Зачем нужны догматы?
«Именно потому, что изменения происходят постоянно, основы должны быть особо прочными» – Питер Фердинанд Друкер, американский экономист
Будучи реальным обоснованием – глубоко зарытым фундаментом – всей нашей религиозной жизни, догматы защищают истинную веру от её перерождения в суррогаты и оказывают помощь каждому христианину в построении своего личного спасения.В них содержаться основные знания человечества о Боге, сотворенном Им мире, и самом человеке. Не надо бояться догматов; преследующее их негативное восприятие ошибочно. Ведь мы же не боимся аксиом в геометрии или постулатов в физике. Так не стоит бояться и сторониться основных определяющих положений в богословии, называющихся догматами.
Рассказывая нам о том, каков есть Бог, догматы дают нам правильное понимание Божьих требований к своим созданиям. Если ухудшается разумение божественных откровений, то повреждается и представление о «свойствах» Божиих, а вслед за этим искажается понимание условий, которым должен соответствовать человек – меняется всё представление о нравственности. При отступлении от догматов Православной Церкви любое сообщество начинает по-иному толковать духовные законы, теряет ясность в распознавании настоящего смирения, настоящей, подлинной любви и иных христианских добродетелей.
Интуитивное ощущение, что инославно верующий, протестант или католик глубоко чужд нам по духу, возникает не на пустом месте. Мы подсознательно чувствуем, что ранее духовной дистанции возникла догматическая.
Именно потому, что догматические истины предопределяют нравственные, наш учитель св. Григорий Нисский заостряет внимание их на первостепенности: «Догмат важнее и выше, чем заповедь».
Неизменные и обязательные, принятые всей полнотой Церкви, богооткровенные истины являются руководительным началом христианской жизни.
Ошибочно полагать, что догматы являются чем-то абстрактным и мало касающемся нашей повседневной жизни. Мораль и обряды потеряют почву подобно тому, как теряют опору юридические законы в случае попрания конституции.
Без твердой и ясной теоретической базы любая практика рискует потерпеть неудачу. К примеру, конструктору необходимо знать теоретические основы физики, математики и прочих фундаментальных наук, даже если эти науки на первый взгляд мало напоминают о кораблях и самолетах. А каждому, практикующему христианство, важно обращаться к основам учения в той мере, в какой это обращение благоприятствует спасению души.
Подобно тому как привычный быт, наполненный инженерными системами, был бы невозможен в случае отступления людей технических профессий от постулатов естественных наук, так и наша нравственная жизнь оказывается под угрозой в случае потери догматической базы.
Кто-то может возразить, утверждая, что история знает немало сынов и дочерей Церкви, которые не много смыслили в догматах, не знали канонов, и лишь мельком слышали о соборных постановлениях, однако отличились высокой подвижнической жизнью. Этот высший пилотаж христианства – святая простота – стал почти недостижим для нас. А ещё, вероятно, у них были великие духовники, взявшие на себя труд разбираться в тонкостях богословия, вместо всецело доверившихся им чад.
Притупление духовного зрения, произошедшее по причине нашего отдаления от Творца, вынуждает современников всё больше действовать головой, а не сердцем. А оскудение земли русской преподобными приводит многочисленных мирян на различные православно-просветительские курсы.
Угасающая в бушующем море мирской суеты, мотивация к соблюдению христианского образа жизни нуждается в особенной подпитке. Догматы, служа объективным основанием Спасения, напоминают нам о смысле и цели следования Христовым заповедям.
Можно ли быть православным, не зная догматов своей Церкви?
Теоретически можно. Не обязательно самому копаться в сложных взаимосвязях надмирной реальности, если изучение церковных дисциплин не является живой потребностью души. Достаточно просто выравнивать свое мнение с мнением православной Церкви. Но только вот на практике многочисленные неудобные вопросы, недужные сомнения и непонимания не оставят в покое ищущую душу, и каждому придется разбираться в богословских вопросах, хотя бы для утоления собственной жажды познания. К тому же и дьявол не дремлет; от того православному христианину приходится защищать свое религиозное мировоззрение от вредоносных, а порою просто глупых, примесей.
К сожалению, в нашей вере, заметнее прочих проблем, проявляются две «наследственные болезни». Первая, доставшаяся нам от многовекового дохристианского язычества, выражается в настойчивом вплетении суеверий в нашу веру. Вторая, вызванная последствиями XX атеистического века сказывается на нас слабостью теоретической базы, а также множеством обрядоверий и глубоких заблуждений.
К этим двум проблемам притягивается третья. Помимо естественных самозаблуждений, свойственных всем ступившим на путь личного богопознания, многие духовно жаждущие потомки Адама, не имея твердой опоры на догматы, не могут защитить себя и близких от попадания в сети многочисленных и разнообразных лжепроповедников, из числа инославных, сектантов или заблудших священников.
Оставленная без блюстительства вера быстро обрастает кривотолками, заблуждениями, ересями и суевериями, которые могут губительно сказаться на человеческом бытии.
Почему важно сочетать изучение богословских трудов и личное богообщение?
Любой спортсмен, без изучения техники своего спорта, был бы не мастером, а просто сильным и выносливым человеком. А искусно выучившийся, однако нетренированный, спортсмен неизбежно проиграет на первых же соревнованиях. Так и нам, зубрить теорию веры, не упражняясь при этом в любви к Богу и ближним, совершенно неполезно, равно как и пренебрегать учением Церкви. Многие ловушки и помрачения подстерегают как идущих путем сухого начетничества, так и опрометчиво отвергающих догматы.
«Бог открыл людям те [неизменные] знания о Себе, о мире и человеке, которые полезны человеку для христианской жизни и спасения. Эти неизменные, вечные знания, усвоенные в индивидуальном для каждого объеме, необходимы любому христианину, чтобы избежать ложных представлений о Боге. Потому богословское знание не должно быть предметом пренебрежения. Однако проговаривание заученных догматов без хотя бы небольшого, но личного взаимодействия с Богом, кроет в себе большое искушение для человека», – учит наш современник, кандидат богословия протоиерей Вадим Леонов.
Догматы – это слова Бога о Самом Себе, некогда обращенные к людям невероятной высоты духа, которые были способны не только воспринять эти слова, но и донести их до нас в своих трудах с минимальными, хоть и неизбежными, искажениями. Мы же, немощные духом, не имеющие особых и близких отношений с Небесным Отцом, неспособны расслышать в своей душе этих божественных откровений, но можем из трудов богословов получить их неоценимые великие знания. Однако, чтобы скомпенсировать небольшие искажения представлений о Боге и вере, вызванные несовершенством нашего восприятия читаемых текстов, каждому христианину необходим личный опыт богообщения в молитве, в Таинствах, в доброделании.
Являясь основополагающими вероучительными истинами, догматы призваны защитить божественное откровение от еретических искажений и помочь найти каждому человеку правильный путь к Истинному Богу.
Фотографии взяты из открытых источников.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 458762