«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» — радостно поется в эти светлые дни во всех храмах и во всех сердцах.
Праздников праздник и торжество из торжеств! Вот и настал долгожданный день святой Пасхи Господней, спасительной, Пасхи новой, Пасхи вечной и всечестной. Вновь мы торжествуем о славе Воскресшего Христа: «Христос бо воста: веселие вечное».
Еще с древних, апостольских времен христиане бодрствуют в священную и предпразднственную сию спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, — ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражией.
***
Чарующее душу предвкушение пасхальной ночи охватывает нас уже на богослужении Великой Субботы. Наши чувства в этот скорбно-радостный день несоизмеримы с чувствами апостолов, пребывавших в страшном для них субботнем покое отчаяния и утраченных надежд, а потому не готовившихся ко встрече со Своим несчастным Учителем, чьё истерзанное тело навсегда, как им казалось, замуровано во мраке каменной гробницы Иосифа Аримафейского. Об этой ночи, изменившей ход мировой истории, знают все. Мы готовимся к ней заранее, но каждый раз переживаем полунощное Откровение заново. К этому невозможно привыкнуть. Как долго тянется день...
Спускаются сумерки. Соборы и храмы полны. В эту ночь сюда тянет даже тех, кто относится к вере и церковной жизни с равнодушием или даже с высокомерием. Люди наполняются каким-то особым торжественным настроением, ждут для себя откровения, которое разъяснило бы им смысл жизни, исполненной страданий и явной несправедливости.
В украшенном валаамском храме полутемно, прорисовываются сотни людских силуэтов. Плащаница пока лежит на своём месте, и перед ней в ознаменование новой жизни, купленной кровью Спасителя, читается Книга Деяний Апостольских, повествующая о первых шагах молодой Церкви Христовой по странам Римской Ойкумены («Вселенной»).
Около половины двенадцатого ночи совершается последнее великопостное богослужение – своего рода прелюдия к торжеству. Основанием этой довольно краткой Полунощницы Великой субботы является пение канона «Волною морскою...», названного так по начальным словам его первого ирмоса.
Звучат последние великопостные мотивы, ещё более оттеняющие грядущую вослед пасхальную радость. В начале пения ирмоса последней (девятой) песни канона – «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе Сына...» – отверзаются Царские врата, и облачённые в белоснежные ризы священнослужители подходят к Плащанице.
Совершив её каждение и дождавшись слов «...востану бо и прославлюся...», они безмолвно переносят Плащаницу из храма в алтарь. Здесь, на святом престоле, она будет покоиться до Вознесения, – в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа. Царские врата вновь ненадолго затворяются. Воцаряется священная тишина. Несколько минут отделяют нас от благословенной полуночи...
Пасхальную заутреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых”, начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители во главе с игуменом монастыря епископом Панкратием в полном облачении становятся по чину у Престола. Торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» В это время с высоты колокольни продолжает настойчиво благовестить большой колокол.
Символизируя переход от мрака язычества к свету христианства, живописно оттеняя свет Воскресения Христова, Крестный ход начинает свое шествие в темном храме, освещенном лишь лампадами и горящими в руках людей пасхальными фонариками.
Под пасхальный благовест торжественный Крестный ход вступает в ночь, рассекая её, как небо Млечный путь, мириадами колеблющихся в руках верующих огоньков. Вновь и вновь повторяется эта стихира: «Ангелы поют на небесах» о Воскресении Спасителя – ведь они первыми узнали об этом, – а люди ещё шествуют во тьме. Поэтому Пасхальный Крестный ход символизирует собою жён-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле и извещённых о Его Воскресении перед входом в гробовую пещеру.
Крестный ход, совершаемый в Пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении Воскресение Твое, Христе Спасе, Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху.
Впереди Крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певчие, диаконы со свечами и кадильницами, а за ними священники. Возглавляет шествие игумен с трисвечником и Крестом.
Все братия тоже идут с красными фонариками, видимо для того чтобы Господь по Своём Воскресении сразу же увидел, что Его здесь уже все давно ждут с возженными светильниками.
Обойдя собор, Крестный ход останавливается перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Благовест прекращается.
Владыка трижды крестообразно назнаменовав кадилом затворенные церковные двери, на мгновение замер, вознесясь умом в горние обители, где сонмы ангелов и святых непрестанно славословят Триипостасное Божество и воспевают светлое Христово Воскресение. Но вот, — игумен немного приподнимает главу, и велегласно возглашает:
«Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веко-о-ов!»
