Каждый инок обязан был ежедневно выполнять определенный объем работы, отмечаемый в особых «тетрадках». Одна из них начинается следующими словами: «В эту тетрадь должны быть записованы по благословению игумена Валаамского монастыря все работы по иконописному мастерству, с обозначением, кто именно и чем занимался».
Так, при игумене Дамаскине, отец Иоанн внес в «Тетрадь для записывания по иконописному мастерству» все свои дела за январь 1857 года. Он не только писал картины на финифти, но и выполнял массу химических и технических работ («растворял серебро, плавил цинк для гальванических батареек, составлял золотой раствор для золочения, приделал электромагнит к гальванопластике»), ставил химические опыты («делал опыт: из воды выделял горощый гасъ»), занимался электричеством («установил электрическую машинку у отца Николая»). Среди этих работ - изготовление газопроводных труб, лепка форм для гальванической отливки рамок на финифтяные образы и многое другое.
Считается, что на Валааме действовало около 30 производств. Все мастерские и производства сейчас, нам кажется, и невозможно перечесть: позолотная, шлифовальная, резная, иконописная, переплетная, слесарная, столярная, свечная, сапожная мастерские, литейный цех, рухлядная, хлебопекарня. На острове были даже небольшие заводы: смоляной, кожевенный, лесопильный, кирпичный; были свои конюшня и молочная ферма. В обители была собрана великолепная библиотека, создана иконописная мастерская и школа живописи.
В середине XIX столетия в монастыре была основана фотографическая мастерская. Монахи-фотографы бережно запечатлевали будни и праздники монастырской жизни. И сегодня у нас есть возможность предоставить уникальные фотографии, рассказ о том, как несли послушание 120-130 лет назад на Северном Афоне России.
Вот как описал мастерские в своем очерке «Трудовая жизнь на Валааме» Владимир Попов. Очерк был опубликован в книге «По родному краю. Сборник статей по отечествоведению», изданной в 1902 году.
***
«Занятая послушаниями, братия только в праздничные дни бывает на всех церковных службах, а в будни является только к утрене и, отслушав ее, идет к своим обязанностям, расходится по мастерским и принимается за работу. С шести часов утра в мастерских уже кипит работа. Каждое дело имеет во главе «хозяина» (заведующего), без благословения которого послушники не имеют права ни начать, ни кончить, ни изменить сколько-нибудь своего урока.
"Чего-чего только не делает братия у нас. У нас прямо целое государство, только духовное, конечно. И свечной завод, и кожи мочим, и скипидар гоним, и переплетная у нас есть, и лекарственные травы растим, и сукна валяем, и посуду обжигаем, скудельный заводик есть... и лесопильная, и конный завод, и граниты шлифуют, и мрамор полируют. Господь умудрил, и мастера-рабочие тянут к нам, с питерских заводов да и совсюду. Ведь разные люди на свете... есть и озорники, рабочий-то народ, а есть и в рабочем народе "зернышко Господне", на слово Божие идут. Вот и живем, как царство" (разговор с монашком - Иван Сергеевич Шмелев).
Благодаря такой дисциплине дети и юноши, одни поступившие по собственному желанию, другие отданные родителями или родственниками, проходят прекрасную школу труда; изучая в совершенстве то ремесло, которыми они занялись по склонности или назначению, они воспитываются и нравственно. Разумеется, не многие из тех, кто поступил в монастырь в детстве или отрочестве, остаются в нем навсегда: большинство из них уходит потом снова в мир, унося с собой прочные знания и привычку к упорному и производительному труду.
ТРУДОВОЕ МОНАШЕСТВО: «ПРИЗЫВАТЬ ИМЯ БОЖИЕ МОЖНО И УБИРАЯ НАВОЗ, И ДОЯ КОРОВУ»
Братия проходит послушания смотря по способностям, а иногда по назначению; клиросное, пономаря, звонаря; вырезывает крестики и образа, точит ложки; другие занимаются мастерством: иконописным, столярным, слесарным, малярным, кузнечным, выделыванием глиняной посуды, портновским делом или пекут просфоры, хлеб, колют и возят дрова, варят квас, прислуживают в трапезной, трудятся в поварне, стирают белье, ловят рыбу и т. д. Неся труд на пользу целой общины, братия в свою очередь получает все нужное из нее же.
Вся одежда и обувь приготовляется в собственных мастерских, а кожа для обуви выделывается на своем кожевенном заводе, устроенном на острове, вне монастыря. В водопроводным доме устроены: лесопильня, мукомольня, токарная и слесарная; последние исполняют постоянно множество работ для монастыря. Кроме того, здесь же помещаются: прачечная с особым бассейном для мытья белья, баня, а в нижнем этаже - кузница с четырьмя горнами, снабженными особыми усовершенствованными мехами, действующими с замечательной легкостью.В плане пропитания монастырь не только не зависел от большой земли, а напротив, снабжал ее плодами своих трудов, отправляя на пароходах в период навигации один за другим грузы рыбы, свечей, фруктов (в основном яблок), церковного вина и т. п.
