· что 318 святых отцов I Вселенского Собора «единомыслием веры открыли нам и уяснили единосущие в трех Ипостасях Богоначального естества и, научив поклоняться – одним поклонением – Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ниспровергли и разрушили лжеучение о неравных степенях Божества», то есть говорится о ниспровержения ереси Ария, суть которой – Сын Божий не равен Богу Отцу и является таким же творением как все;
· 150 святых отцов II Вселенского Собора отстояли богословие Церкви о Святом Духе, «отвергая учение Македония, хотевшего рассечь Неделимую Единицу», отвергли ересь, что Святой Дух не равен Богу Отцу;
· 200 богоносных отцов III Вселенского Собора изложили учение о «Едином Христе, Сыне Божием и воплотившемся» и исповедали «истинно Богородицей, безсеменно родившую Его, Непорочную Приснодеву»;
· 630 богоизбранных отцов IV Вселенского Собора возвестили «Единого Христа, Сына Божия... в двух естествах славимого»;
· 165 святых богоносных отцов V Вселенского Собора «соборно предали проклятию и отринули» еретиков, «возобновивших эллинские учения о переселении душ и превращении тел и нечестиво восставших против воскресения мертвых»;
· и, наконец, 170 отцов VI Вселенского Собора определили, «что мы должны исповедовать два естественные хотения, или две воли, и два естественные действия (энергии) в Воплотившемся, нашего ради спасения, Едином Господе нашем Иисусе Христе, Истинном Боге».
Эти святые отцы не только утверждали православное учение, богословие, церковные правила в соборных определениях, но и сами на деле следовали этому учению, достигая высокой меры святости.
Церковные соборы берут свое начало от первого Апостольского собора, состоявшегося в Иерусалиме в пятидесятых годах по Рождестве Христовом, который описан в Деяниях святых апостолов. «Угодно Духу Святому и нам» (Деян. 15:28) – такими словами открывался Первый Собор, а затем все последующие церковные соборы. Предметом суждения Вселенского Собора являются главным образом истины веры. Все вероучительные положения не в явной форме уже содержались в Церкви со дня Ее основания в день Пятидесятницы. Церковь не придумывала догматы, а раскрывала их по необходимости. И Вселенские соборы созывались в Церкви каждый раз в связи с появлением разномыслии и ересей, искажавших Православное церковное вероучение и Предание. Но благодать Духа Святого устраивала так, что догматы – истины веры, раскрывались соборным разумом Церкви постепенно и последовательно. Далее уточнялись святыми отцами в богословских понятиях и терминах. Церковь, по слову Святителя Григория Богослова, «не раскрывая всего поспешно и без рассуждения и, однако, ничего не оставляя до конца сокрытым», излагала догматы, сообразуясь с нуждами конкретного времени. Постановления всех Вселенских Соборов являются частью Священного Предания Церкви и служат источником церковного вероучения.
Эти догматы есть плод соборной молитвенной деятельности, направленной против еретиков, с целью ограждения учения Христа от человеческих примышлений. Соборы – это не просто человеческие собрание епископов, решавших простым голосованием вероучительные вопросы. Так же как святые подвижники в своих молитвенных созерцаниях сподоблялись богообщения, исполняясь Духом Святым. Так же и общая молитва, и намерение защитить истину участников собора, в большей части своей подвижников и ревнителей православия, просвещала отцев вырабатывать богодухновенные соборные постановления, касающихся веры, а значит и спасения. Вся напряженная работа, обмен мнениями, согласование, прения происходили до соборного определения. Как писал протопресвитер Николай Афанасьев: «Истина веры, формулированная правильно, богооткровенная истина, исключает возможность всякого иного мнения, она обязательна для всякого, кто в церкви. Большинство и меньшинство возможны на соборе лишь до определения истины веры...».
Соборы есть результат особых свойств Церкви, основанной Христом, о Которой говорит апостол Павел, что Она есть Тело Христово. Церковь Христова не есть просто собрание одинаково верующих людей, но Богочеловеческий организм с главой Христом, постоянно в Ней пребывающим, Духом Божиим, Ее животворящим, питающим, объединяющим и организующим. Святые Отцы в Символе веры выразили четыре основные свойства Церкви: «Верую… во Единую, Святую, Соборную, Апостольскую Церковь».
