Продолжает рассказ иеромонах Артемий (Криворучко): «Сначала я три года был пономарём. В обязанности пономаря входит вся помощь священнику при богослужении: отвечать за порядок в алтаре и храме, разжигать кадило, готовить нужное облачение. Потом два с половиной года я подвизался в скиту Всех Святых, еще год - ещё год — на Святой Горе Афон. А по возвращении был почти два года благочинным и потом уже научился делать доски для икон. Здесь оказался один из учеников отца Зинона, который делал для него доски, и он меня научил, и мы какое-то время здесь жили все вместе на Владимирском скиту. А потом уже, когда он уехал, я остался самостоятельным работником.
Что самое важное в иконной доске, в отличие от простого щита столярного? Здесь годовые кольца своими концами идут на лицо доски, тогда если трещина и появится между досками — она появится сзади. Долговечность доски в основном зависит от наиболее тщательно сделанной прифуговки доски. Когда доски хорошо прифугованы, они даже имеют характерный звук - хрустят. Вот это даст, конечно же, хороший результат, если хорошо склеить. По старинке доски приклеиваются на клей, который изготовляется из вываренных телячьих кож. Главное, чтобы в помещении, где клеят доски на натуральный клей — мездру или рыбий, и готовят его обязательно на водяной бане. Важно, чтобы в помещении было тепло, чтобы клей не схватывался быстро.
Валаам мне нравится своей природой, своим уединением, строгостью и, конечно тем, что здесь не так жарко. Я очень тяжело переношу жару. Природные условия Валаама для кого-то тяжелы, не многие могут выдержать долго суровый климат и уезжают в более подходящий для них климат, а кому-то здесь очень нравится, несмотря на то, что лето здесь короткое, и начиная с осени и до апреля, достаточно унылое время. Но эти условия благоприятствуют молитве – уединение и удаленность от мира. В этот период на Валаам попасть не легко. Все это для монаха очень благоприятно.
Церковная история Валаама начинается с преподобных Сергия и Германа. По одному преданию это был конец десятого века, начало одиннадцатого, по-другому – это был четырнадцатый век, когда сюда пришли монахи, и началась какая-то монашеская и церковная жизнь. Первый раз я узнал о Валааме из журнала, я искал тогда себе монастырь и промыслом Божьим мне эта статья попалась, я прочитал ее и узнав о том, что из себя представляет Валаам, сердце мое загорелось, и все мои чаяния оправдались. Даже в большей мере».
Звучит молитва «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…»
Валаамский иконописец Алипий: икона не "штамп", она неповторима
Говорит иеромонах Артемий (Криворучко): «Следующий шаг после того, как мы склеили доски между собой, выглядит она грубо и начинается уже изготовление самой доски. Мы будем подгонять их под заданный размер. Теперь врезаем шпонки — две планки из жёсткого дерева (в России использовался дуб), которые препятствуют выгибанию доски при подсыхании. Шпонки не отпиливаются до завершения работы и даже до написания, потому что в процессе сушки доски доска может посохнуть и шпонки начинают свободно «ходить», поэтому их периодически подбивают. Дальше — выборка ковчега по периметру, т.е. на лицевой стороне мы делаем углубление — это будет и как рамка, и как защита для самого изображения при перевозке. После этого мы выбираем лузу — наклон — между полем и ковчегом.»
Спасо-Преображенский собор. Пасхальная служба.
Иеромонах Артемий (Криворучко) за кадром: «Пасха – это праздников праздник, торжество торжеств. Это победа Спасителя над смертью. Своею силой Он разорил ад, Своею силой прославил тело Свое и восстал из гроба. Воскресение – это восстание, перевод с греческого – анастасис (ανάστασης).
Пасха – она совершилась раз и навсегда тогда и поэтому в Пасхе можно жить всегда. Для христианина это ожидание радости, он часто даже, может, богословски не понимает, это та маленькая радость, которую он испытывает именно на праздник Пасхи – это образ той бесконечной радости, которая будет в будущем. Но и наоборот – на Пасху может посетить очень большая скорбь и не всегда человек радуется. Конечно же, Пасха не только куличами и разрешением поста приносит счастье. Вся жизнь христианина – ожидание будущей жизни. Человек, который изучает свою веру, понимает для чего он живет и во что верит – это будущая жизнь. Вот и Пасха со всем ее строем, богослужением, светом, свечами, радостными песнопениями все изменяет. Это образ того, когда человек кается в покаянии и через покаяние освободится от этих уз жизни и перейдет к вечности, к вечной радости, к вечной Пасхе.»
Свято-Владимирский скит.
