Давайте посмотрим, пройдем весь этот круг хотя бы кратенько. Рождество Христово, воплощение Господа в мир, вочеловечение Господа Иисуса Христа. Чему это соответствует в нашей духовной жизни? Соответствует нашему первому открытию Бога в себе, в сердце своем. Следующий шаг Спасителя, Крещение во Иордане, соответствует нашему более полному обращению ко Христу и нашему собственному крещению. Дальше идет Преображение, которое, естественно, настраивает нас уже на рабочий, творческий, практический лад. Да, Преображение Господа должно коснуться и нас: мы должны преобразиться. Дальше – страдания, ведь Преображение произошло буквально за сорок дней перед страданиями Господа. Страдания Господа Иисуса Христа, Его Страсти, Крест – это наши страдания, это и наш крест. Перенесение страданий, бед, болезней – всего, что приходится перетерпеть нам в этой жизни. Воскресение – это, конечно, воскресение нашей души, потому что после всей проделанной работы нас ждет это воскресение, мы должны воскреснуть, должны обновиться. И, наконец, Вознесение соответствует спасению нашей души – завершающему акту нашей жизни, святости, к которой все мы призваны.
Так замыкается некий круг спасительных действий Господа. И мы должны пройти этот круг. Не просто быть его созерцателями, а быть со Христом. Может быть, в этом как раз-таки заключается призыв апостола Павла: «Подражайте мне, как и я – Христу». Подражание Христу»? Как Подражать Христу? А вот так входить в смыслы всех действий Христа, всех евангельских действий: глубоко, молитвенно входить в эти смыслы.
Сегодня Преображение. Неслучайно этот праздник так любят монашествующие. Почему наши значительные монастыри, такие, как Соловецкая обитель, Валаамская обитель, именовались этим именем? И мы стоим в храме Преображения Господня. Это любимый монашеский праздник, потому что как никакой праздник, это священное событие направленно на практическое наше действие. Сейчас мы попробуем кратенько это прояснить. Да, мы понимаем, в первую очередь, что в празднике явился Христос преображенный, явилась опять Троица: Господь просиял в Духе Святом, благоволение Божие, голос Отца – об этом говорит тропарь праздника. Кондак говорит о том, что апостолы получили утешение и укрепление перед страданиями Господа: когда они будут видеть, как страдает Господь, чтобы не было сомнений. Он явил себя в Преображении как Бог. Он в конце концов явил то знамение, о котором просили его фарисеи, но которого они не удостоились. А удостоились всего лишь три апостола: Петр, Иоанн, Иаков. Петр – как олицетворение веры, Иоанн – как олицетворение верной любви, Иаков – как олицетворение праведности. И вот этих трех достаточно для того, чтобы явить Божество в сиянии Святого Духа. Блистали одежды, сияло Лицо Спасителя. Это, конечно, очень важный момент.
Но есть еще третий момент, который как раз касается практической нашей духовной жизни – монашеского делания, но и делания любого христианина, конечно же, тоже. Потому что на самом деле никакой здесь дистанции-то нет. Просто монахи призваны к этому деланию своим обетом, своим особым призывом, своим каким-то особым обращением к Господу. Но всех нас, конечно, это касается.
Что и говорит преподобный Иоанн Дамаскин: «Слава Преображения приходила к Плоти Господа Иисуса Христа не снаружи, а изнутри, из Пребожественного Божества Бога Слова». Мы сегодня обратим внимание только на эти два слова Иоанна Дамаскина.
Да, Господь был осиян славой не снаружи, а изнутри: Божество просветилось изнутри Его. Это движение изнутри, вовне освещает наше человеческое естество в естестве Господа Иисуса Христа. «Днесь Христос на горе Фаворстей Адамово пременив очерневшее естество, просветив, Богосодела» – одна фраза, но какая емкая, обратите внимание. Здесь мы уже видим указание на наше падшее адамово очерневшее естество, которое осветляется, просветляется, и здесь есть указание на Богосоделание, то есть на обожение нашего человеческого естества через обожение естества Самого Господа Иисуса Христа.
