Трудами братии монастыря: 30 производств старого Валаама

В плане пропитания монастырь не только не зависел от большой земли, а напротив, снабжал ее плодами своих трудов, отправляя на пароходах в период навигации один за другим грузы рыбы, свечей, фруктов. 
07.06.2017 Трудами братии монастыря  8 709
XIX век – время расцвета Валаама. Благодаря игумену Дамаскину, возглавившему монастырь в середине столетия, в монастыре развернулось бурное строительство, обустраивались скиты, расширялось и укреплялось монастырское хозяйство. Распорядок жизни братии строился на аскетических традициях православной церкви. Согласно древней традиции монастырь должен был сам себя обеспечивать всем необходимым.
e8f0a778107486e1a9b6bb354629bfac.jpg
Иноки жили по самому строгому уставу Саровской пустыни: вспахивали и засевали поля, взращивали скот, устраивали уникальные оранжереи, разводили сады, возделывали огороды, занимались рыбоводством, - таким образом полностью обеспечивали потребности братии.

Каждый инок обязан был ежедневно выполнять определенный объем работы, отмечаемый в особых «тетрадках». Одна из них начинается следующими словами: «В эту тетрадь должны быть записованы по благословению игумена Валаамского монастыря все работы по иконописному мастерству, с обозначением, кто именно и чем занимался».

3dba463138c5d0f0a0c894adfa3748ba.jpg Так, при игумене Дамаскине, отец Иоанн внес в «Тетрадь для записывания по иконописному мастерству» все свои дела за январь 1857 года. Он не только писал картины на финифти, но и выполнял массу химических и технических работ («растворял серебро, плавил цинк для гальванических батареек, составлял золотой раствор для золочения, приделал электромагнит к гальванопластике»), ставил химические опыты («делал опыт: из воды выделял горощый гасъ»), занимался электричеством («установил электрическую машинку у отца Николая»). Среди этих работ - изготовление газопроводных труб, лепка форм для гальванической отливки рамок на финифтяные образы и многое другое.

Считается, что на Валааме действовало около 30 производств. Все мастерские и производства сейчас, нам кажется, и невозможно перечесть: позолотная, шлифовальная, резная, иконописная, переплетная, слесарная, столярная, свечная, сапожная мастерские, литейный цех, рухлядная, хлебопекарня. На острове были даже небольшие заводы: смоляной, кожевенный, лесопильный, кирпичный; были свои конюшня и молочная ферма. В обители была собрана великолепная библиотека, создана иконописная мастерская и школа живописи.

14249d0360773125c4e2c963bcee1223.jpg В середине XIX столетия в монастыре была основана фотографическая мастерская. Монахи-фотографы бережно запечатлевали будни и праздники монастырской жизни. И сегодня у нас есть возможность предоставить уникальные фотографии, рассказ о том, как несли послушание 120-130 лет назад на Северном Афоне России.

Вот как описал мастерские в своем очерке «Трудовая жизнь на Валааме» Владимир Попов. Очерк был опубликован в книге «По родному краю. Сборник статей по отечествоведению», изданной в 1902 году.

***

«Занятая послушаниями, братия только в праздничные дни бывает на всех церковных службах, а в будни является только к утрене и, отслушав ее, идет к своим обязанностям, расходится по мастерским и принимается за работу. С шести часов утра в мастерских уже кипит работа. Каждое дело имеет во главе «хозяина» (заведующего), без благословения которого послушники не имеют права ни начать, ни кончить, ни изменить сколько-нибудь своего урока.

"Чего-чего только не делает братия у нас. У нас прямо целое государство, только духовное, конечно. И свечной завод, и кожи мочим, и скипидар гоним, и переплетная у нас есть, и лекарственные травы растим, и сукна валяем, и посуду обжигаем, скудельный заводик есть... и лесопильная, и конный завод, и граниты шлифуют, и мрамор полируют. Господь умудрил, и мастера-рабочие тянут к нам, с питерских заводов да и совсюду. Ведь разные люди на свете... есть и озорники, рабочий-то народ, а есть и в рабочем народе "зернышко Господне", на слово Божие идут. Вот и живем, как царство" (разговор с монашком - Иван Сергеевич Шмелев).

Благодаря такой дисциплине дети и юноши, одни поступившие по собственному желанию, другие отданные родителями или родственниками, проходят прекрасную школу труда; изучая в совершенстве то ремесло, которыми они занялись по склонности или назначению, они воспитываются и нравственно. Разумеется, не многие из тех, кто поступил в монастырь в детстве или отрочестве, остаются в нем навсегда: большинство из них уходит потом снова в мир, унося с собой прочные знания и привычку к упорному и производительному труду.

ТРУДОВОЕ МОНАШЕСТВО: «ПРИЗЫВАТЬ ИМЯ БОЖИЕ МОЖНО И УБИРАЯ НАВОЗ, И ДОЯ КОРОВУ»

Братия проходит послушания смотря по способностям, а иногда по назначению; клиросное, пономаря, звонаря; вырезывает крестики и образа, точит ложки; другие занимаются мастерством: иконописным, столярным, слесарным, малярным, кузнечным, выделыванием глиняной посуды, портновским делом или пекут просфоры, хлеб, колют и возят дрова, варят квас, прислуживают в трапезной, трудятся в поварне, стирают белье, ловят рыбу и т. д. Неся труд на пользу целой общины, братия в свою очередь получает все нужное из нее же.

