ВОПРОС:
«Мне скоро будет сорок лет. Внешность обычная. У меня интересная работа, много друзей. Но я не замужем, жениха и детей у меня никогда не было. И, наверное, уже не будет.
Я не устаю молиться и надеяться, знаю примеры счастливых браков, знаю, что это возможно, думаю, что и ребенка успею родить. Но в моём случае уже достаточно большая вероятность, что вряд ли у меня что-то сложится, вряд ли получится. Усыновить ребенка я не могу, да наверно еще и не готова к этому.
На работе все девочки с семьями. И каждый раз мне больно видеть, как они, счастливые, объявляют о беременности, уходят в декрет. Через некоторое время приходят в гости с младенцами. Я не завидую — это другое чувство, — но тоже хочу, как у них.
Когда я занимаюсь какими-то делами, связанными с детскими больницами, начинаю думать, что у каждого — свой крест.
У меня крест — отсутствие семьи. И я не могу понять, почему так? И стандартные православные объяснения не очень подходят.
Сама не монашеского склада, родителей тоже не могу бросить, да и они не отпустят меня в монастырь.
Когда слушаю своих счастливых подруг, меня продолжает мучить один и тот же вопрос: «Господи, я тоже так хочу! Я бы уже давно могла бы быть женой и многодетной матерью! Почему Ты дал мне это одиночество?!»
Мой главный вопрос: как принять Волю Божию о себе? Как перестать хотеть семью и детей? Как смириться со своим одиночеством?»
ОТВЕТ:
Вера в Бога без детского доверия Ему немного стоит.
Любящий отца ребёнок не проверяет истинность действий отца. Он идёт за ним, — куда тот скажет. Так, во время сильного шторма только один мальчик спокойно оставался на палубе корабля. Когда его спросили, почему он не прячется, он ответил: «Мне нечего бояться, ведь капитан — мой отец».
Молитва к Богу без искреннего желания любить Его — мало чем отличается от языческих заклинаний о житейских нуждах.
Ещё апостол Павел писал, что «... все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Фил.2:21).
Когда кого-то по-настоящему любишь, то хочешь любыми благими средствами угодить любимому, — сделать так, как хочет он, даже если мне самому от этого будет очень больно.
Как ни горько это признавать, но для нас, большинства верующих и воцерковлённых людей, важно в первую очередь обрести или не потерять что-то своё и лишь потом подумать о том, что хочет в отношении нас сделать Бог.
И особенно трудно отказываться от мечты об этом «своём», если речь идёт не о порочной страсти, а об обычных человеческих желаниях — «посадить дерево, построить дом, воспитать ребёнка».
Таинство брака было основано в раю Самим Богом, давшим прародителям обетование плодиться и размножаться.
До недавнего времени почти у всех народов независимо от их верований большое количество детей оценивалось как верный признак Божьего благословения.
Главным предназначением женщины признавались чадородие и помощь мужу в обустройстве домашнего очага. Мужчина мог достичь социального признания через общественно значимые дела, даже будучи одиноким. Но к женщине без мужа и детей до возникновения богоборческой идеологии феминизма относились в лучшем случае с состраданием.
При этом редко кто вспоминает тот факт, что та тяга к мужчине, которая подсознательно движет каждой нормальной женщиной («женское счастье – был бы милый рядом») не есть естественное свойство её изначальной природы, но болезненный изъян, результат проклятия после грехопадения Адама и Евы: «Жене [Бог] сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16).
И деторождение согласно православному учению не является целью христианского брака, как не является целью человеческой жизни дыхание и питание.
Само по себе многочадие не приближает человека к Богу. По слову апостола Павла женщина спасается через чадородие, только «если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим.2:15).
Целью христианского брака является не продолжение рода, как верят в это католики, и не совместная поддержка супругов на трудном жизненном пути, но совместное обучение и возрастание в жертвенной и бескорыстной любви к Богу.
В одиночестве Адам не мог преуспеть в этой любви, ему в этом важнейшем деле нужен был помощник и соратник: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18).
***
Как писал Экзюпери: «любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении».
Для христиан в этой стороне Христос, — Он обязательный третий участник брака, придающий ему исключительный смысл — возрастать в любви, подобной Любви Лиц Пресвятой Троицы.
Поэтому интимные отношения и дети в браке могут быть, а могу и не быть.
Дети могут быть свои, могут быть приёмные. Могут быть крепкими и здоровыми, а могут всю жизнь провести в инвалидной коляске. Могут упокоить родителей в их старости, а могут все умереть в младенчестве (одна такая семья русского священника покоится на старом лютеранском кладбище в г. Сортавала). Могут стать достойными людьми, а могут вырасти откровенными богоборцами.
Чужие маленькие детки всегда представляются такими милыми. Все ими любуются. Но мало кто видит слёзы родителей подростков, «севших» на наркотики или употребляющих алкоголь.
И никто не хочет думать о том, что подобное может случиться и с его детьми. Для тех мужей и жён, кто вступили в брак не ради своего временного земного счастья, а ради подготовки к жизни вечной, все перечисленные невзгоды не станут катастрофой, лишающей дальнейшую жизнь её смысла.