Иеромонах Артемий (Криворучко) за кадром: «Владимирский скит освящен в честь князя Владимира, равноапостольного крестителя Руси. Построен он, как иконописный скит, здесь живут иконописцы, пишут иконы, делают доски для этих икон.»
Иеромонах Артемий (Криворучко) молится перед работой. «Господи, благослови совершить дело еси во славу твою…»
Иеромонах Артемий (Криворучко): «Вторая половина подготовки доски — левкашение. Подготовка под левкашение — это две проклейки. А клей готовим, смешивая в равных долях мездру и желатин. Потом наклеиваем льняную ткань, которая играет связующую роль для будущего левкаса. Льняная ткань выполняет роль связующего для левкаса, можно сравнить с арматурой. Когда лен куплен в магазине или на фабрике, он кипятится полчаса - час на слабом огне, а потом - в стиральной машине на максимальной температуре для того, чтоб он сел, отыгрался, чтобы этого ни в коем случае не произошло на доске.
В клей для левкаса добавляем олифу и мыло. Мыло нужно, чтобы олифа растворилась в клее, не становилась плёнкой и не выделялась поверх левкаса. Теперь отольём десятую часть клея, а в оставшуюся добавим мел — один к одному. Левкас поделим пополам, и в одну часть добавим клей, который отлили, чтобы левкас был более крепким на первых слоях. Но с каждым слоем будем добавлять более слабый левкас, чтобы он был более эластичным. Если с помощью кисти мы сначала просто набирали слои, чтоб закрыть паволоку, то теперь мы выравниваем уже.»
Иконописная мастерская.
В кадре Иеромонах Сергий (Хмелевский): «Недавно я был в Петербурге и собирал материал образцов подлинной иконы. Заходил в мастерскую к знакомым реставраторами у них на реставрации три иконы Тихвинской Богоматери в натуральный размер – это три старинных списка девятнадцатого века. Я сделал много фотографий.
Тихвинская икона Божией Матери в Тихвинском монастыре Ленинградской области.
Иконописная мастерская. Молитва перед работой: «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь …» Иконописная мастерская. Иеромонах Сергий (Хмелевский) и иеромонах Артемий (Криворучко) за работой.
Иеромонах Артемий (Криворучко): «Когда я делаю это, думаю, и то, и то – и послушание, потому что все-таки туда меня назначили, и потому что нравится, так совпало. Пока мне интересно это делать. Отчасти мое занятие совпадает с тем, чем занимался Христос Спаситель, он же был столяром. Частично моё занятие совпадает с тем, чем занимался Спаситель, — Он же был столяром до 30 лет, пока не стал проповедовать, смиренно занимался деревом, помогал Иосифу и Матери Своей, зарабатывая так на жизнь…»
Иконописная мастерская. Подготовка красок к написанию иконы.
Иеромонах Сергий (Хмелевский): «Рисунок переносим на доску с помощью копировальной бумаги. Мы пользуемся традиционной технологией, задействуя известные ещё в древности натуральные пигменты: толчём в ступке, потом растираем. Теперь добавляем яичный желток, разбавленный вином или 5-ти процентным виноградным уксусом — если разбавить водой, краска быстро портится. А живопись с использованием яичной краски, как показало время, — самая прочная, веками стоит. Пример тому — Тихвинская икона Божией Матери, которая с первого века нашей эры сохранилась. Но некоторые места темные, непонятные есть. Тем более мы на сам оригинал-то не можем смотреть. Он находится в Тихвине под стеклом. Могут нам показать один разочек. Есть иконы и восьмого и десятого века. Особенно в Греции в очень хорошей сохранности иконы. На Руси немного влажнее климат, здесь труднее сохранить, но все равно тоже сохранились. Когда перестает шуршать под этим курантом - все что мы перевели нужно закрепить красочкой, чтобы не стерлась такая «золотинка».
Центральная усадьба. Церковный хор поет: «Благословен грядый во имя Господня…».
Иеромонах Сергий (Хмелевский) за кадром:«Вообще монашество – оно призвано молиться за свой род, за страну, и вообще за всех людей в мире, чтобы Господь их вразумил, помиловал. Но это вообще - то дело любого христианина, но у монахов просто больше возможности для молитвы – специальное время для этого отведено. В миру людям, даже верующим, некогда молиться. Часто жалуются, что «Отче наш…» за день прочитать, или обратиться к Богу некогда. Институт монашества для этого и создан, чтобы большую часть времени посвящать обращению к Богу. Это вообще самое главное для всех.
(Спасо-Преображенский собор. Священник говорит проповедь.)
Чистота очищения души – это дело всей жизни, многих слез, долгий подвиг и труд. И нам своими силами никогда не стяжать его, если бы не помогал нам сильной Благодатью Святого Духа Его – Милостивый Бог».