Амии-и-инь. – протянул в ответ хор.
Затем игумен и священнослужители впервые трижды поют пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых…». Братский хор взрываясь от нетерпения громогласно его подхватывает, и вот уже разносится по вселенной Пасхальное пение, возвещая всей твари, что новый день настал, новая вечность, Божественная и человеческая, ныне ждет всех нас чад церковных, и поэтому радуется земля и веселятся небеса, и люди и Церковь торжествуют, и всё ликует, и поёт песнь нову сладостную, спасительную и светоносную.
Далее священники поют стихи древнего пророчества святого царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых…»
«Христо-о-ос Воскресее!» — возглашает игумен. Сотни голосов перекрикивая друг друга спешат ответить: «Воистину Воскресе Христос!»
Отверзаются огромные церковные двери, и Крестный ход под ликующий пасхальный трезвон с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.Заутреня продолжается, и после Мирной ектеньи с клироса начинают звучать радостные, словно спешащие, обгоняющие друг друга слова Пасхального канона, принадлежащего перу великого богослова и поэта преподобного Иоанна Дамаскина. Действительно, они спешат возвестить нам о наступлении Новой Пасхи, о Новом Исходе, о «приведении» нас Воскресшим Господом «от смерти – к жизни и от земли – к небу».
Каждая песнь этого блестящего поэтического произведения начинается священником в алтаре, и каждый раз, во время попеременного пения её хорами, он кадит весь храм, держа в левой руке трисвечник и крест. «Христос воскресе!» – восклицает он, обращаясь к народу. «Воистину воскресе!» – гремят ему в ответ сотни голосов. Крест, многократно предносимый во время каждения, символизирует явления Иисуса Христа ученикам, а благоухание фимиама означает ту неизъяснимую радость, которой сопровождалось каждое Его явление.
«Пасха, двери райские нам отверзающая», — ликующе поет братский хор.
«Не бывает, дорогие мои, радости светлее, чем наша пасхальная радость. Ибо мы радуемся тому, что в Воскресении открылась наша вечная жизнь. Наша радость пасхальная — это радость о преображении всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте», — говорил старец Иоанн Крестьянкин.
После христосования священников и верующих Владыка проникновенно зачитывает «Огласительное Слово на Святую Пасху» святителя Иоанна Златоуста, поражающее своей блестяще выдержанной композиционной архитектоникой и тонкой симметрией риторических оборотов. Оно приглашает на радостный пир веры всех – «постившихся и не постившихся».
«Где твоя, аде, победа? Воскрес Христос – и ты низвержен! Воскрес Христос – и пали демоны! Воскрес Христос – и радуются ангелы! Воскрес Христос – и торжествует жизнь! Воскрес Христос – и никто не мёртв во гробе: ибо Христос, восстав из мёртвых, стал Первенцем из умерших» (1Кор. 15:20)
После этого прославляется сам великий проповедник, чья Литургия начнётся через несколько минут: поётся тропарь святому Иоанну Златоусту.
Часы, отделяющие пасхальную Заутреню от Литургии, проходят для многих незамеченными, потому что не читаются, как обычно, а поются, и состоят не из псалмов (составляющих их основу), а из избранных пасхальных песнопений, легко узнаваемых на слух.
Равным образом и другие богослужения первого дня Пасхи и всей Светлой седмицы состоят почти исключительно из пения. Вообще же чтение Псалтири, сборника ветхозаветных гимнов и молитв, носящих преимущественно покаянный и минорный характер, упраздняется на всю Светлую седмицу потому, что «сень ветхозаветная не имеет уже места при лучезарном сиянии новозаветной благодати».
Пасхальное Евангелие, в ознаменование вселенского характера христианства, принято читать на разных языках, в первую очередь на трёх древних – еврейском, греческом и на латыни. Например, на Валааме еще читают на македонском, украинском и армянском, а также на некоторых других в зависимости от познаний священнослужителей.
С древнейших времен существует обычай освящать эту священную ночь причащением Святых Тайн, потому что Пасхальная радость – это прежде всего радость Евхаристическая. Именно к этому «пиршеству веры» (а не к ломящемуся от долгожданных скоромных яств праздничному столу) приглашает нас уже прочитанное Огласительное Слово святого Иоанна Златоуста.
Пасхальная Литургия заканчивается, как правило, после четырех часов пополуночи, и нас уже ждет праздничное разговение, – первое вкушение освящённой скоромной пищи.
Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.
Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.
По материалам:
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 470497