***
Мало кто из людей осознанно идёт на страдания.
В христианстве это путь мученичества, юродства и монашеской аскезы, на который можно вступать только добровольно.
Но как быть со страданиями невольными, которые мы не выбираем и смысл которых откровенно не понимаем?
Бог совсем не хочет, чтобы мы страдали. Ни зла, ни последующих ему страданий и смерти Он не создавал. Никакой психически здоровый врач не хочет причинять боль пациенту и тем более убивать его. Но если дело идёт о спасении жизни, то в ход идут любые средства, в том числе и самые болезненные.
Так же поступает и Бог, но его цель — сохранить нашу вечную жизнь. А для этого необходимо, чтобы за время земной жизни Христос стал для нас самым главным и желанным, а всё остальное — как получится... вернее, как Ему будет угодно.
***
Подобное познаётся подобным.
Поэтому полноценное общение с Христом возможно только в бескорыстной жертвенной любви.
Мы же чаще всего относимся к Христу крайне корыстно — хотим прямо сейчас получить от Него земные блага, оставляя на какое-то далёкое «потом» встречу с Ним в Его Небесном Царстве.
После грехопадения прародителей никакой человек не может сам по себе, естественным путём возрастать в богоподобной жертвенной и бескорыстной любви. Но нет ничего невозможного для Бога.
Тоскующему в глубине сердца о такой любви Бог однажды эту любовь явит.
И жизнь человека после этого кардинально изменится. Для него станет очевидным, что все земные радости ничто в сравнении с любовью Христа. Ему очень захочется хоть как-то ответить на эту Любовь, всю жизнь посвятить этому ответу. Но ответить можно только подобной любовью, а не формальными жертвоприношениями.
Поэтому решившийся следовать за Христом человек начинает с самоотвержения — всю жизнь учится добровольно отказываться от того, что ему самому хочется обрести на земле, ради того, чтобы угодить Христу, исполнить Его волю. Такой отказ не бывает без боли.
Как писал Достоевский у гроба своей первой жены:
«возлюбить человека, как самого себя, по заповеди Христовой, — невозможно. Закон личности на земле связывает, "я" препятствует.
Между тем после появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно как день, что высочайшее, последнее развитие личности именно и должно дойти до того (в самом конце развития, в самом пункте достижения цели), чтоб человек нашёл, сознал и всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего "я", — это как бы уничтожить это "я", отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастие».
***
Поэтому каждому страдающему человеку надо в первую очередь предельно честно ответить себе на один ключевой вопрос: ХОЧЕТ ли он ПРЕЖДЕ ВСЕГО с помощью Христа обрести это величайшее счастье?
Ответ на этот вопрос не даётся логическими рассуждениями. Пленённый страстями ум не способен распознать промысел Творца, пока сам не станет богоподобным. Ответ надо искать не в голове, а в сердце.
Христос открылся мне верой, я ощутил на себе действие Его благодати. Достаточно ли мне общения с Ним, чтобы я мог назвать свою жизнь полноценной, наполненной смыслом и радостью?
Если нет, — то стоит в этом честно признаться.
Бог никому Себя не навязывает и каждому даёт по сердцу его.
Множество язычников и иноверцев славятся своими крепкими большими семьями, немало и благоденствующих в земной жизни злодеев. Все они уже получили награду свою. В конечном счёте Бог даёт каждому то, что он хочет. Но не каждый оказывается этому рад.
***
Ещё раз подчеркну, что Богу совсем не нужны наши страдания.
Они необходимы тому, кто всю земную жизнь хочет учиться любить по-христиански ради вечного пребывания в этой любви со Христом.
Страдание — самое эффективное лекарство Бога при лечении нас от гордыни и себялюбия, которые жертвенной любви прямо противоположны.
Можно внешне изобразить расположение к другому человеку, милосердие, бескорыстие, — но кардинально измениться в своих самых сокровенных желаниях без страдания не получится.
Через добровольное принятие страдания человек говорит Богу и себе о том, что он хочет учиться жертвенной любви. И когда Бог видит искренность такого желания, видит готовность человека на любые жертвы ради её обретения, — Он даёт её человеку как Свой дар.
Бог каждого человека предопределил ко спасению. Каждого Он ждёт в Своём Царстве.
Но спасение не тождественно земному счастью. Напротив, всем своим последователям Христос честно обещал на земле скорбь.
Спасение начинается на земле, а заканчивается на Небе. Счастье начинается и навсегда завершается в земной жизни. Таково свойство любой радости без Христа. Без Него вместе со смертью закончится любовь супругов, родителей и детей. То, что человек хочет сохранить в вечности, — он в этой жизни должен посвятить Христу.
***
«Претерпевший до конца спасётся», — сказал Господь в Евангелии.
Терпением человек удостоверяется в своём доверии Богу. В искренней благодарности за всё проявляет к Нему любовь. Он благодарит Бога и за скорбь, видя в ней верное свидетельство неравнодушия Бога к своей судьбе, — благодарит и за те бесчисленные дары, ценность которых часто меркнет в замутнённом болью сознании.