Спасо-Преображенский собор. Потом иконописная мастерская, за работой иеромонах Сергий (Хмелевский).
Иеромонах Сергий (Хмелевский) за кадром: «Для верующего икона — это помощь в молитве к Богу, к святым, к Богородице. Люди хотят представлять тех, кому молятся, — ведь это были живые люди. Тем более что есть письменные свидетельства современников, описывающие Божию Матерь и Иисуса Христа. Известно также, как выглядели большинство святых. Для верующего икона – это помощь в молитве к Богу и Святым. Икона — священный предмет, через неё происходит обратная связь — от Бога и святых к людям: происходят чудеса исцеления, вразумления, предупреждения.
(Иконописная мастерская. За работой иеромонах Сергий (Хмелевский).
Подготовка под золото, чтобы все трещинки, царапинки все заполнились, потом все это шлифуется, пока все не будет ровно. Затем нужно намазать все это специальным лаком – морданом, на него потом легко золото лепить. Но в данном случае сильно блестящая поверхность нам не нужна, можно конечно более блестящую сделать, но она потом будет золото, как зеркало отражать, это помешает восприятию. Это современные иконы сейчас так делают, а нам нужно получить немножко полуматовую поверхность. А золотой фон стали делать издревле, ещё в Византии. Только раньше называли не фон, а — свет. И образы святые писались на фоне света, как бы света Вечного Царства, где всё пронизано чудным светом Божественной любви. Золотой фон призван передать этот свет. Когда не было золота, писали светло-жёлтый фон или зелёный — это цвет жизни.»
Песнопения: «Радуйся Царице, Матерь Святая…». Колокольный звон. Спасо-Преображенский собор. Приезд Патриарха Святейшего Кирилла. Песнопения: «Ищущего Пречистого тела твоего живот, воскреси из мертвых…»
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Я бы хотел Ваше Преосвященство Владыко Игумен Панкратий сердечно поблагодарить Вас за руководство этой Ставропигиальной обителью, и хотел бы подарить в дар образ Казанской иконы Божий Матери. Пусть Царица Небесная покровом своим осеняя сию обитель. Сохраняет единство монашеской братии. Дабы никакие человеческие конфликты и никакое разномыслие не переступало той опасной черты, когда разномыслие разделяет.»
Иеромонах Сергий (Хмелевский) в кадре:«Сегодня 17 июля - день памяти царственных мучеников и сегодня мы начинаем красками раскрывать икону. Такое совпадение случайное или нет, трудно сказать.
Иконы пишутся четырьмя основными красками — белила свинцовые (в древности ещё использовались), охра жёлтая (глина такая очищенная), чёрная и охра красная, ещё есть киноварь, но её очень мало в природе, в каких-то пещерах есть небольшие вкрапления. Омофор Божией Матери рисуется гематитом — это прессованная ржавчина, окись железа, которая бывает красноватая или чуть фиолетовая, символизирует скорбь, мученичество. А хитон Божия Матерь носила, по преданию, темно-синий.
По идее, все иконы считаются чудотворными, таких чудесных икон известно около 600, только некоторые из Византии пришли, а остальные в основном здесь в России написаны. Божия Матерь конечно одна, но ее в разных местностях писали немножко по-разному, где были какие-то чудеса от иконы Божьей Матери так и называли – Владимирская, например, во Владимире ее чудеса, Тихвинская - в Тихвине видели в ней чудеса; Иерусалимская - в Иерусалиме, но и прочие, в основном по названию местности.
По сложности написания икон – это довольно сложная икона, так как техника от фаюмского портрета, она многослойная – от пяти до восьми слоев.
Центральная усадьба. Монастырский сад. Гимн ВалаамаОдно время неправильное было мнение об иконе: мол, это — примитив, потому что люди рисовать не умели и писали довольно условно. Но, судя по лучшим образцам древней иконописи, техника как раз была очень высока… А символичный язык иконы выработался со временем: не должно было быть натуралистической передачи образа, как в обыкновенной живописи. Все лишние детали, мелочи в иконе убираются, остаётся только самое характерное. Определённые жесты рук, позы, складки одежды — только основные и правильно расположенные. Когда пишется Богородица с Младенцем, то независимо от того, на правой или левой Её руке сидит Богомладенец, другой рукой Она показывает на Него: вот наш Бог, Спаситель мира. Ибо Бог, Он во всех ипостасях и во всех возрастах всё равно Бог. Два пальчика Младенца означают древний вид благословения, а три загнутых пальчика — это Святая Троица: Бог Отец, Святой Дух и Бог Сын. В другой руке Маленький Иисус держит свиток, что означает Евангелие, Благовествование. Три звезды на омофоре Божией Матери — вернее, они называются не звёзды, а лилии, — это символ чистоты в древнем мире. И эти три звезды-лилии богословами толкуются так: до Рождества Христова — непорочная Дева, в Рождестве — Дева и по Рождестве — Дева.»