Это движение к обожению, к гармонии, всегда идет у нас изнутри – вовне. И пока мы еще несовершенны, далеки от совершенства, мы видим большую пропасть между нашим внутренним и внешним. Пример очень простой, банальный из семейной жизни приведем: муж ругает свою жену, обижает ее, раздражается, гневается, может чего и хуже, не дай Бог, руки распускает, и при этом говорит: «Я люблю свою жену». Вот здесь мы видим эту страшную дисгармонию, от грехопадения пришедшее раздвоение страшное – он любит свою жену, но эта любовь никак наружу не выражается. Это грубый пример, есть тоньше, конечно, мы все верующие люди и все понимаем. И по исповедям, которые мы здесь принимаем в Валаамском монастыре, видим это разобщение между вашим внутренним и внешним.
Все мы хотим хорошего, все мы хотим счастья, веры, любви, но не получается. Нет соответствия между внутренним и внешним. Почему? Потому что нет движения к преображению. Господь-то, конечно, преобразился. Господь, конечно, изменил человеческое естество и заложил все основы к этому будущему изменению. Но без труда мы не сможем воспользоваться этими плодами преображения. Может быть, неслучайно плоды сегодня освящали. Хоть это чисто русская традиция, но, тем не менее, мы здесь можем найти символический смысл: мы должны принести плоды своей веры. И вера без дел мертва есть. И это движение, эта, наконец, какая-то гармонизация внутреннего и внешнего нашего человека, и есть преображение. Вот тогда мы действительно увидим, что наши поступки, дела и общение с ближними (которое всегда как зеркало работает – как в зеркале мы видим себя), начинает действительно преображаться, начинает сиять светом любви, светом заботы, снисхождения, сочувствия, прощения. Вот это путь преображения души.
Сегодня мне вспоминается рассказ одного Валаамского инока из первой еще «высадки» 1989 года. Вот представьте себе, приехали сюда монахи. Что здесь они застали? Разрушенные храмы, оба каре монастырских – и внутреннее, и внешнее заселены мирскими людьми. Им негде было даже здесь жить, они жили вне непосредственно центральной усадьбы. Зима (под осень вселились), очень сложные условия. Тем, кто пришел в обитель недавно, сейчас трудно даже себе представить, какие здесь были сложные условия: ни помыться, ни в туалет сходить толком. И в то же время, благодать была великая, Господь так помогал. Один из иноков рассказывал, что, прожив год в таких очень трудных условиях, пережив эту первую зиму на Валааме, встретив Пасху, пришлось ему, наконец, выехать по делам в город. Он вспоминает: «Я хожу, смотрю на лица людей и не могу понять, что происходит: каждое лицо сияет, все сияют, из каждого человека струится образ Божий, каждый человек радостен, каждый человек доставляет радость и утешение, с каждым хочется разговаривать, беседовать. Длилось это несколько дней. Прошло, к сожалению. Он говорит, это прошло и больше никогда не повторялось».
Есть такой закон, который мы пока не понимаем, конечно, до конца – это закон неповторения одной благодати. Благодать приходит, но уже в других формах, в других переживаниях, в других местах. Но это то преображение, которое происходит в человеке. Вот пример такого преображения.
Мы стоим сегодня с вами на Фаворе Валаама, на высоте. Если бы не было сейчас этих стен, мы бы увидели Ладогу, распростертую внизу, и поднялись над Фавором. Сегодня, помолившись, причастившись, давайте будем восходить и внутренне, духовно на этот Фавор, давайте будем преодолевать эту страшную дистанцию между внутренними представлениями и внешними реальными действиями. А эта дистанция преодолевается только сокрушением сердца. Глубоким сокрушением сердца мы преодолеваем эту гордыню, которая как скала и стоит здесь перегородкой.
От всей души поздравляю вас с праздником Преображения! Хочется закончить словами преподобного Иустина (Поповича): «Преображение Спасителя – это источник неиссякаемой преображающей силы, которая преображает всю тварь и все существа, посему и восклицаем мы досточудному Спасителю: “Преображается тварь ясно Твоим Преображением, Христе”».
Иерей Александр Зайцев
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 491070