Накануне по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла викарием Нижегородской епархии епископом Балахнинским Илией в Патры из России для поклонения верующих был доставлен ковчег с частицей мощей преподобного Серафима Саровского.
В конференции приняли участие митрополит Мантинейский и Кинурский Александр (Константинопольский Патриархат), митрополит Птолемаидский Эммануил (Александрийский Патриархат), митрополит Вострский Тимофей (Иерусалимский Патриархат), епископ Балахнинский Илия (Московский Патриархат), митрополит Нишский Арсений (Сербский Патриархат), епископ Белоградчишский Поликарп (Болгарский Патриархат), епископ Карпасийский Христофор (Кипрская Православная Церковь), митрополит Патрский Хризостом (Элладская Православная Церковь), председатель Попечительского совета Фонда апостола Андрея Первозванного В.И. Якунин, министр образования Республики Сербия М. Шарчевич, Чрезвычайный и Полномочный посол России в Греции А.М. Маслов, председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов, а также иерархи, духовенство, представители органов государственной власти и общественности стран православной традиции.
В адрес участников форума председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион направил приветственное послание, в котором подчеркивается:
По благословению Игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия в конференции принял участие благочинный Санкт-Петербургского подворья обители иеромонах Рафаил (Янкевич), который выступил с докладом на тему:«В наши дни Русская Православная Церковь продолжает апостольскую миссию святого Андрея среди народов исторической Руси, свидетельствуя людям о вере их предков, о вере апостолов, о вере своих отцов. По милости Божией за последние десятилетия в Русской Церкви открыты тысячи новых приходов, сотни монастырей, десятки новых епархий, в духовных школах и на теологических кафедрах многих университетов обучаются тысячи молодых людей. Мы видим, как семя православной веры, посеянное апостолом Андреем на русской земле, спустя тысячелетия приносит новые обильные плоды».
К концу XI века почитание апостола Андрея получило распространение и в северо-западных областях Руси. В конце XI века святой князь Всеволод Ярославич построил в Новгороде первый Андреевский храм. Не позднее XIV века в Новгородской земле была постороена Андреевская церковь в селе Грузино, где по преданию святой апостол оставил свой жезл.
Со времени возникновения Санкт-Петербурга святой Андрей Первозванный стал одним из небесных покровителей города, так как в день основания северной столицы Петр Великий заложил в основание Петропавловской крепости золотой ковчег с частицей мощей апостола Андрея.
В XVIII - XIX веках на Северо-Западе России было построено несколько андреевских храмов: в 1718 г. в Кронштадте, в 1732 г. собор в Санкт-Петербурге. В XIX веке в Санкт-Петербурге было устроено подворье Афонского Андреевского скита. В Благовещенском храме этого подворья в конце XIX века освятили пять престолов, в том числе и придел во имя святого апостола Андрея.
Вскоре после отвоевания окупированных Швецией исконно русских приладожских земель в 1717 г. началось возрождение разрушенного шведами Валаамского монастыря. В 1719 г. на Валааме была устроена первая после столетнего перерыва монастырская церковь во имя Преображения Господня с приделами святых апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. Кроме того, на одной из возвышенностей Валаамского архипелага в районе Большой Никоновской бухты, где по преданию апостол Андрей воздвигнул крест, в 1846 году при игумене Дамаскине была построена часовня в честь апостола Андрея с большим белым крестом.КАЖДЫЙ ПАЛОМНИК, ПРИБЫВАЮЩИЙ НА ВАЛААМ, СОПРИКАСАЕТСЯ С ХРАМОМ ВОСКРЕСЕНИЯ
В 1896 году Валаамский монастырь посетил известный благотворитель Иннокентий Сибиряков. Пленившись красотой Никоновской бухты, он предложил игумену Гавриилу на месте часовни воздвигнуть храм, на постройку которого пожертвовал деньги. Вскоре началось строительство церкви, завершившееся в 1906 году освящением верхнего храма в честь Славного Воскресения Христова, а нижний храм был посвящен апостолу Андрею.
В XIX веке Андреевские храмы появились и в других местах северо-западных епархий.
В советское время, в русле общей антирелигиозной политики, почитание святого апостола Андрея пытались искоренить. Все вышеназванные храмы были либо закрыты либо разрушены. Так, например, в 1932 году советской властью был полностью разрушен Андреевский собор в Кронштадте.
Спасо-Преображенский Валаамский монастырь прекратил свое существование на островах в 1940 г. В послевоенные годы возле Воскресенского скита была открыта турбаза, а в нижнем Андреевском храме устроена прачечная. Однако планы советских властей искоренить почитание апостола Андрея не удались, а с конца 80-х гг. XX века это почитание не только возродилось, но и получило дальнейшее развитие.