О, дивный остров Валаам!
Рука Божественной судьбы
Воздвигла здесь обитель рая,
Обитель высшей чистоты,
Обитель чу́дную, святую,
Жилище и́збранных людей,
Обитель сердцу дорогую,
Обитель мира от страстей.
Богоизбра́нная обитель!
Пречудный остров Валаам!
Тебя дерзнул воспеть твой житель,
Прими его ничтожный дар!
Не знаю как воспеть сумею
Твои долины и поля,
Твои леса, твои заливы,
Твои священные места.
Иеромонах Сергий (Хмелевский) за работой. «Ну подготовка для начисто – припудрить мелом или толченым стеклом, чтобы видно было, где линии проводить и обезжирить поверхность, чтобы золото не налипало. Любой иконописец старается повторять в уме Иисусову молитву, чтобы сосредоточиться и чтобы никаких мыслей не лезло в голову.»
Иконописец о. Сергий за работой. Песнопение.
«По́слан бысть с Небесе́ Гаврии́л Арха́нгел/ благовести́ти Де́ве зача́тие/ и, прише́д в Назаре́т,/ помышля́ше в себе́, чудеси́ удивля́яся:/ о, ка́ко, в Вы́шних непостижи́м Сый от Де́вы ражда́ется!/ Име́яй престо́л Не́бо и подно́жие зе́млю/ во утро́бу вмеща́ется Деви́чу!/ На Него́же шестокрила́тии и многоочи́тии зре́ти не мо́гут,/ сло́вом еди́нем от Сея́ воплоти́тися благоизво́ли./ Бо́жие есть сло́во настоя́щее./ Что у́бо стою́ и не глаго́лю Де́ве:/ ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю;/ ра́дуйся, Чи́стая Де́во;/ ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная;/ ра́дуйся, Ма́ти Живота́,// благослове́н Плод чре́ва Твоего́!»
Иеромонах Сергий (Хмелевский) за работой: «Любой образ должен быть подписан. Если это икона,должен быть нимб и подпись, кто изображен на иконе - или это Господь Иисус Христос, или Божия Матерь, или Святой. Без надписи считается не образ Святого, или неизвестного Святого. Божию Матерь обычно подписывают сокращенно, вот эти титлы как раз обозначают сокращение: ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия. IC XC, ΙΣ ΧΣ — сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος. Или ο ων от греч. — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14).
Очень важный момент насчет написания иконы любым иконописцем – готовый образ должна утвердить Церковь в лице епископа — это древняя традиция. Иначе можно такое изобразить, что будет оскорблять религиозные чувства верующих. Признав образ достойным, епископ или сам подписывал, или благословлял делать надпись, кто изображён. Надписью икона освящается!»
(В кадре иконописная мастерская. Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий и иеромонах Сергий (Хмелевский).
Иеромонах Сергий (Хмелевский): «Залили, высохнет икона и потом еще лаком покроем, нужно еще хотя бы сутки. По преданию в книге записано, что это иглолистная иконопись, которая была сначала в Иерусалиме.
(Иеромонах Сергий (Хмелевский) освящает Тихвинскую икону Божией Матери)
В XVII веке придумали ещё особый чин освящения иконы с помощью святой воды.
«Освяща́ются ико́ны сия́ благода́тию Пресвята́го Ду́ха, окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ами́нь. Освящается икона всей благодатью».
(Предтеченский скит монастыря).
фильм "Рождение иконы" Jackal Productions Ltd
Иеромонах Сергий (Хмелевский) : «Тихвинскую икону написал за месяц, не считая изготовления доски. Если работать с утра до вечера, можно и за три недели успеть, но при написании икон лучше не спешить. Слои должны просыхать, и молиться надо не забывать. Бывает, что я, видя потом в каком-нибудь храме написанную мной икону, не узнаю её — она сильно меняется, я даже удивляюсь, неужели это я написал? Икона живёт своей жизнью.
Собор Успения Пресвятой Богородицы и святых Царственных мучеников русской православной церкви за границей (Лондон, Великобритания).
Песнопения: «Радуйся, варварскаго избавляющая служения; радуйся, тимения изымающая дел. Радуйся, огня поклонение угасившая; радуйся, пламене страстей изменяющая.
Радуйся, верных наставнице целомудрия; радуйся, всех родов веселие.
Радуйся, Невесто Неневестная».
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 490959