Работный и конюшенный дом — это двухэтажное здание из красного кирпича в виде каре, расположенное приблизительно в ста метрах к северо-востоку от монастыря. Работный дом построен в 1871 году игуменом Дамаскиным по проекту Санкт-Петербургского епархиального архитектора Григория Ивановича Карпова (1824-1900). Дом предназначался для проживания работников, которых летом на Валааме было до 400 человек. В подвальном и первом этажах были кухня и трапезная, рухольная с одеждой.
С противоположной стороны корпуса находились конюшни с просторными и теплыми стойлами, куда был проведен водопровод. Там же, где хранились экипажи и пожарный инвентарь, размещались колесная и тележная мастерские. Лошадей насчитывалось около 100 голов, большинство из них были выращены здесь же, на Валааме.Сама ферма монастыря - это двухэтажное с мезонином каменное строение, крытое железом. В первом этаже его помещается кухня и ряд больших комнат с длинными и широкими полками по стенам, уставленными всегда бесчисленным множеством крынок и плошек с молоком, сливками, сметаною и творогом, которые проходят здесь последовательно все свои фазисы. Во втором этаже живет братия в количестве 12 человек, наблюдающая за скотом и работающая на ферме. В подвальном этаже поставлена паровая машина, построенная своими силами; тут же, рядом с ней, в скале выбурена вертикальная шахта, соединенная с озером другою - горизонтальною шахтою.
При помощи этого колодца паровая машина берет воду из озера и снабжает ею все этажи фермы, коровник и скотный двор, которые соединены с водопроводом чугунными трубами, как и в монастыре. Этой же паровой машиной монахи пользуются для сбивания масла, приготовления картофельной муки, резки соломы для корма скота. Тут же, при водопроводе на ферме, осенью и зимой производится искусственное разведение рыбы.
Для этого служат приготовленные на собственном гончарном заводе, где выделываются из глины различные хозяйственные вещи и посуда, большие глиняные ящики; в них, на стеклянную решетку, кладется рыбья икра, которую омывает беспрерывно бегущая из крана вода.Весною, в мае месяце, подросшую и окрепшую уже рыбешку выпускают в монастырский залив, в количестве 40 и более тысяч.Рыба служит одним из главных предметов питания монастырской братии и приезжих богомольцев, поэтому рыбною ловлей занимаются здесь серьезно и в широких размерах.
В определенное время года около Валаамского архипелага ловятся следующие породы рыб: лосось, «ясиная» и «кряжевая» панья, язь, харьюс, налим, щука, окунь, плотва, ерш, корюшка, ряпушка и, наконец, сиг - «валаамка», этот особый род сигов, живущий в северной части Ладожского озера, преимущественно около Валаамских островов и в средней части Онежского озера.
В монастырском заливе, под Горой, близ пристани, устроен рыбачий домик или «Коптелка», как его зовут монахи. Там, в этой избушке, в короткие зимние дни и длинные вечера при скудном свете лампы, гудит деревянное колесо и навивается на него бесконечная серая нить, высучиваемая из пеньки молодым послушником; другие же монахи и послушники тихо плетут огромные рыболовные сети, свешивающиеся с потолка, к которому они прикреплены; тут же чинят старые. По закопченным, коричневым стенам висят на деревянных гвоздях толстые мотки ниток, скрученные на подобие кос; под потолком за балки сложены готовые сети, ожидающие своей очереди изведать глубины озера и взглянуть на подводные чудеса.Крупную пойманную рыбу солят, заготовляют в прок, мелкую же немедленно употребляют в пищу…».
Справочно - К концу XIX столетия Валаамский монастырь стал одной из самых крупных и почитаемых обителей России. К этому времени он представлял собой фактически маленькое островное государство, которое занимало территорию в 3076 десятин и 1039 5/8 квадратных саженей на острове Валаам и 2800 десятин на островах Тихвинском, Сергиевском и Германовском. К 1900 г. монастырь имел больницу на 20 мест, церковно-приходскую школу, в которой ежегодно обучалось не менее 50 человек, преимущественно детей окрестных крестьян. Свои рыбные ловли в Якимварском и Кюменском приходах монастырь отдавал в аренду Финляндской казне, за что ежегодно получал по 19229 финских марок.
Из третьестепенного, коим он был в начале XIX в., монастырь стал первоклассным, и на его содержание ежегодно отпускалось из государственной казны 1878 руб. 85 коп. Если в 1802 г. в монастыре было всего 82 насельника , то через столетие (в 1900 г.) на Валааме насчитывалось уже 782 человека: 191 человек монашествующей братии, 101 послушник и 490 человек, "проживающих для приобщения к монашеской жизни по законным видам"
Материал подготовлен трудами братии Валаамского монастыря.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 471618