«Послушник ста игуменов» (вторая часть)

Продолжение интервью владыки Панкратия Владимиру Легойде, главному редактору журнала «Фома», в авторской передаче «Парсуна» телеканала «Спас» 7 июня сего года.
24.07.2020 Владимир Легойда  5 018

— Владыка, вот ещё о чём хотел Вас спросить. Вы присутствуете в социальных сетях: в Facebook есть Ваш личный аккаунт, в Instagram есть аккаунт монастыря. Вам это для чего?

— Поскольку я учился на архитектора, — любовь к прекрасному осталась. А сама природа Валаама наталкивает на то, чтобы красоту эту как-то запечатлеть. Фотографией я увлекался с детства, даже в выставках участвовал. Сейчас удобно cо смартфоном, поговорил с кем-то, что-то сфотографировал. Так и втянулся.

А человеку, который занимается творчеством, нужна аудитория, т.к. своё творчество нужно кому-то показывать. Фотографией, творчеством у нас многие братия занимаются. И это нам помогает. Дух молитвы близок духу правильного творчества, молитва — это всегда процесс творческий.

Много раз происходили ситуации, когда нужно было выразить официальную позицию монастыря: разъяснить что-то или высказать свое личное отношение к тому или иному событию, которое было связано с Валаамом. Причём, чтобы это прозвучало из первоисточника. И социальные сети нам в этом очень помогают.

А во время пандемии мы увидели, что наше присутствие в социальных сетях просто необходимо. Людям нужна вот эта живая жизнь монастыря. Ведь очень многие любят Валаам. У меня даже к одному из аккаунтов стоит следующее описание: «Для тех, кто любит Валаам».

Для людей очень важно поддерживать связь с обителью.

На открытии выставки с участием монастырских фотографов
На открытии выставки с участием монастырских фотографов "О, дивный остров Валаам..." 31 мая 2019 года.

— Владыка, поговорим немного о послушаниях. Сейчас, на Валааме, Вам много приходится решать хозяйственных вопросов. Но ведь монах приходит в монастырь для богослужения и молитвы. Вам тяжело терпеть? Есть здесь проблема для Вас лично?

— Конечно, проблема есть. Ещё святитель Игнатий Брянчанинов писал о том, что если заглянуть в голову к настоятелю, то вы увидите там брёвна, кровельное железо, известь, кирпичи и тому подобное.

Такой случай был. В начале 90-х один мой друг, священник под Москвой, восстанавливал свой храм, а я восстанавливал свою обитель. И вот, как-то мы встретились у него в храме. Два пастыря встретились и потекла у нас беседа... Матушка его зашла, встала в уголочке и слушала. А потом говорит: «Батюшки, два священника встретились, — о чём же вы говорите?» А мы говорим о стройматериалах, какая краска лучше, где взять денег на все эти ремонты и так далее (смеётся).

Но что нас здесь спасает. Во-первых, на такие послушания человек просто так не попадает — кто к чему способен, тот там и сгодится. Если человек может готовить, то он становится поваром, если он фотографирует, то рано или поздно, он будет фотографом. Если он поёт, будет певчим. А если у него есть какие-то хозяйственные навыки и способности, то он будет заниматься хозяйственными послушаниями. Таким образом монастырское начальство будет распределять.

Или вот я замечал, что есть замечательные делатели молитвы. Они и люди прекрасные! Кроме одного — такому ничего нельзя поручить (смеётся), он всё завалит!

— Так может, лучше, пусть молится?

— Вот и я о том же! А другой — прекрасный, честный, замечательный человек, — но ему трудновато молиться. Ему руками что-нибудь хочется сделать. Ну так лопату ему в руки или ещё какой-нибудь инструмент, — пусть он этим трудом Господа прославляет! Придёт время и Господь ему, за его послушание, приняв его жертву, даст возможность молиться и, самое главное ,поможет ему в этой молитве.
Кроме того, в монастыре есть и общая молитва, и келейная молитва, т.е. круг богослужений, который монах соблюдает. И у него на всё есть время — и на послушания, и на молитву. И я Вам скажу, по своему, пусть небольшому опыту, — если человек искренне, глубоко молится, то не так уж сложно отбиться от всех этих помыслов, связанных с трудами, с послушаниями. Бывает, конечно, они докучают. Но Христос сильнее.

— Владыка, вы много общаетесь с паломниками. А вот послушания для монаха и для мирянина чем-то отличаются? Это разные послушания? И насколько важно послушание для мирянина, как вы считаете? Не ждут ли, не требуют ли миряне такого руководства, которое должно быть только в монастыре?

— К сожалению, это одна из больших проблем в нашей церкви. Люди почему-то думают, что нужно на всё брать благословение. Может быть, их так воспитывали какие-то священники? Это неправильно. «Куда нам ехать в отпуск?..» — Откуда же я знаю, куда вам лучше ехать? Вы взрослые люди! «А можно нам машину купить?». Ну, если есть возможность, покупайте, что в этом плохого?

