть дух. Душа человека – сущность духовная, личность.

Эта личность проявляется посредством членов физического тела. Подобно тому, как мы видим некоего человека, и он говорит так-то, и это выражает его личность и сущность, так и душа человека есть духовная сущность духовного человека, имеющая некоторые форму и вид. Могу сказать, что этот человек, внутренний человек, является той истинной движущей силой, которая выражается и во внешнем человеке.

***

Диавол как дух лукавый очень хорошо владеет искусством вводить нас в грех. Он подходит умело, с великим опытом, и он хорошо владеет искусством – как нас низложить, чтобы соделать нас грешниками в глазах Божиих. И он приносит нам мысли, которые совсем не есть правильные и благие. И посредством мечтания он толкает нас в различные грехи.

Мечтание приходит образами, лицами, вещами и через образы и лица он толкает нашу мысль, толкает наш ум, подвигает сердце, чтобы мы желали вещи, которые не угодны Богу, которые не нравятся Богу, а нравятся только этому чёрному – мрачному и зловонному. Он зловонный и враг Богу, и таким же хочет сделать и человека – врагом Богу и таким же вонючим.

Поскольку он знает, что за свои дела пойдет в ад, то хочет, чтобы и человек делал то же самое и пошел в преисподнюю вместе с ним. Во-первых, он хочет удовлетворить свою злобу, зависть, ревность, ненависть.

А во-вторых, он хочет опечалить Бога и сказать Ему: «Видишь, Ты стал Человеком, чтобы спасти человека. Ты распялся ради человека, пролил Свою Кровь ради человека. Но Ты ничего не достиг! Я забрал от Тебя этих людей». И таким образом он хочет огорчить Благого нашего Господа.

***

Старец Ефрем Филофейский (Аризонский): Беседа о невидимой брани
Святые Отцы характеризуют дьявола, грех как мравольва (Иов. 4:11). Диавол приходит под видом маленькой вещи, маленькой мысли, которая подобна муравью. Этот муравей, эта маленькая мысль, это маленькое движение через помысел, через мечтание, через телесное чувство может сделаться грехом.

И кто-то может сказать: это всего лишь маленькая мысль, это всего лишь маленькое внимание к плохому помыслу, к плохой мысли, к плохому грешному мечтанию, которое приходит и атакует ум. Ведь мечтание не есть что-то важное, не обращай на него внимания, это не зло. Это пока только муравей. Но если оставить эту мысль, это маленькое мечтание, маленькое телесное чувство, не изгнать, не уничтожить его, что столь же легко, как раздавить муравья. Мы так делаем – и конец делу.

Но если мы этого не делаем, то этот муравей потихоньку, потихоньку, беспрепятственно нас обольстит и станет как лев – свирепым и большим. И когда мы встанем, чтобы его схватить: «О! Это уже опасно и не по моим силам!». И поскольку этот муравей стал львом, брань становится очень трудной и опасной.

Преп. Ефрем Сирин говорит: «Смотри, дьявол не случайно подходит к тебе, он не простофиля, его не так легко победить, смотри, поражай зло в самом начале, чтобы оно не стало львом, ибо тогда оно может сокрушить тебе кости». Поэтому сейчас, пока оно маленькое, сейчас, когда помысел слаб, сейчас, когда мечтание немощно, как только оно появится – выкорчевывай, изгоняй его немедленно, прогони мечтание, перемени помысел, и возьми оружие в свои руки.

Что это за оружие? Имя Христово! «Оружием обыдет тя истина Его». Защитись Именем Бога Иаковля! «Защитит тя Имя Бога Иаковля»! Имя Бога Иаковля есть Христос!

Итак, он говорит, возьми оружие в свои руки и бей то малое, которое кажется тебе малым. Ибо если ты его не поразишь оружием сейчас, то будешь вынужден это делать послезавтра с великой болью. Ты вынужден будешь приготовить меч. Зачем нести такие расходы и труды в будущем, когда сейчас это легко прекратить и избавиться от дальнейшей возни.

