***
Протоиерей Христофор Варфоломеев родился в 1883 году в священнической семье в селе Корписелькя Салминского уезда Выборгской гyбернии (в 1939 году селение было разделено границей СССР и Финляндии на две части).
После обучения в Александро-Невском духовном училище, в 1903 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Затем получил юридическое образование в Санкт-Петербургском университете и с 1909-го по 1917 год работал в канцелярии Финлядского генерал-губернатора и в Сенате Финляндского княжества.
В марте 1917 года уволился с государственной службы и до середины августа 1917 года по назначению Синода участвовал в ревизии Александро-Невской лавры. Затем, как делегат от Финляндской Православной Церкви, принимал участие в работе Всероссийского Церковного Собора. В декабре 1917 года уехал на каникулы в Финляндию и не смог вернуться в Москву из-за закрытия границы. В 1918-1919 гг. жил в г.Кексгольме (ныне Приозерск), где нес церковное послушание псаломщика храмов Всех святых (ныне Валаамское подворье) и Рождества Пресвятой Богородицы. В 1919 году поступил в армию Юденича, но из-за болезни был отправлен в Мурманск, где работал делопроизводителем Мурманской железной дороги.
С 1921 по 1934 гг. служил священником в храмах Ленинграда: с 1921-го по 1930 год в Троицкой Творожковской церкви на Роменской улице, затем до 1932 года в Сергиевском храме на ул. Чайковского, а с 1932-го по 1934 год в Спасо-Преображенском соборе.
17 января 1934 года был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной монархической организации «Братство свв. Сергия и Германа Валаамских». По делу проходили в основном священнослужители, большинство из которых признали свое участие в этой организации и дали показания друг на друга. Однако, как следует из выписки из следственного дела, несколько человек отказались давать показания, в том числе протоиерей Христофор Варфоломеев. В протоколе допроса отца Христофора от 23 февраля 1934 года зафиксировано следующее его заявление: «О деятельности «Братства свв. Сергия и Германа» на территории СССР и за границей, а также о роли в нем моего брата давать показания органам ОГПУ не буду и от показаний по предложенному мне протоколу категорически отказываюсь, в чем и расписываюсь». Осужден постановлением тройки по ст. 58 пп. 10 и 11 к заключению в лагерь на пять лет. Заключение отбывал в Севвостоклаге. Скончался 8 сентября 1938 года в лагерной больнице. Место захоронения неизвестно.
«СВЯТЫЕ ПРИМЕРЫ ВСЕГДА ЗОВУТ К ПОДРАЖАНИЮ» (ПАМЯТЬ О НОВОМУЧЕНИКАХ В ВАЛААМСКОМ МОНАСТЫРЕ)
***
Священник Павел Кушников родился 16 декабря 1880 года в семье священника Спасо-Преображенской Моденской церкви Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне с. Модно Устюженского района Вологодской области) Александра Кушникова.
Окончил Новгородскую духовную семинарию, из которой был выпущен в 1905 году с аттестатом второго разряда. Потом ему довелось служить учителем церковно-приходских школ. В 1913 году его рукоположили и назначили на служение в Бельскую церковь Устюженского уезда, где он был клириком последующие пять лет — вплоть до своей мученической кончины.
В годы Первой мировой войны и революции священнослужитель заботился не только о духовно-нравственном благополучии и здоровье паствы, но и о продовольствии для своих пасомых. С этой целью им была создана приходская общественная потребительская лавка, распределявшая продукты питания между жителями прихода.
В 1917 году некоторые из прихожан отца Павла написали на него заявление-донос в Устюженский уездный комиссариат. Ему было предъявлено обвинение в пропаганде неповиновения новому правительству. После завершения расследования отец Павел был оправдан.
22 февраля 1918 года он был неожиданно арестован двумя делегатами от Устюжского исполнительного комитета, обвинен в сокрытии оружия для «белогвардейцев», хотя при обыске ничего не было обнаружено. 23 февраля отца Павла вывели за село Бельское к болоту, застрелили и тут же зарыли.
О его подвиге на Поместном Соборе 1917-1918 гг. свидетельствовал митрополит Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий), председательствуя на заседании 9 апреля 1918 года.
20 сентября 1918 года на последнем заседании Поместного Собора секретарь Собора В.П. Шеин (будущий святой преподобномученик Сергий; †1922, память 31 июля / 13 августа) в своем докладе «о гонениях на Церковь и о новых мучениках» в числе священнослужителей, «пострадавших за веру и Церковь», упомянул священника Павла Кушникова.
ХОТЕЛОСЬ БЫ ВСЕХ ПОИМЕННО НАЗВАТЬ…
На том же заседании председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом о канонизации преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), совершенной в Грузинской Православной Церкви.
С благодарением Господу восприняв известие о прославлении в лике святых преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), члены Синода постановили включить имя святой в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования ее памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузинской Церкви:
Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась 1 апреля 1868 года в Грузии. После кончины родителей она приняла постриг в монастыре святой равноапостольной Нины в Бодби с именем Ювеналия. В 1905 году указом Святейшего Синода она была назначена настоятельницей Покровской женской обители в Москве. В 1910 году ее заботами началось строительство Серафимо-Знаменского скита под Москвой, где в 1915 году она была пострижена в великую схиму с именем Фамарь.
В 1924 году скит был закрыт. В 1931 году схиигумению Фамарь с двумя сестрами ее обители арестовали и приговорили к ссылке в Иркутскую область. После окончания срока ссылки она, уже тяжело больная туберкулезом, вернулась в Москву и 23 июня 1936 года отошла ко Господу.
22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинского Патриархата принял решение о канонизации преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) о чем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона уведомил председатель Иностранного отдела Грузинской Патриархии митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим своим письмом от 30 августа 2017 года.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481191