Но бывают вопросы, которые, действительно, требуют совета. Вот, молодая пара. Одного ребёночка родили, второго, третьего. Хотим четвёртого, – благословите, батюшка! Спрашиваю, когда последнего родила? Скоро годик будет, – отвечают. Слушайте, я и то знаю, что женщина должна минимум полтора года отдохнуть, чтобы женский организм сил набрался для новых родов. Подожди немного. Вот, и такие случаи тоже бывают.
Просят помолиться, если какие-то проблемы, это нужно.

А вот в монастыре послушание оправдано, оно абсолютно необходимо. Хотя, монастыри бывают разные, начальство там тоже разное бывает. И я из своего опыта знаю, хотя мне везло, что лучше к исполнению послушания подходить с рассуждением. И если ты чувствуешь, что не сможешь это послушание понести, исполнить, то, на что тебя благословляют, лучше так сразу и сказать.
Хотя без послушания мирное жительство Церкви невозможно.

— Как вы относитесь к фразе «Послушание превыше поста и молитвы»? Я первоисточника этой фразы не встречал. Но произносят её часто и отношение к ней разное.

«Послушник ста игуменов» (первая часть)
«Послушник ста игуменов» (первая часть)
— Понимание этой фразы, к сожалению, часто бывает неправильным. Почему? Потому что и пост, и молитва творятся за послушание. По послушанию нужно и поститься, и молиться. Т.е. не самовольно. Ведь, что такое послушание? Это отсечение своей греховной воли. Ради чего? Ради исполнения воли Божией, которая по нашей вере подаётся через Священноначалие монастыря.

Объясню на таком примере. Человек болен язвой желудка. Но он постник и хочет поститься! Хочет быть на сухоядении, есть только хлеб и пить воду. И если ему его благоразумный начальник не объяснит, что тот может тяжко заболеть, что придётся отвозить его к врачам, больницу ему искать, — и благословит его кушать то, что ему положено, то и он будет здоров, и всем будет спокойно.

То же самое бывает и с молитвой. Как говорится, заставь одного персонажа Богу молиться, так он может и лоб расшибить. Да ещё и пол повредит (смеётся).

— А бывает так, что Игумен, как Вы уже сказали, «послушник ста игуменов», — просит прощения у своих монахов? Но не на Прощеное воскресенье, а в повседневной жизни. И в каких случаях это бывает?

— Это бывает, потому что Игумен, как и всякий другой человек, может ошибиться, может разгневаться и сгоряча сказать или поступить как-то неправильно. И я ничего не вижу зазорного, чтобы в этом случае извиниться.

— То есть Вам не тяжело попросить прощения?

— Абсолютно не тяжело.

— Владыка, вот эта тема «Прощение», как мне представляется, сложнее многих именно потому, что мы даже, когда думаем, что легко прощаем человека... но начинаем с ним разговаривать, — и понимаем, что не можем отпустить ему даже какую-то мелочь. Вот мне и кажется, что мы по большому счету прощаем плохо, и вообще это чрезвычайно тяжелая вещь. Ваш пастырский опыт о чем говорит?

— Некоторым людям бывает действительно тяжело простить, отпустить, как Вы говорите. И особенно это касается нежных, чувствительных душ. У меня видно душа настолько затвердела за 27 лет, что для меня нет никакой проблемы в том, чтобы попросить прощения у кого бы то ни было, абсолютно.

И вот мой совет, может, он кому-то пригодится... Надо уважать каждого человека. Я не говорю — любить, любовь — это слишком высоко. Но уважать каждого человека, каким бы он не был.

Это человек! Это создание Божие с живой душой! И неизвестно еще, как он свою жизнь окончит, — может, придёт к Богу с покаянием, может, будет выше в Царствии Небесном, чем мы.

Вот поэтому нужно каждого человека уважать и стараться двигаться к любви. А как мы можем двигаться к любви? Ведь это же добродетель, которая сама по себе не возникает, это дар Божий.

Но в то же время Господь навстречу одному нашему шагу делает десять навстречу. Вот поэтому нам нужно учиться прощать, учиться терпеть, немощи друг друга носить. Не испытывать неприязни к человеку, — а если что-то такое шевельнулось, — мгновенно из души изгонять!

Чтобы в нас как можно меньше было этого зла, неприязни, и, не дай Бог, — ненависти. Ни к кому. Ведь они точно так же страждут от грехов, как и ты. Только у них свои, а у тебя свои.

Надо воспринимать каждого человека — как брата или сестру.

Вот тогда то, о чем Вы говорите, будет гораздо легче...


(продолжение следует)


Видео

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 478580

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-5°
сегодня в 02:30
Ветер
4.5 м/с, C
Осадки
0.0 мм
Давление
763.2 мм рт. ст.
Влажность
81%