***

Итак, как говорят святые Отцы, «трезвись во всём!», по апостолу Павлу. Будь внимателен во всём, трезвись во всём, надзирай над всем, наблюдай за всеми своими мыслями и делами.

Не оставляй ничего, что может тебя прельстить. Блюди свои глаза, мысли, мечтания, движения тела, сердца. Всё пусть проходит через проверку просвещением от Бога. От Бога это – или нет? Должен ли я это принять – или нет? И когда я пойму, что это плохое или злое – оп! – стоп! Поражаю это молитвой – и конец делу. Брань прекращается, и дальше не продвигается.

Взять к примеру, маленький прыщик, что в наше время очень часто встречается на груди у женщин. И сразу же приходит мысль: не принесет ли он мне беды? Надо бежать (к врачу). А если сказать: «А, ничего, пройдет, я не буду этого бояться, а то расстроюсь». Тогда этот оставленный прыщик начинает прогрессировать, и насколько его оставишь, настолько он наберет силы и потом ты вынужден будешь делать болезненную операцию. Опасность увеличится и может перейти в рак. И потом мы будем иметь и другие проблемы со здоровьем.

Так что, как только увидишь, что этот прыщик появился – беги и удали его. Малый труд, малая боль – и надежда выжить становится велика.

Наш Христос вооружил нас оружиями Света. Оружия Света есть, кратко сказать, дары Святого Духа. Любовью мы поражаем ненависть. Плохие мысли, которые нам приносит диавол, мы поражаем добрыми мыслями. Он приносит нам хулу на Бога, на Пресвятую Богородицу, на веру, а мы это отражаем Именем Христовым, Именем Пресвятой Богородицы и правыми догматами нашей веры.


Старец Ефрем Филофейский (Аризонский): Беседа о невидимой брани

Подобно тому, как если бы кто стал бритвой резать себе вены, мы понимаем, что у него вытечет кровьи он умрет. Он не может сделать никаких движений, никаких действий, проще говоря, такой человек умирает.

Когда христианин обрежет «жилы» – демонические мысли, тогда у него прекратится тяга ко греху. Если мысли и мечтательная часть ума станут чистыми, то есть, то, что мы воображаем, не будет греховным, когда мы не позволяем, чтобы наш ум занимали мысли, образы, грехи. Мы их обрезаем страхом Божиим.

Я не должен позволять себе мыслить о грехе, чтобы грех оставался во мне и занимал меня, ибо я огорчу Духа Святого. Тогда я словно бритвой Слова Божия и Божественными, духовными мыслями обрезаю «жилы», которыми приходит сила сатаны и толкает меня в грех. Тогда у меня прекратится движение, подстрекательство и побуждение от диавола и страстей, чтобы я впал в грехи, которые в глазах Божиих соделывают человека грешным и нечистым.

***

Итак, когда мы внимаем себе со страхом Божиим, когда я внимаю каждой мысли, каждому образу и всему, что вижу, и проверяю их страхом Божиим и Божиим законом, тогда я не позволяю войти в меня плохой вещи, плохому предмету, этому злу и смраду диавола. Я не позволяю, чтобы оно вошло в меня. То есть я останавливаю это снаружи.

Это подобно тому, как если кто-то стучит в мою дверь, эта дверь находится со стороны улицы, и он стучит в дверь, чтобы войти внутрь. По улице ходит много народа. Любой, конечно же, может постучаться в дверь, но я должен посмотреть: тот, кто стучит, свой или чужой? Белый или черный? Разбойник или добрый человек? Он свой или чужой?

Когда же я увижу, что это – черный, чужой, разбойник, когда его вид не внушает доверия, то я ему не открою – пусть стучит в дверь! А если я скажу себе: «Ну, если открою ему немножко, посмотрю, что он мне скажет».

Но как только ты ему немного откроешь, он сразу же попытается войти внутрь. И если он меня одолеет, то войдет в прихожую, завоевывая таким образом часть моего дома. Если же я не окажу ему и там соответствующего сопротивления, чтобы выгнать наружу, то он начнет меня толкать, толкать дальше, в комнату. Если же я и там не смогу его выгнать в прихожую, а из нее наружу, то он меня там схватит и свяжет. А если свяжет, то убьет.

