С далекой Аляски приехали в Россию паломники-алеуты, чтобы посетить благословенный остров Валаам, обитель, которая взрастила святого подвижника прп. Германа Аляскинского.
Прп. Герман Аляскинский - русский миссионер, ставший для жителей далекой холодной Аляски тёплым молитвенником и великим заступником. С отрочества стремился он к уединению и молитве, отличаясь от сверстников особым складом характера: терпимый к людям, трудолюбивый, смиренный. С 16 лет вступил он на иноческий путь. В начале юноша нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни, расположенной в окрестностях Санкт-Петербурга, на берегу Финского залива. Под небесным покровом святого прп. Сергия Радонежского будущий миссионер подвизался в обители около 5 лет. Желая полного уединения и безмолвия прп. Герман удаляется на Валаам в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, расположенный на островах Ладожского озер бывал отрезан от внешнего мира до восьми месяцев в году. Духовным руководителем и наставником будущего миссионера был игумен Назарий – Саровский старец, который ввел на Валааме устав Саровской пустыни.
В судьбе Германа прослеживается схожесть с судьбой святого Серафима Саровского. Есть мнение, что святой Герман пришел на Валаам в 1778 году. В том же году прп. Серафим пришел в Саровскую обитель. После тщательного долгого испытания различными послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу в пустынном уединении. По праздникам приходя в монастырь преподобный нес клиросное послушание. В Валаамской обители святой Герман принял монашеский постриг.
В благодатный строй монашеского подвижничества, в котором совершалась духовное возрастание прп. Германа на Валааме стал неотъемлемой частью его души и сделал его родным и исключительно близким по душу прп. Серафиму Саровскому Чудотворцу.
Инок Виктор (Фролов) Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь:«Преподобный Герман – это был муж исполненной благодати. Он не был ни богословом, т.е. он не был глубоко образованным человеком, но он был образован Святым Духом. И в общении с ним благодать произливалась из него, просвещала людей, которые к нему обращались. И собственно таким образом происходит апостольское служение. Это не какой -то философский труд. Это труд молитвенный – благодатный. С уверенностью его можно назвать равноапостольским мужем, т.е. он был просветителем все Америки, с любовью и кротостью покорил народ».
Спиридон АШ, хранитель алеутских традиций, певчий церкви святого Германа Аляскинского, Фербенкс, Аляска, США:«Конечно, он не мог не знать о святом Германе, потому что о нем все говорили в разных деревнях и между деревнями, потому что он считался святым среди аборигенов Аляски задолго до того, как он был признан святым Православной церковью святым. В частности, в детстве ему рассказывали о святом Германе, которого называли алеутским словом «Апа», что означает «дорогой дедушка». Много очень рассказывали о чудесах, которые он творил, о том, что он брал на воспитание алеутских сирот и т.д. Поэтому он как бы живой персонаж жизни на Аляске».
В 1793 году была создана Духовная миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк. По прибытии миссионеры немедленно занялись построй кой храма и обращением язычников. Отец Герман на новом месте поначалу нес послушание в пекарне и занимался хозяйственными заботами. Но ему судил Господь через некоторое время стать во главе миссии. И до самой кончины совей оставался он духовным отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему миссии. Прп. Герман был для местных жителей истинным добрым пастырем и защищал их как мог от злых и хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестокой эксплуатации. Непоколебимо и настойчиво, не имея никакой поддержки кроме своей пламенной веры старец продолжал свое заступничество за обиженных и угнетенных видя в этом свой долг и призвание, сущность которого он выразил удивительно простыми словами: «Я нижайший слуга местных народов и нянька».
Отец Герман жил сначала возле храма миссии, а после переселился на остров Еловый, который назвал Новым Валаамом.
Шон Бледсоу, режиссёр фильма «Предание о святом Германе Аляскинском» Аляска, США:«Мы как бы совершили путешествие назад во времени, потому что русские принесли православие и многие русские традиции на Аляску. И мы путешествовали назад, чтобы восстановить этот мост, который был когда-то положен между Аляской и православием и также Аляской и Россией».
Спиридон АШ, хранитель алеутских традиций, певчий церкви святого Германа Аляскинского, Фербенкс, Аляска, США:«Первое впечатление на Валааме было что природа очень напоминает ту природу, в которой они живут. И мы почувствовали себя дома. С другой стороны, ощутили невероятную духовную силу, которой, к сожалению, у нас нет. Я попытаюсь принести все эти ощущения к себе домой, рассказать своим односельчанами попытаться ничего не забыть, потому что им тоже так хотелось быть на его месте, и
узнать, как живут православные в России».
Тайные подвиги и келейные молитвы старца Германа оставались неведомыми миру. Но виден был окружавшем свет его благодатной жизни, проходившей в условиях полного самоотречения, нестяжательной и сурового пренебрежения всеми удобствами. Русские миссионеры, просвещая земли Аляски не разрушали традиции коренного народа и память в сердцах жителей осталась о них как о миссии доброй.
И сегодня на Аляске звучат русские сказки, совершаются русские обряды. Алеуты любят и едят русскую пищу и праздники отмечают как у нас в России: Новый год, Рождество и другие. Даже если кто и не православной веры все равно все главные события жизни: крещение, брак, похороны делаются по православному обряду, другого обряда нет.
Всем своим видом, всеми привычками старец живо напоминал современникам древних отшельников, прославившихся подвигами воздержания и богоугождению. Божественная благодать, наполнявшая душу прп. Германа преображала сердца людей, общавшихся с ним. Преподобный Герман предсказал своим духовным детям время о свей кончины и объяснил, как похоронить его. 13 декабря 1837 года он попросил зажечь перед иконами свечи и почитать деяния святых апостолов. Во время чтения о трудах святых благовестников святой старец Герман перешел от земных трудов к небесному упокоению на 81 году жизни. Над могилой старца первоначально был поставлен простой деревянный памятник. Затем сооружена скромная деревянная церковь, освященная во имя преподобных Сергея и Германа Валаамских чудотворцев.
Спиридон АШ, хранитель алеутских традиций, певчий церкви святого Германа Аляскинского, Фербенкс, Аляска, США (перевод Елена Матусевич, профессор университета Аляски, США:
«До 1964 года все службы в церкви были на старославянском или на родном языке. Но в 1964 году этому был положен конец, американское правительство добралось до деревень и запретило употребление церковнославянского языка, так же, как и запретило употребление родного языка. Поэтому и старославянский и язык местных жителей находится в состоянии умирания. Они также закрыли русскую школу и запретили иметь православные имена.
Преподобный Герман с любовью отзывался на скорби и нужды людские в дни своей земной жизни. Не оставляет он в беде и взывающих к нему и после своего представления. Многие природные аляскинцы всегда знали – преподобный Герман выполнил свое христианское призвание достойно и продолжает предстательствовать пред Богом о живущих. И может быть по молитвам святого угодника весточка, сегодня привезенная с далекой Аляски в Россию, возродит духовную дружбу наших народов.
Благодарим Православную студию Санкт-Петербурга за предоставленный видеоматериал.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 468411