Возобновление монашеской жизни в Валаамском монастыре после полувекового перерыва началось именно 13 декабря 1989 г., в день памяти святого апостола Андрея Первозванного. Тогда после 50-летнего запустения на святую валаамскую землю вступили первые шесть иноков: три иеромонаха, один иеродиакон и два послушника. Корабль с ними символично пришвартовался в Большой Никоновской бухте у Воскресенского скита, именно там, где была воздвигнут храм в честь апостола Андрея. Теперь эта дата празднуется в Валаамском монастыре как день возрождения обители.
В ноябре 2005 г. на звоннице главного Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря был установлен один из самых больших колоколов в России. Название благовеста «Апостол Андрей Первозванный». Новый колокол заменил своего одноименного предшественника, уничтоженного атеистами в советский период. К подъему гигантского колокола весом больше 14-ти тонн на колокольню высотой 73 метра на Валааме отнеслись, как к еще одному чуду святой валаамской земли. Ведь теперь Валаамский монастырь и его окрестности вновь оглашаются, как в прежние века, могучим звоном колокола, названного в честь апостола Андрея.
Новое возрождение Воскресенского скита началось после второго прихода святого апостола Андрея Первозванного на Валаамский архипелаг. 4 июня 2003 года по благословению игумена Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне, архимандрита Иеремии ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного прибыл на Валаам. Первый молебен на острове Валааме был отслужен тогда именно в нижнем храме Воскресенского скита. Молебен служился с особыми прошениями о восстановлении находящегося в запустении храма. И буквально через несколько недель начались работы по полному восстановлению Воскресенского храма.
«Ко мне неоднократно обращались с вопросом, почему монастырь не восстанавливает этот поруганный храм, эту неповторимую святыню — рассказывает игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, епископ Троицкий Панкратий. И мне приходилось отвечать, что не мы восстанавливаем святые места, а Сам Господь. Сам Господь влагает добрый помысел в сердца людей, имеющих возможность сделать это доброе дело - восстановить святыню».
В 2003 г. на праздник 300-летия Санкт-Петербурга в северную столицу была привезена со Святой Горы Афон часть мощей святого апостола Андрея. 27 мая, в день юбилейных торжеств, после совершения Божественной литургии в Исаакиевском соборе и после грандиозного крестного хода на Дворцовую площадь мощи апостола перенесли в Андреевский собор. 4 июня, на отдание Пасхи, мощи святого были на несколько дней привезены на Валаам. Первый молебен в Валаамском монастыре был тогда отслужен именно в нижнем Андреевском храме Воскресенского Скита. Молебен служился с особыми прошениями о восстановлении находящегося в запустении храма. И буквально через несколько недель начались работы по полному восстановлению храма, которые завершились через два года в 2005 году.
Ещё одним очень важным, исполненным глубокого смысла и глубокой символики событием явилось установление на Валааме памятника апостолу Андрею Первозванному. 10 июля 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия этого памятника: "Открытие памятника важное, исполненное глубокого смысла и глубокой символики событие. Апостол Андрей, установив крест на Киевских горах, направился на север и, достигнув Ладожского озера — озера Нево, — здесь, на Валаамских горах также установил крест.
Святой апостол Андрей соединил юг и север того огромного пространства, которое позже стало Святой Русью. Он прозрел, что именно на этой земле будет ярко светить свет Христов, и так оно и произошло. Земля наша украшена подвигом великого сонма мучеников и преподобных, благоверных князей и простых людей, имена которых не остались в истории, но которые жизнью своею запечатлели верность Христу".
Идея установки памятника появилась в преддверии 1025-летия Крещения Руси. Памятник изготовлен известным российским скульптором Андреем Вячеславовичем Клыковым в мастерской народного художника России Вячеслава Михайловича Клыкова (1939-2006 г.г.). Необходимо отметить, что Вячеслав Михайлович являлся Лауреат национальной премии Андрея Первозванного. Памятник установлен при поддержке Фонда Андрея Первозванного.
Вот так, спустя почти две тысячи лет апостол Андрей Первозванный возвращается на остров Валаам. Возвращается, чтобы благословлять каждого, кто приезжает в Валаамскую обитель.
Примечателенен еще один факт, 16 июня мощи святого Андрея были доставлены в г. Североморск в Мурманской области. В следующем 2004 году там началось строительство Андреевского кафедрального морского собора, завершившееся его освящением в 2016 году.
Таким образом, почитание святого апостола Андрея Первозванного на Северо-Западе России и на Валааме все больше и больше распространяется. Благодатное евангельское семя Христова благовестия, посеянное апостолом Андреем на Русской земле, дало обильный восход.
Доклад иеромонаха Рафаила (Янкевича)
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473057