***

Следовательно, что же мы должны делать? Как уже было сказано, мы должны совсем не открывать дверь. Как только увидим, что это наш враг, что он опасен – да не открываем дверь вообще! И таким образом мы избавимся от всей этой возни, которая последует, если мы откроем.

Итак, когда приходит мысль грязная, злая, враждебная, демоническая, да не открываем входа и да не начинаем её исследовать и вести с ней беседу. «Ты весь черный! – никакой беседы!» И сразу – бам! – «Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Пресвятая Богородице, помоги мне!» И так мы его убиваем и избавляемся. И остаемся мирными.

Таким образом ведется умная брань против дьявола, который настолько опасен, что может погубить нашу душу. Чтобы мы не попали в рай, к Божественному Свету. Вместо того, чтобы жить с ангелами и святыми, пойдем во мрак, в зловоние ада, где получим воздаяние за свои дела и останемся навеки с демонами, от одной мысли о чем мы сейчас испытываем страх и страдаем.

Давайте представим, что мы будем жить с ними и будем иметь их на своих плечах вечно. Но откуда всё это? Откуда всё это проистекает? От того, как мы сейчас мыслим. Подумайте, какое это имеет значение! Смотрите, какие последствия: рай – ад. Бог – дьявол. Свет – мрак. Благоухание, благовоние – зловоние. И всё это навеки!

На чем все это зиждется? На том, как я сейчас мыслю. Принимаю ли я плохие помыслы, плохие мечтания. С этого все начинается! Следовательно, имеет огромное значение то, что мы должны хранить наш ум чистым от мыслей греховных, грязных и страстных. А должны иметь мысли светлые, святые и Имя Христово. И таким образом мы избавимся от ада и попадем в рай.

***

Как-то один идольский жрец был среди монахов, и он сказал монахам: «Когда вы молитесь – вам говорит Бог? Он вам отвечает»? Они говорят ему: «Нет». «А мне, – говорит он, – отвечает бог! Если вам не отвечает Бог – значит ваши молитвы не чистые».

И отцы говорят потом: «Правильно он говорит. Ему отвечает дьявол, поскольку он ему служит и ему поклоняется. Однако о нас он правильно сказал. Ибо поскольку мы не получаем от Бога ответа на наши молитвы, то это означает, что мы не молимся хорошо, что-то у нас идет неправильно. Наша молитва встречает какие-то помехи и не доходит хорошо до Бога».

Это означает, что когда мы молимся и принимаем мысли, или, когда ум убегает от нас и рассеивается туда и сюда, тогда наша молитва имеет форму без содержания. Поэтому, когда мы молимся, то постараемся чтобы ум не убегал и чтобы он не занимался вещами, не имеющими никакого отношения к молитве, которую мы совершаем в этот час.

Мы должны понимать то, что говорим Богу в молитве. Ибо если мы не понимаем того, что говорим, то как же мы ожидаем, что Бог поймет то, что мы Ему говорим? Мы не знаем в тот час, когда молимся Богу, того, что говорим, потому что наш ум убегает, а язык говорит, но ум убегает в другое место и мы иногда говорим: «Но я же произнес эту молитву, я же произнес «Отче наш», Символ веры. Но эти слова не имеют силы, потому что ум убежал.

***

Старец Ефрем Филофейский (Аризонский): Беседа о невидимой брани
Поэтому иногда, а лучше всего ‒ всегда, да будем держать, сколько сможем, единословную молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Это краткая молитва с пятью словами, и не требуется много умения, чтобы держать эту молитву. Однако эта молитва очень сильная, как это видно из опыта, ибо она заключает в себе святые Имена нашего Христа и имеет внутри себя Божественную силу и благодать.

Это не то, что наши имена, которые не имеют важности. Но эти – имеют всю Божественную силу и благодать Имени Христова. Поэтому, чтобы мы были в безопасности, под покровом Божиим, требуется, когда мы, к примеру, просыпаемся, встаем, чтобы идти на работу и так далее, то как только откроем глаза, – сразу же да начнем призывать Имя Христово.

