Сортавала - это начальная точка двух интереснейших маршрутов, которые грех не освоить в Карелии. Первый — это шхеры Ладоги. Слово «шхеры» произошло от древнескандинавского «sker», означавшего «скала в море». Ладожское озеро, крупнейшее в Европе, действительно похоже на море — в солнечный ясный день, если плывешь по его открытой глади, берегов не видишь. Тут бывают и шторма, и высоченные волны — все как положено. А шхеры — это система из множества небольших островов («скал в море») в северной и северо-западной частях озера.
И Сортавала — один из лучших отправных пунктов для путешествия по этим островам. Они представляют собой национальный парк, потому что на них живут редкие виды растений и насекомых. Но главное живое сокровище Ладожских шхер — это кольчатая нерпа. Ты плывешь по озеру мимо живописнейших островов — они вырастают из озера на мощной каменной платформе, за тысячелетия вылизанной волнами до блеска. На камне, в едва сформировавшейся скудной почве (запомните этот момент!), растет мрачный северный лес — вековые сосны, изумрудные мхи и лишайники, удивительно яркие цветы. А у берегов на крупных камнях, выступающих из воды, нет-нет да и увидишь греющуюся на солнышке нерпу…
Мы, конечно, вглядывались во все глаза, проплывая шхерами. Никаких нерп, правда, не увидели, но очень хотим верить экскурсоводам. Не могут же они врать, на самом-то деле! Да и ехали мы громко. Нерпы могли испугаться.
В порту г. Сортавала мы садимся на «Метеор» и отправляемся в своеобразное паломничество. В часе хода по Ладоге — Валаамский архипелаг с одним из самых почитаемых в мире православных монастырей. Съездить на Валаам стоит в любом случае — пусть даже вы не особенно религиозны.
Для начала перед вами развернется волшебная панорама Ладоги. После того как вы выйдете из шхер и устремитесь прямо от берега, первое время вы будете видеть только бескрайние водные просторы — в один прекрасный момент вы даже перестанете понимать, где заканчивается вода и начинается небо. Но потом далеко впереди вы увидите большой остров, который будет вырастать перед вами ближайшие полчаса.
Здесь стоит Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, сердце Валаамского архипелага. Святость осенила эти места, по преданию, еще во времена апостола Андрея, который якобы установил «на горах Валаамских» каменный крест. Спустя 900 лет, в X веке, двое иноков, святые Сергий и Герман, пришли сюда из Греции — и основали на островах монашеское братство.
Монастырь этот, как птица Феникс, возрождался несколько раз, причем каждый раз с нуля и до весьма приличных размеров. Тут была (и есть сейчас) целая монашеская страна. К XVI веку на Валааме жили 600 монахов, но монастырь разорили шведы. В XVIII веке Петр I, отвоевав эти земли, издал указ о возрождении обители. Острова снова заселили: те монахи, что пообщительнее, поселились сообществом на самом о. Валаам, остальные ушли на дальние скиты (их на архипелаге целых 14!). Были (и остаются) здесь и пустынники, которые несут свое служение поодиночке на островах архипелага.
За несколько столетий истории здесь горели деревянные церкви и строились каменные храмы. Сюда приезжали гостить российские императоры. Эти земли переходили от одного государства к другому. Во время советско-финской войны монастырь бомбила советская авиация, и монахи вынуждены были вновь покинуть свою обитель, которую обустраивали сотни лет до тех пор. Здесь поселили школу боцманов и юнг, потом Валаамом опять владели финны. С финнами и ушли отсюда последние монахи, и полвека Валаам не знал богослужений. Здесь был дом-интернат для инвалидов войны — удобно было свозить сюда всех калек и увечных, чтобы сидели на острове и не ранили сердца благополучных советских граждан напоминанием о страшной войне.
И только в 1989 году обитель вновь начала возрождаться — главный собор и большинство скитов Валаама решили передать Церкви. Сюда приехали шесть первых насельников. Сегодня братия монастыря насчитывает более сотни человек (вместе с теми, что живут в дальних скитах). А когда-то их было до тысячи!
Паломников сюда приезжает более 100 тысяч в год! Из них 80% — это туристы. «Метеор» может привезти вас сюда на четыре часа — этого хватает на то, чтобы погулять по Центральной усадьбе (можно с экскурсоводом, можно и без него), посидеть в ухоженных сквериках, полюбоваться идеальными клумбами и красивыми памятниками, восхититься красотой собора. Если хочется уединения и покоя — можно приехать сюда на более длительный срок. Недавно здесь как раз реконструировали гостиницу для паломников.
Едят гости монастыря в трапезной — накрывают длиннющие столы, выставляют монастырское угощение — постный или рыбный супы, соленья, овощи, крупы, рыбу, грибы. Монахи сами не едят мяса и других им не кормят. Но здесь очень вкусно.
В монастыре три сада — да еще каких! Помните, мы говорили о том, что здесь скудные почвы? Так вот, полтысячи лет насельники свозили сюда почву с окрестных островов, соскребая ее с камней. Сформировав изрядную плодородную подушку, они разбили здесь поистине райские сады. Говорят, сюда хорошо приезжать в сентябре, когда многочисленные яблони десятков сортов усыпаны спелыми плодами. Выращивают монахи и груши (в этом-то климате), и вишню, а в теплицах растут отличные ананасы. И здесь очень красиво: острова гористые, кругом холмы, а с них открываются прекрасные виды.
Хозяйство большое. И в дальних скитах братья работают в небольших огородиках, держат на ферме и коров, и коз. В местных лавочках можно купить и монастырский сыр, и рыбу местного копчения, и квас местного изготовления. Кстати, на удивление: несмотря на то, что это один из центров православного мира и сюда в некоронавирусное время ехали паломники со всего мира, цены на сувениры и на православную атрибутику в церковной лавке очень божеские, так что сувениры прицельно можно покупать именно тут, на Валааме.
Каждый здесь находит свое. Атеист насладится видами природы (заповедная территория) и уникальной архитектурой (основной комплекс собора построен в XIX веке). Православный прикоснется к двухтысячелетней святости и закажет молебен за здравие близких в сердце православного мира. Любопытствующий попробует, чем угощают монахи, подивится на богатую роспись верхнего храма Спасо-Преображенского собора и насладится путешествием по бескрайним просторам Ладоги.
Фотографии Максима Платонова.
Источник: https://realnoevremya.ru
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472917