Вся одежда и обувь приготовляется в собственных мастерских, а кожа для обуви выделывается на своем кожевенном заводе, устроенном на острове, вне монастыря. В водопроводным доме устроены: лесопильня, мукомольня, токарная и слесарная; последние исполняют постоянно множество работ для монастыря. Кроме того, здесь же помещаются: прачечная с особым бассейном для мытья белья, баня, а в нижнем этаже - кузница с четырьмя горнами, снабженными особыми усовершенствованными мехами, действующими с замечательной легкостью.

В плане пропитания монастырь не только не зависел от большой земли, а напротив, снабжал ее плодами своих трудов, отправляя на пароходах в период навигации один за другим грузы рыбы, свечей, фруктов (в основном яблок), церковного вина и т. п.

Работный и конюшенный дом — это двухэтажное здание из красного кирпича в виде каре, расположенное приблизительно в ста метрах к северо-востоку от монастыря. Работный дом построен в 1871 году игуменом Дамаскиным по проекту Санкт-Петербургского епархиального архитектора Григория Ивановича Карпова (1824-1900). Дом предназначался для проживания работников, которых летом на Валааме было до 400 человек. В подвальном и первом этажах были кухня и трапезная, рухольная с одеждой.

С противоположной стороны корпуса находились конюшни с просторными и теплыми стойлами, куда был проведен водопровод. Там же, где хранились экипажи и пожарный инвентарь, размещались колесная и тележная мастерские. Лошадей насчитывалось около 100 голов, большинство из них были выращены здесь же, на Валааме.

Сама ферма монастыря - это двухэтажное с мезонином каменное строение, крытое железом. В первом этаже его помещается кухня и ряд больших комнат с длинными и широкими полками по стенам, уставленными всегда бесчисленным множеством крынок и плошек с молоком, сливками, сметаною и творогом, которые проходят здесь последовательно все свои фазисы. Во втором этаже живет братия в количестве 12 человек, наблюдающая за скотом и работающая на ферме. В подвальном этаже поставлена паровая машина, построенная своими силами; тут же, рядом с ней, в скале выбурена вертикальная шахта, соединенная с озером другою - горизонтальною шахтою.

При помощи этого колодца паровая машина берет воду из озера и снабжает ею все этажи фермы, коровник и скотный двор, которые соединены с водопроводом чугунными трубами, как и в монастыре. Этой же паровой машиной монахи пользуются для сбивания масла, приготовления картофельной муки, резки соломы для корма скота. Тут же, при водопроводе на ферме, осенью и зимой производится искусственное разведение рыбы.

Для этого служат приготовленные на собственном гончарном заводе, где выделываются из глины различные хозяйственные вещи и посуда, большие глиняные ящики; в них, на стеклянную решетку, кладется рыбья икра, которую омывает беспрерывно бегущая из крана вода.

Весною, в мае месяце, подросшую и окрепшую уже рыбешку выпускают в монастырский залив, в количестве 40 и более тысяч.Рыба служит одним из главных предметов питания монастырской братии и приезжих богомольцев, поэтому рыбною ловлей занимаются здесь серьезно и в широких размерах.

В определенное время года около Валаамского архипелага ловятся следующие породы рыб: лосось, «ясиная» и «кряжевая» панья, язь, харьюс, налим, щука, окунь, плотва, ерш, корюшка, ряпушка и, наконец, сиг - «валаамка», этот особый род сигов, живущий в северной части Ладожского озера, преимущественно около Валаамских островов и в средней части Онежского озера.

dc49bac52327e02dcdf3ec918148ae6f.jpg В монастырском заливе, под Горой, близ пристани, устроен рыбачий домик или «Коптелка», как его зовут монахи. Там, в этой избушке, в короткие зимние дни и длинные вечера при скудном свете лампы, гудит деревянное колесо и навивается на него бесконечная серая нить, высучиваемая из пеньки молодым послушником; другие же монахи и послушники тихо плетут огромные рыболовные сети, свешивающиеся с потолка, к которому они прикреплены; тут же чинят старые. По закопченным, коричневым стенам висят на деревянных гвоздях толстые мотки ниток, скрученные на подобие кос; под потолком за балки сложены готовые сети, ожидающие своей очереди изведать глубины озера и взглянуть на подводные чудеса.Крупную пойманную рыбу солят, заготовляют в прок, мелкую же немедленно употребляют в пищу…».

Справочно - К концу XIX столетия Валаамский монастырь стал одной из самых крупных и почитаемых обителей России. К этому времени он представлял собой фактически маленькое островное государство, которое занимало территорию в 3076 десятин и 1039 5/8 квадратных саженей на острове Валаам и 2800 десятин на островах Тихвинском, Сергиевском и Германовском. К 1900 г. монастырь имел больницу на 20 мест, церковно-приходскую школу, в которой ежегодно обучалось не менее 50 человек, преимущественно детей окрестных крестьян. Свои рыбные ловли в Якимварском и Кюменском приходах монастырь отдавал в аренду Финляндской казне, за что ежегодно получал по 19229 финских марок.

Из третьестепенного, коим он был в начале XIX в., монастырь стал первоклассным, и на его содержание ежегодно отпускалось из государственной казны 1878 руб. 85 коп. Если в 1802 г. в монастыре было всего 82 насельника , то через столетие (в 1900 г.) на Валааме насчитывалось уже 782 человека: 191 человек монашествующей братии, 101 послушник и 490 человек, "проживающих для приобщения к монашеской жизни по законным видам"

Материал подготовлен трудами братии Валаамского монастыря.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 481211

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 19:39
Ветер
2.2 м/с, Ю
Осадки
1.0 мм
Давление
746.8 мм рт. ст.
Влажность
94%