У каждого человека есть такой дар, который он привык считать не Божьим даром, а собственностью, которая и так у него должна быть по праву. Живёт такой человек с двумя руками и не задумывается, какими чудесными и полезными инструментами наделил его Бог. Пока рук не лишается. И так во всём.
Отсутствие желаемого мы воспринимаем как несправедливость, недоработку Бога, — а всё то, чем Он нас уже наделил, включая саму способность любить Его и встретиться с Ним в вечности, ни во что не ставим. Поэтому «трудно богатому войти в Царство Небесное».
Очень многие, если не большинство, получив от Бога здоровье, семью, социальное признание и материальное благополучие, пользуются этими дарами исключительно ради собственного удовольствия.
Временное потребление этих даров и называется в безбожном мире счастьем.
Но Христос взошёл на Крест и победил смерть не ради нашего земного счастья, а ради того, что каждый из нас мог провести вечную жизнь с Ним. Только для этого всю земную жизнь человеку необходимо Божьи дары отдавать и посвящать их Богу, как делали это благие и верные рабы в евангельской притче о талантах.
Отдавать самое лучшее, самое дорогое, — а не то, что на выброс. И кто так сейчас хочет поступать?
Многие ли современные матери хотят проводить своё домашнее время после тяжёлого физического труда в напряжённой домашней молитвы, как это делала мать прп. Паисия Святогорца? Многие ли жёны смогут так отнестись к убийце своего мужа и так переменить свою жизнь, как это сделала преподобномученица великая княгиня Елизавета? Какая современная мать мечтает о том, чтобы её дочери повторили подвиг мучениц Веры, Надежды и Любви?
Как писал один христианский писатель: «Если женщина относится по–матерински только к своим детям, она ещё не мать, а просто женщина, родившая детей». Много ли у нас таких истинных матерей? И если да, — то почему тогда до сих пор переполнены российские детдома?
Во время землетрясения в Армении в 1988 г. погибло минимум 25 тысяч человек. Но ни один осиротевший ребёнок не попал в детдом. Всех взяли в свои семьи неравнодушные люди.
Много ли современных девушек, для которых принципиально важно, чтобы их избранник был нелицемерным христианином, а не с «богом в душе» и во всём бескомпромиссно следовал Евангелию?
Все эти примеры о том, что большинству из нас Бог не даёт просимые нами дары не по равнодушию, а исключительно по любви.
Бог видит наше сердце насквозь, знает все наши мысли и чувства. Он не хочет нашей вечной гибели после насыщенной земными радостями жизни.
Через различные лишения Он постоянно напоминает нам о Себе, о неизреченной радости общения с Ним. И Он не оставляет попытки достучаться до нашего сердца, пока видит в нём хотя бы маленькую искорку желания любви к Нему. Любой человек волен погасить эту искорку навсегда.
***
Человек в принципе не может быть одиноким. С ним всегда рядом бесконечно любящий его Бог. И он всегда может поделиться Божьей любовь с любым нуждающимся в ней человеком.
Одиноким человек делает себя сам, добровольно отказываясь от желания учиться у Христа Его любви. Без этого желания никак не получится смириться и принять волю Божью о себе. Пока не произойдёт личная встреча человека со Христом или такая встреча не воодушевит его на кардинальное изменение своей жизни, — воля Божья будет представляться ему абстрактным долгом, её исполнение — некой обязанностью, налогом за возможность получить от Бога желаемые земные блага.
На чувстве долга человек может выстоять в смертной борьбе только благодаря сатанинской гордости. В любом другом случае — он в конце концов «сорвётся» и сделает то что ему хочется, а не то, что он должен.
И если его сокровенное желание направлено на себя, а не на Христа, то себя он и выберет. Что мы в современном мире и наблюдаем.
***
Для желающего любить по-христиански (то есть всех и каждого, а не только своё и своих) нет никаких препятствий и нет нужды ни в каких ресурсах, кроме собственного желания. Всё устроит Бог.
В мире столько горя... В каждый момент рядом с нами столько никому не нужных, страдающих, недолюбленных и обездоленных людей! Больницы, хосписы, детдома, дома престарелых, ночлежки, одинокие соседи в нашем подъезде — все они ждут нашей любви.
И если мы захотим их увидеть, забыв о собственной боли и бесконечных спорах с Богом о её причинах и назначении, захотим предельно бескорыстно взять на себя боль другого человека ради его встречи с Богом, Христос сразу же напомнить нам о Себе.
Мы не заметим, как это произойдёт, но Его любовь к каждой душе, к каждому Божьему творению станет смыслом нашей жизни, полноценной и радостной.
Да, на такой путь бывает страшно выходить одному.
Но в Православии пока ещё сохраняется чудо общинной жизни. Такие же ранее одинокие люди, сделавшие свои первые шаги в сторону настоящей любви, могут помочь новичку, воодушевить его своим примером.
И кто знает, не окажется ли среди них того мужчины и той женщины, которые пока думали исключительно о своём счастье, не замечали друг друга.
А здесь по милости Божией встретились и решили не расставаться до самой смерти.
Кадры из фильма Тео Ангелопулоса «Пейзаж в тумане» (1988)
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 482364