Будем произносить молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Господи Иисусе Христе…» Когда идем умываться, приводим себя в порядок, будем произносить умом, говорить шепотом: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Господи Иисусе Христе…». И будем делать свои дела. Садимся ли в машину, идем ли на работу, осеним себя крестным знамением, перекрестим руль и начнем: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Господи Иисусе Христе… Пресвятая Богородице, помоги мне».

Ум в Боге. Это то, что сохранит нас от всего демонического и одновременно сделает безопасной всю нашу жизнь. Потому что Имя Христово оберегает нас некоей невидимой силой, благодатью и покровом. Если же дьявол захочет нас запнуть, чтобы нас умертвить, чтобы причинить нам какой-либо вред, то Имя Христово прогоняет его от нас и мы избавляемся.

***

Сколько людей избавились молитвой от верной смерти!

У нас много средств, защищающих нас благодатью Божией: молитва, осенение себя крестным знамением, когда мы носим иконку какого-то святого или Пресвятой Богородицы. Все они защищают нас, христиан.

Поэтому Имя Христово должно быть для всей нашей жизни, как бы выразиться... Подобно тому, как мы поддерживаем тело дыханием, кислородом, пищей, одеждой, едой и так далее – без чего мы не можем жить. Так и душа не может жить и спасаться во Христе, если не поддерживается всеми средствами, которые требуются для жизни души не только во временной жизни в духовном здравии и в благодати Христовой, но и в вечности.

Если кто небрежно относится к своей работе, к своему здоровью, питанию и так далее, то начнет страдать телесно. Так и мы, если не поддерживаем свою душу пищей духовной, которую подает нам Святое Евангелие, учения святых Отцов, Таинства Церкви – тогда повреждается наше духовное здравие, наша жизнь приносится в жертву земле, микробам греха, чтобы они действовали в нас, чтобы мы потеряли свое духовное здравие, вследствие чего наше вечное спасение окажется под сомнением.

Мы боимся смерти. И я первый. И мы говорим: «Я боюсь смерти, я боюсь ухода из этой жизни». А почему? Почему мы боимся смерти телесной, а не боимся смерти душевной? Почему ты боишься уйти из этой жизни? Ты боишься, потому что тебя обличает совесть, что-то у тебя не в порядке, что-то идет не так… То, что ты боишься, означает, что у тебя не все хорошо с Богом. Отдай Богу то, что ты должен Ему. Уладь свои дела перед Ним и не бойся! Боишься попасть в полицию? Значит, ты нарушил какой-то закон.

Если у человека все нормально, то он мужественен и не боится ни полиции, ни суда. А если боишься, – это означает, что твою совесть что-то терзает. Поэтому приведи все свои дела в должный порядок перед законом Божиим, и тогда ты не будешь бояться смерти. А также перед гражданскими властями – и тогда не будешь бояться ни суда, ни тюрьмы.

***

Когда лукавый стучит в дверь, если я ему открою…. Поскольку он черный, что он может мне дать? Он нечистый, что он принесет в мой дом? Он зловонный, поэтому и меня замарает, если я ему открою. Если я захочу, то открою ему, а если не захочу, то не открою.

Итак, если я не пущу его, то избавлюсь от этого зловония. А если открою, то он придет и устроит мне разные истории, и так я пострадаю от плохих вещей. Если я не открою, значит не принимаю зла, и тогда я и не виновен. То есть я не согрешаю. Ну а если я его принимаю, поскольку это зло и я его принимаю, тогда я пожинаю последствия принятия зла.

Человек имеет власть послушаться зла или не послушаться. Он может послушаться закона Божия или преступить закон Божий. Если бы этого не было, то человек не находился бы под судом Божиим, то есть он не был бы судим в день Страшного Суда.

Вы поняли?

***

Вопрос: — Как мы можем различать, когда дьявол хочет нас прельстить, и мы думаем, что это «нечто» от Бога, а оно не от Бога? Как мы можем различать это?

