Дорогие во Христе братья и сестры, в этот воскресный день мы празднуем память святых отец.
Сегодня читалось Евангелие, где перечисляется родословная Иисуса Христа по его человечеству. Святые праведники Ветхого Завета, память которых мы чтим сегодня, — это святые, начиная от святых Авраама и Давида даже до самого Иосифа Обручника и Пресвятой Богородицы.
Кроме мужей благочестивых и праведных в родословии Спасителя упоминаются имена и грешных — не только мужей, но и жен. Блаженный Иероним пишет об этом факте: «Необходимо обратить внимание на то, что в родословной Спасителя не указывается ни одной святой женщины, а упоминаются только такие из них, которых порицает Священное Писание, чтобы показать, что Пришедший ради грешников, происходя от грешников, изгладил грехи всех»[1].
Подвиг праведных отец, за который мы их прославляем, заключался в их вере, в их безграничной преданности и уповании на Бога. За свою веру и другие добродетели Авраам и Давид получили от Бога обетование о рождении от их рода Христа. Аврааму Господь обетовал: «… и благословятся в семени твоем все народы» (Быт.22:18) и Давиду: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс.131:11).
Зная это, праведники Ветхого Завета жили в ожидании исполнения пророчества о рождении Богочеловека Миссии. Святым отцам Бог давал пророчески Духом Святым предвидеть и предвкусить таинство Рождества Христова.
И мы, дорогие, должны брать пример со святых отец, также верить Богу, жаждать духовным желанием обрести и встретить Христа в своем сердце.
Назидателен для нас пример и грешных сродников Спасителя. Они отступали от Бога и в какой-то момент своей жизни проявляли неверность закону Божию, падая в тяжкие грехи: идолопоклонство, блуд, убийство и другие.
Но несмотря на все свои падения эти люди не отчаялись, а всем своим сердцем обратились к Богу и покаялись, и Господь простил и принял их. Всем, кто знаком с библейской историей, известны имена и жизни покаявшихся грешников, ставших святыми или просто спасенными, помилованными Богом.
***
Возлюбленные братья и сестры, как сказано в поговорке, нет худа без добра. Так случилось и с нами в этом году: Господь нас посетил скорбями и болезнями. Кто половину Рождественского поста, а кто и больше, проболел или просидел на карантине, почти каждый из нас попробовал себя в роли затворника. Господь нам дал уникальную возможность уединиться, подумать о смерти, о своей душе, попытаться научиться молиться келейно, вне храма.
Кто молился, читал святых отцов или был болен и терпел болезнь, конечно, извлек душевную пользу из этого невольного затвора. А те из нас, кто ленился, проводил время праздно, сидел в интернете, не приобрёл ничего, кроме отрицательного опыта греха, который в итоге тоже может стать полезным как материал для возделывания на почве нашего сердца покаянных чувств и добродетелей самоукорения и смирения. Сейчас мы имеем возможность быть вместе в нашем любимом храме, будем ценить этот дар Божий и жаждать соединится с Господом в причастии Святых Христовых Тайн.
***
Дорогие братья и сестры, в эти святые дни в преддверии и ожидании великого праздника Рождества Христова что мы можем принести в подарок лежащему в яслях Богомладенцу Христу? У нас нет богатств и сокровищ, какие принесли волхвы, – у нас есть наши грехи. Сбросим с себя тяжкий груз грехов, тяготящих нас, изменим наше сердце покаянием и слезами. Очистим нашу внутреннюю скинию – наше сердце, прежде бывшее вертепом разбойников и зверей наших страстей, сделаем его Вифлеемской пещерой и яслями, где рождается и возлежит Христос.
Каждый из нас желает ощутить благодатную радость праздника Рождества Христова, а для этого мы должны потрудиться, сделать хоть один маленький шаг навстречу Христу, повернувшись к Нему своим лицом, а спиной – к греховному миру страстей, которому мы так часто служим. Пост уже подходит к концу, мобилизуем все свои душевные и телесные силы, посвятим эти несколько дней до праздника богомыслию и молитве, забудем все свои проблемы, все суетное и мирское, что отвлекает нас от Бога. Всякое ныне отложим житейское попечение. Ведь пост – это не только воздержание от телесной пищи и наслаждений для плоти, а еще и трезвение, внимание за греховными пожеланиями нашего сердца и работа над его преображением путем покаяния и молитвы.
В сегодняшний праздничный день и на наступающий праздник Рождества Господа постараемся принести самый драгоценный дар младенцу Христу – это наше верующее, любящее и уповающее на Христа сердце. Аминь.[1] Творения блаженного Иеронима (Стридонского) – Киев: Киевская Духовная академия 1880-1903. / Блаженного Евсевия Иеронима, пресвитера Стридонского, четыре книги толкований на Евангелие от Матфея - Ч. 16. (Кн. 26.) - частично.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481283