Соборность – это природное свойство Церкви, означающее всецелостность Церкви. И первая христианская община в сионской горнице с апостолами и все ныне живущие православные христиане по всему земному шару – это одна и та же Церковь. Она не ограничивается пространством, временем и количеством людей. Как в Евхаристической чаше, которой мы приобщались сегодня на Божественной литургии, присутствует Сам весь Христос, а не Его какая-то часть, так же с нами здесь вся Единая, Святая, Соборная, Апостольская Церковь, а не часть Ее.
Мы не можем называть ее просто вселенской, имея ввиду простую распространенность Ее в пространстве и даже во времени, потому что вселенскость – это всего лишь свойство, вытекающее из более общего понятия соборности. Соборность предполагает, что даже самая малая часть целого равна всему целому. Мы называем Церковь соборной не от того, что Церковь собирает соборы, а наоборот Церковные соборы естественно рождаются из соборного свойства Церкви. «Собор является одним из орудий, через который раскрывается вечная истина веры», как пишет протоиерей Иоанн Мейендорф.
По учению преподобного Максима Исповедника, святыми и признанными являются те Соборы, которые правильно излагают догматы. Известный русский философ-славянофил и богослов А. С. Хомяков связывал авторитет Соборов с приятием его постановлений христианским народом. Известно, что некоторые Соборы, собираемые императором, находились под сильным давлением и принимали не православные, ложные вероучительные утверждения. Такие соборы именовались впоследствии разбойничьими. «Почему же отвергнуты эти соборные представляющие никаких наружных отличий от Соборов Вселенских? – писал Хомяков о разбойнических сборищах, – Потому единственно, что их решения не были признаны за голос Церкви всем церковным народом».
Каждый следующий Вселенский Собор исповедовал и утверждал догматы, изложенные на прежних соборах, то есть утверждал, что решения предыдущего Собора святы и приняты Церковью. Поскольку после VII Собора не было следующего Вселенского собора, то его положения были утверждены менее авторитетным местным Константинопольским Поместным Собором в 879-880 гг. Этим и объясняется отдельное празднование святым отцам шести Вселенских Соборов. Хотя Церковь, помимо этого, установила празднование памяти святых отцев как отдельно каждого Собора, так и память всех отцев семи Вселенских Соборов. Этим подтверждается полная равнозначность всех семи Соборов.
Возблагодарим отцы, братия и сестры Господа и почтим труды и страдания святых отцев за утверждение Православной веры. Немало из них заплатили за чистоту истины гонениями, ссылками и великими скорбями. Будем призывать святых отцев во времена недоумений и сомнений в истинности тех или иных вероучительных положений, всеваемых от врага и никогда не перестающего смущать верных. Он через горделивые и самомнительные умы постоянно подбрасывает вероучительные новшества, человеческие примышления к истинам веры, которые святые отцы, руководимые Духом Святым, отстояли на церковных соборах.
Уместно будет вспомнить здесь слова преподобного Викентия Лиринского: «В самой же вселенской Церкви всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все... А этому правилу мы будем, наконец, верны при том единственно условии, если будем следовать всеобщности, древности, согласию. Следовать всеобщности – значит признавать истинною ту только веру, которую исповедует вся Церковь на всем земном шаре; следовать древности – значит ни в каком случае не отступать от того учения, которого, несомненно, держались наши Святые Отцы и предки; следовать, наконец, согласию – значит в самой древности принимать те только вероопределения и изъяснения, которых держались все или, по крайней мере, почти все пастыри и учители».
Аминь!
Иеромонах Никон (Оганов)Использованная литература:
Настольная книга священнослужителя. МП. 3 т.
Владимир Лосский. О третьем свойстве Церкви.
Прот. Иоанн Мейендорф. Что такое Вселенский собор?
В.В. Акимов. Вселенские Соборы.
А.В. Карташев. Вселенские Соборы.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 468092