Чтобы отличить: прелесть это или истина, свет или тьма требуется дар рассуждения. Потому что Божие имеет внутри смирение, имеет мир, тишину, душевный покой. То, что от дьявола – наоборот: имеет беспокойство, страх, тревогу. Человек чувствует себя нехорошо.

Но прежде всего, чтобы человек был уверен, что «это справа, а это – слева», нужно, чтобы он пошел к духовному отцу, к своему учителю и сказал ему: «Вот так-то и так-то… Правильно ли я думаю, правильно ли я написал, или нет? Я вот думаю, что это хорошо. Но я точно не знаю, я не знаю дела, я не знаю хорошо науку, и ты меня научи»!

Тот, кто советуется со своим духовником, находится в большей безопасности, и он уверен, – то, что он ему сказал, – это правильно. Он это принимает и приобретает опыт, который ему необходим.

Вопрос: — Часто диавол воюет против нас через наших близких, родственников. Что мы должны делать, когда он так действует, через наших друзей, родителей?

Соответственно тому искушению, которое создают нам наши родные, мы должны занять и позицию. Разумеется, когда они толкают нас в грех, в зло, тогда мы должны их отсечь. Об этом нам говорит и Христос в Святом Евангелии: «Если тебя соблазняет правый глаз – вырви его. А если соблазняет правая рука, нога – отсеки её. Лучше с одним глазом и одной ногой,‒ говорит Он, ‒ войти в рай, чем с двумя – в ад».

Был один старчик на Святой Горе, он говорит мне как-то: «Отче, ну, хорошо..., когда меня соблазняет рука, – я её отсекаю, ногу – отсекаю… А глаз? Как я его вырву? Не могу я этого сделать»! Я ему говорю: эти слова Христа имеют иносказательный смысл. Твой правый глаз, твоя правая нога, твоя правая рука – означают того человека, с которым ты непосредственно связан.

Возьмем, к примеру, брак. У жены есть муж, а у мужа – жена. Если жена тебя соблазняет, отводит от пути Божьего, толкает тебя к дьяволу, толкает в грех – отсеки её. Потому что, если ты останешься с ней, или с ним, – то оба пойдете в ад. Лучше останься один, а она – пусть идет куда хочет.

К примеру, тонет человек. И когда он тонет, то хочет во что бы то ни стало ухватиться за тебя. И если он схватится за что-то из твоей одежды, то потянет и тебя вниз. Отцы говорят: если ты постараешься вытащить его оттуда, то сколько бы ты его ни тянул, не сможешь его спасти. Оставь его, пусть идет. Иначе погибнете оба. Сколько можешь помочь ему – помоги. Но если чувствуешь, что больше не можешь – оставь его, он погиб. Понимаете, в чем вопрос…

Если кто-то из родных (ребенок, друг, двоюродный брат) толкает меня: «Пойдем, пойдем… сходим на дискотеку, в кино… пойдем туда-то…». Скажи ему: «Я не могу туда пойти. Я не пойду. И если ты настаиваешь на своем – значит, ты отрезал с ним дружбу и родственность. «Я не могу, я не последую за тобой». Как говорит святой Косма Этолийский: «Если встретишь на перекрестке дьявола, то перекрестись и он уйдет. А если встретишь женщину, то она, если перекрестишься, – не уйдет»! Должен будешь уйти ты! Так и здесь: если видишь, что родственник тебя соблазняет, тащит и говорит: «Пойдем на вечеринку, пойдем туда-сюда…». Когда увидишь, что не сможешь уклониться – отсеки! И скажи: «Поскольку это родство и дружба отводят меня от родства и дружбы с Богом, то лучше я буду с Богом, а родственники пусть идут…»

***

Я вам расскажу еще кое-что: ехал я как-то в автомобиле, в Греции, перед нами ехал автобус, и на автобусе была надпись: «Держи от меня такую дистанцию, какую ты держишь от своей тёщи»! Это доставляет нам проблему. Так и мы, мы должны держать дистанцию от своих родных и друзей, если они влекут нас в грех, чтобы сделать врагами Божиими.

