Вчера, 08 апреля 2014 года, на острове произошло важнейшее монастырское событие – игумен Валаамской обители, Преосвященнейший епископ Троицкий Панкратий, совершил чин монашеского пострига сразу четырех братьев. Как проходила подготовка к постригу? И в чем особенность производства подрясников, ряс, мантий и прочих предметов монашеского одеяния?
Вчера, 08 апреля 2014 года, на острове произошло важнейшее монастырское событие – игумен Валаамской обители, Преосвященнейший епископ Троицкий Панкратий, совершил чин монашеского пострига сразу четырех братьев. Как проходила подготовка к постригу? И в чем особенность производства подрясников, ряс, мантий и прочих предметов монашеского одеяния?
Подготовка к монашескому постригу начинается заранее, как минимум за полгода. Сначала все кандидатуры представляются на рассмотрение Духовного собора Валаамского монастыря, затем окончательный протокол Духовного собора передается в Канцелярию обители. И вот после этого начинается основная работа.
Сотрудникам монастырской Канцелярии нужно подготовить много документов (биографии, справки, характеристики и проч.), которые затем будут представлены для утверждения в Московскую Патриархию и лично Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу – священноигумену всех ставропигиальных монастырей России, в том числе и Валаамской обители. Без письменного благословения Предстоятеля Русской Православной Церкви невозможно совершить монашеский постриг.
Причем параллельно с работой Канцелярии, монастырская швейная мастерская должна в сжатые сроки изготовить специальные облачения для каждого из новопостригаемых, да еще и по несколько комплектов. Давайте вместе посчитаем, сколько же вещей полагается монаху: специальная постригальная рубаха, мантия, клобук, подрясник и ряса, а также срачица (нижняя длинная рубаха для пребывания в келье). Итого – шесть вещей весьма непростого покроя….
- У каждого монаха должно быть минимум два подрясника: в идеале - зимний и летний, то есть полушерстяной и из смесовой ткани. Конечно, что-то необходимо иметь и на подмену в период стирки, - рассказывает монах Евстафий (Подоровский), отвечающий за вещевое обеспечение Валаамского монастыря.
- Мы бы с удовольствием, заказывали подрясники из ткани «мухояр» – известной в старину бухарской хлопчатобумажной ткани с шерстяной или шелковой нитью. Впервые упоминание о ней на Руси встречается в описи имущества Ивана Грозного, но никто в мире ее уже и не выпускает. Так что, шьем из тех тканей, которые предлагает нам современный мир.
«Кто хочет из вас быть большим, да будет меньшим и всем слуга»
«Еще апостолы думали о том, кто из них больше. И в наше время свойственно человеку согрешать стремлением к любоначалию. Кто-то из святых отцов сказал: «Начальствование едва ли спасительно для того, кто этого не желает, и совсем погибельно для того, кто этого хочет».
Кстати, в Валаамской швейной мастерской занимаются не только пошивом всего необходимого, но и – ремонтом и «подгонкой» облачений с учетом индивидуальных особенностей роста и комплекции каждого конкретного монаха. Впрочем, если у сотрудников швейной мастерской, скапливается слишком много работы (а такое бывает часто – монастырь ведь большой!), то на помощь приходит Питерское подворье Валаамской обители, послушники которого в местной швейной мастерской выполняют часть заказов, а потом отправляют готовые вещи на остров. Такая взаимовыручка очень сплачивает братию монастыря. Также среди помощников обители – и сестры Свято-Елизаветинского женского монастыря в Минске, которые помогают шить довольно большой объём подрясников и срачиц для нашей братии. Низкий им поклон за отзывчивость и искусную работу!
- На стороне мы также заказываем камилавки – особые головные уборы цилиндрической формы, которые выдаются при возведении в чин рясофорного послушника. Камилавка символизирует собой терновый венец Иисуса Христа, а также умерщвление плоти, - поясняет отец Евстафий.
– Несмотря на то, что и наши валаамские мастера могут их делать, камилавки для нас изготавливает в Москве одно специализированное предприятие. Так получается и быстрее, и дешевле.
Камилавка служит основой для клобука: к ней пришивается покров черного цвета, который спускаются тремя длинными концами в виде лент по плечам и спине до самого пояса. В древности этот покров делался из плотной ткани, что позволяло ему защищать голову своего владельца от холода. В настоящее время этот покров приобрел и практическое значение: за счет длинных концов клобук легко снимается и может «повисать» на плече у монаха. Он не занимает рук, и монах может спокойно креститься и совершать поклоны.
Интересно, что в чине пострига клобук именуется шлемом спасения и непостыдного упования, согласно словам апостола Павла:
«Оболкшеся в броню веры и любве и шлем упования спасения» (1 Сол. 5, 8). В другом же месте у него же говорится:
«И шлем спасения восприимите во еже возмощи стати противу кознем диавольским» (Ефес. 6, 11, 17). А нижняя этого «покрывала послушания», разделяющаяся на три длинных конца, знаменует троическую благодать, которая покрывает помыслы монаха.
- Чем больше монах преуспевает в своем духовном развитии, чем меньше он связан с внешним миром, – продолжает отец Евстафий,
- и тем меньше он думает о своем одеянии. И тогда уже не важно, в чем ходить, что кушать. Главное для настоящего монаха - его внутреннее молитвенное состояние, душевное равновесие. Молитва становится основной одеждой - нашим покровом и постоянным внутренним деланием.
Александр Веригин, Екатерина Коротнева