«Такое уже было в истории монастыря, когда основные службы проходили в этом храме – рассказывает епископ Панкратий. – Это напоминание всей братии о тех временах, когда 120 лет назад строился Спасо-Преображенский собор (строительство продолжалось с 1887 по 1893 годы), а богослужения проходили в Успенской церкви. Этот храм имеет особое значение для нашей обители, ведь именно здесь 120 лет назад была явлена Валаамская икона Божией Матери своими первыми чудотворениями. Ну, дай Бог, к Рождеству ремонт алтаря должны закончить, и мы вернемся служить в храм преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев»
Церковь Успения Пресвятой Богородицы считается одной из старейших сохранившихся церквей на Валааме. В 1720 году построен деревянный Спасо-Преображенский собор, освященный во имя Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. Спустя 10 лет появилась Успенская церковь. Первоначально (1730 г.) она была деревянной, а в 1785 году перестроена и возведена из кирпича при прп. игумене Назарии Валаамском. Церковь была теплой, т.е. предназначенной для богослужений и зимой. Она связана с братской трапезой.
"Известно, что церковь неоднократно перестраивалась. Уже в 1796 году она была расширена за счет сдвига на восток алтарной части. В 1860 году были пристроены ризалиты у южного и северного входов на паперть церкви. Существует предположение, что перестройка, предпринятая в 60-х гг. XIX века, была выполнена по проекту академика А. М. Горностаева, осуществлявшего в это время надзор за строительством Водопроводного дома. В XIX веке Успенская церковь была соединена со Спасо-Преображенским собором небольшим одноэтажным зданием, в котором находилась сначала монастырская больница на шесть келий, а позже, когда больница была переведена во внешнее каре, здесь помещалась ризница. Это здание было разобрано в связи со строительством нового собора. Трудно с точностью сказать, как выглядела Успенская церковь до перестроек, но в существующем виде она является ярким примером лучших традиций демократического направления в «русском» архитектурном стиле середины XIX века"(Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель)
В годы советской власти церковь была приспособлена под магазин: иконостас служил перегородкой, иконы верхнего ряда были замазаны синей краской. «Если мы видим храмы, изуродованные либо безбожием, либо человеческой глупостью, то как ранятся наши сердца! – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Мы понимаем, что в храме не может не быть красоты, и поэтому забота о внешнем убранстве храмов и монастырей проистекает не от какого-то эстетства, лишенного духовного основания, она проистекает от постоянной потребности созерцать Божественную красоту».
Два года назад, в 2015 году, удалось провести полное восстановление церкви Успения Пресвятой Богородицы: отреставрировать часть сохранившихся икон из прежнего иконостаса, восстановить утраченные деревянные резные элементы и по ним выполнить лепное украшение. Специалисты отмечают тщательность и уникальность работ: храм приобрел свой первоначальный вид, восстановлен в стилистике исторического замысла, но, конечно, уже на качественно ином уровне. Все сюжеты росписи имеют непосредственное отношение к житию Пресвятой Богородицы: «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение Богородицы», «Установление чина о Панагии» и другие.
«Церковь – это не только купола и стены, это, прежде всего, таинственное Тело Христово, а мы причастны к Нему лишь постольку, поскольку являемся клеточками Его», — подчеркивает Патриарх Кирилл. По его словам, восстановление разрушенных церквей, безусловно, является важным делом, однако главное, о чем не должен забывать православный человек, «что христианство – это, прежде всего, состояние души человеческой», основанное на нищете духа, на познании самого себя. Это есть цель и плод, который открывает нам врата Царствия Небесного. Все остальное является лишь вспомоществующим средством, приспособленным к нашим немощам.
Первая церковь на Руси, воздвигнутая святым равноапостольным великим князем Владимиром в 991-966 гг., – Десятинная – была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Трудами братии Валаамского монастыря
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481305