Явление нашего монастыря здесь – это маяк для нашего православного монашества. Каждый монастырь есть форпост Божий и явление святоотеческого опыта. Каждый монастырь, где он построен – благословляет всю эту местность и всех людей, которые там живут. Умиротворяет всю эту местность. Уходят демоны, приходят ангелы. И тот духовный труд, что несет монастырь – помогает христианам незаблудно шествовать по пути спасения.

Это некое духовное убежище, где укрывается каждая душа, хотящая спастись. Хотящая получить утешение, хотящая оживотвориться, хотящая просветиться, ибо в мiру – столько проблем… Особенно в наше время.., тысяча две проблемы, особенно духовных. И других. Есть большая нужда разрешить и разъяснить эти проблемы. Присутствие монастыря, люди, что живут в нем, ‒ у этих людей есть возможность, есть благодать, есть опыт помогать и спасать людей, прибегающих к ним.

***

Итак, присутствие нашего монашества это ‒ маяк в Новом Свете, как называют Америку, Канаду, где до этого по сути не было ни одного православного греческого монастыря. Это дает нам благие надежды. Надежды, которые дадут жизнь, дадут Свет, дадут спасение людям здесь.

Итак, давайте будем молиться, чтобы присутствие монашества, а в особенности первого монастыря, многократно умножилось и стало как бы закваской, которая заквасит все это место, которое называется Новым Светом: монастырями, маяками, православными прибежищами, духовными оазисами, куда наши христиане будут прибегать, чтобы питаться, напояться, орошаться, спасаться.

Ибо мы ожидаем… ожидаем новую эпоху, которая означает эпоху антихриста. Итак, и сейчас уже много антихристов. И как говорит апостол Иоанн Богослов – кто есть антихрист? – «Тот, кто не исповедует Христа Иисуса во плоти пришедша». Итак, кто не исповедует, что Христос снизшел на землю как истинный Бог, и воплотился и стал Человеком и Богочеловеком, чтобы спасти человека и вознести его туда, где он был прежде, то есть, в Небесный Мiр, в славу Божию, в Вышняя. Тот, кто всё это не исповедует – тот есть антихрист.

Итак, поскольку мы ожидаем времена антихриста, который, по моему смиренному мнению, будет олицетворением всей сатанинской силы, и его присутствие будет в центре, который называется Нью-Йорк, посреди моря и рек Вавилонских, о которых возвещает Апокалипсис. Это будет его местопребыванием, его кафедрой, его центром, и отсюда он будет общаться со всем мiром.

И он, антихрист, назовет себя «Большим Братом» и посредством телевидения и телеоптических средств он одновременно и в любое время сможет общаться с каждым человеком. То есть, человек находится в своей комнате, и что бы он ни делал, ‒ тот ему явится и даст повеления, чтобы он в него уверовал и покорился демонической энергии, чтобы привлечь к себе этого человека и чтобы он в него уверовал и ему последовал.

Итак, поскольку в этом мiρе существуют сатанисты, существуют еретики, существуют антихристы существуют.., существуют.., существуют.. Итак, в такой ситуации и возрастет антихрист, приход которого ожидается. И поэтому для этих сражений Архистратиг Христос должен поставить, и давайте будем надеяться, что Он поставит мужественное воинство Своих избранников и последователей, которые дадут отпор самому сатане. Это мужественное войско привлечет к себе простых христиан, чтобы и они составили воинство и фронт Божий.

Итак, этими избранниками и последователями являются монахи и монахини, а их крепостями будут – монастыри. В них будут укрываться люди, чтобы спрятаться и обезопаситься (уберечься) от этой сатанинской силы. На эти монастыри, на это войско, на этих мужественных людей сегодня, к сожалению, нападают, дабы всё это воинство не создавалось, чтобы приблизить приход антихриста.

У нас будет прямая опасность отречения, потому что мучения будут намного сильнее из-за тех средств, которыми будет располагать наука и техника. И сатана будет весьма искусно манипулировать этим. Поэтому и Христос нам говорит в Святом Евангелии: «Когда придет Сын Человеческий – найдет ли веру на земле?» Найдет ли людей, верующих в Него? Верующих не только языком, но сердцем и силой, силой мужества.

***

Поэтому у нас есть острая нужда основывать монастыри, если мы хотим, чтобы и мы и наши дети, и наши внуки – обрели безопасность перед бедами, которые нас ожидают. А они придут обязательно, я уверен в этом, потому что об этом нам говорит Священное Писание. Священное Писание ‒ от Духа Святого, и ничего оттуда не выпадет – всё написанное сбудется.

Итак, присутствие монастырей и людей, живущих в них, будет нашей острой нуждой, и мы должны желать этого и помогать им, чтобы они существовали и давайте будем молиться, чтобы они наполнились мужественными душами, которые дадут активный отпор сатане и его воинству и станут для наших христиан образцом стойкой веры, чтобы и мы противостали сатане и стали новыми мучениками. Мучениками, которые будут несравненно славнее по сравнению с мучениками древних, первых времен.

Безусловно, те, кто спасутся в последние времена просветятся паче солнца! Более первых святых! Ибо страдания будут большие, вера – немощна, зла – много, поэтому те, кто дадут бой сатане – будут избранные люди Божии.

Раньше – вера была, скажем так, с явлением Божественных сил, чудес, которые совершали святые, апостолы. И совершались чудеса, чудеса… Зла было мало, страдания не были столь активными и явными. Сейчас – вера немощна, зла много, много греха, много мрака, мало руководителей, духовный человек – редкость. Мы находимся в некоем жалком духовном состоянии.

Но тот, кто даст доброе мученичество за Христа – будет велик, для его укрепления ему будет дана сила Свыше, он станет великим счастливцем, обретшим славу и достоинство первых святых.

***

В заключение, я хочу вам сказать, что вам дана большая благодать от Бога, ибо в вашей местности, в вашем городе, в ваших стенах, Бог соблаговолил вас создать Свой первый монастырь, в Америке, в этом месте, называемом Новым Светом.

Вы обрели эту благодать у Бога, и мы должны всей душой прославить Бога и нашу Пресвятую Богородицу. А также поблагодарить нашего святого епископа, ибо он много потрудился и с большой искусностью основал первый монастырь. Потому что он – человек Божий, человек, который любит монашество, живёт им, и поэтому мы обязаны ему большой честью.

Давайте будем молиться за него, чтобы он имел силу, чтобы он имел святое дерзновение основать ещё и ещё… И таким образом, ваша епархия, Пенсильвания, да станет столицей православного монашества в Новом Свете.

Аминь.


Биографическая справка

Архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (в миру Иоáннис Мораитис, 24.06.1928–08.12.2019) – подвижник, пастырь, апостол Америки, трудами которого возрождена монашеская жизнь в ряде афонских скитов, а также основано девятнадцать православных мужских и женских монастырей в США и Канаде.

В 1947 году он поселился на Афоне, стал послушником известного безмолвника старца Иосифа Исихаста «пещерника» и провел рядом со своим наставником двенадцать лет, вплоть до кончины учителя.

В 1973 году иеромонаха Ефрема избрали настоятелем одного из старинных афонских монастырей — обители преподобного Филофея, где отец Ефрем ввел практику и устав Иосифа Исихаста.

В 1979 году в одной из клиник Канады архимандрит Ефрем перенес хирургческую операцию. После успешного излечения он стал регулярно посещать греческую диаспору и вскоре переехал в США для окормления своей паствы и возрождения пришедшей в упадок духовной жизни православных греческих общин Северной Америки.

В 1995 году в безводной пустыне штата Аризона старец основал обитель в честь преподобного Антония Великого, где поселился сам и где 8 декабря 2019 года отошел ко Господу на 92-м году жизни.


По материалам сайта Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря


Видео

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Фото Видео 143128

Приложение «Валаам»

Подать записку
Пожертвования

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+12°
сегодня в 08:54
Ветер
3.6 м/с, ЮЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
766.8 мм рт. ст.
Влажность
96%