Первоначально скит Всех святых был устроен на месте подвигов преподобного Александра Свирского. Деревянная церковь была посвящена этому подвижнику. Первые сведения о строительстве в скиту относятся к 1789 году. Игумен Назарий, строитель Валаамского монастыря, обратился с прошением к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу (Петрову) о строительстве новой каменной церкви: «Когда в обители нашей жил преподобный Александр Свирский, имел уединенную келию не в дальнем расстоянии от монастыря, где после того построена была деревянная церковь во имя его, которая от долговременного стояния разрушилась, но чтоб оное место не пришло в забвение, то желаем на оном построить каменную небольшую церковь во имя Всех святых»1. С этого времени скит стал называться во имя Всех святых.
С 1789 по 1793 годы построили каменную церковь и шесть одноэтажных каменных братских корпусов и трапезную. Трудами игумена Дамаскина скитские постройки были улучшены. Пять лет до избрания в настоятели отец Дамаскин управлял этим скитом, и на своем опыте познал, как вредны для здоровья отшельников скитские кельи. Кельи, чьи стены толщиной в метр сложенные из камня, в зимнее время были угарны, а летом – сыры. Объясняя эти неудобства преосвященному митрополиту Серафиму2, игумен вместе со старшей братией 31 декабря 1840 года просил благословения Владыки построить в скиту новые каменные кельи и ограду иждивением Фридрихсгамского купца Федора Федоровича Набилкова, пожертвовавшего 10 000 рублей ассигнациями3. В 1844 году кельи, ограда и часовня во имя Крестных страданий Господа Иисуса Христа были выстроены по проекту архитектора К. Брандта. Требовал обновления и скитский храм, в стенах которого оказались трещины. В 1849 году по проекту архитектора А.М. Горностаева в скиту был построен новый каменный двухэтажный храм.
В нижнем этаже устроена церковь во имя Всех святых, в верхнем - во имя Небесных Сил бесплотных. По дошедшим до нас воспоминаниям паломников «нижняя церковь теплая; иконостас в ней деревянный, раскрашенный под орех, с дорическими, местами позолоченными колоннами; иконы в нем отличной работы петербургского мастера В.М. Пешехонова4. На четырех столбах храма размещены во весь рост живописные изображения светил монашества. За клиросами, в отделанных под орех резных золотом иконостасах находились: на правой стороне – образ Воскресения Господа Иисуса Христа с двунадесятыми праздниками, в серебряной позолоченной ризе - приношение купеческой жены Шатиловой, и на левой - Тихвинская икона Божией Матери, писанная в меру чудотворно-явленной, в серебряной, местами позолоченной ризе, украшенная разными камнями - дар гражданки Одинцовой. Эта невысокая, освященная шестью окнами церковь, с ее скромными украшениями, трогательно говорит о смиренном шествии святых (памяти которых она посвящена) к небу, и располагает к тихой, умиленной молитве. В ней совершается чтение Неусыпаемой Псалтири, за которым поминаются имена живых и усопших братий, благотворителей, усердствующих вписать свои имена для поминовения, вечного или временного».
Нижний храм во имя Всех святых был освящен 18 августа 1849 года благочинным монастырей Санкт-Петербургской и Новгородской епархии архимандритом Игнатием (Брянчаниновым). В 1894 году храм расписали монастырские живописцы под руководством иеромонаха Луки. Деятельное участие в росписи принимал игумен Гавриил, который написал на сводах храма трех серафимов и на полотне Нерукотворенный Образ Спасителя с двумя предстоящими ангелами.
Верхняя церковь во имя Небесных Сил бесплотных имела характер Церкви торжествующей, Церкви небесной. Иконостас храма, выполненный трудами валаамской братии, был позолочен; резные Царские врата венчало большое сияние, в центре которого находилась икона Пресвятой Троицы. Все иконы в храме выполнены в иконописной мастерской Пешехонова. В резных позолоченных киотах находились иконы Господа Вседержителя и Тихвинской Богоматери в серебряных ризах, на храмовых столбах - иконы Вселенских иерархов и Всероссийских святителей. В 1887 году монастырские живописцы расписали верхний храм масляными красками: в вершине купола - Господь Саваоф в сонме архангелов, под окнами купола - Господь Иисус Христос и двенадцать апостолов; на четырех арках - святые евангелисты; на западной стене, над дверями, изображены мироносицы, пришедшие ко Гробу Спасителя, по стенам – лики преподобных. Пол церкви выстлан путиловской плитой. 19 июля 1850 года храм во имя Небесных Сил бесплотных освятил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор.
Здание скита построено четырехугольником, восемь отдельных корпусов соединены каменной оградой, углы которой замыкают башни с остроконечными крышами. В конце XIX века башни и ворота скита перестроили в соответствии с архитектурой скитского храма. В корпусах размещались братские кельи; фотомастерская, скитская трапезная и кухня занимали отдельный флигель на южной стороне, под ним были устроены погреба и кладовые. К югу от церкви – колодец глубиной 5 м, высеченный в 1857 году в скале. На западной стороне скита братией вырыты два пруда для поливки огородов и сада. Недалеко от скита находится часовня Крестных страданий Господа Иисуса Христа. Сохранился каменный иконостас из полированного красного и черного гранита. За часовней, на восток, находится могила валаамского подвижника благочестия преподобного Антипы5.
Находясь в одной из самых красивых и живописных местностей Валаама, скит во имя Всех святых имеет вид небольшого, уединенного монастыря. В 1811 году здесь подвизались схимонах Феодор и иеросхимонах Клеопа – ученики преподобного Паисия (Величковского) и их сподвижник иеромонах Леонид (в схиме - Лев, преподобный Оптинский старец).
За алтарем церкви под сенью гранитного креста были погребены старцы, подвизавшиеся в скиту Всех святых6.
Пища в этом скиту круглый год постная, по понедельникам, средам и пятницам без масла. С 1894 года по благословению архиепископа Финляндского и Выборгского Антония (Вадковского) в скиту было разрешено в определенные дни употреблять в пищу молоко и масло скоромное, но не дозволялось вкушение рыбы.
В 1939-1940-х годах келейные корпуса и ограда частично пострадали от бомбежек советской авиации, а в 1940-1941 году были взорваны во время пребывания на острове школы боцманов и роты юнг. Таким застал скит валамский инок в 1943 году: «Все восемь скитских домов взорваны внутри, верхний деревянный этаж, так называемого «игуменского дома» был подожжен, но огонь пощадил его, сам собою погас. Часовня над скитским колодцем лежит опрокинутой на земле, а самый колодец забросан камнями и всяким мусором. Могилы старцев-подвижников, хотя не были вскрыты, но все памятники сняты и выброшены в лес, а кресты поломаны. С внешней стороны храм скита кажется мало пострадавшим, но внутри картина уже иная: иконостасы в обеих церквах убраны и стенная живопись испорчена, печи поломаны и лежат опрокинуты на полу, даже дымовые трубы и те испорчены и разбиты. Колокола все сняты и увезены, кроме самого большого, по-видимому его не успели снять, об этом свидетельствует ругательная надпись советского жаргона, оставленная на внутренней стене колокола, язык которого тоже лежит сброшенным на землю»7.
С 1940 по 1985 годы постройки скита были заброшены, и постепенно разрушались от атмосферных влияний. В 1985-1988 годах проводились реставрационные работы по келейным корпусам и ограде8. С 1990 г. возобновились реставрационные работы по церкви и келейным корпусам. В этом скиту, одном из первых, в 1991 году возобновилась монашеская жизнь. Сейчас в скиту возобновлена монашеская жизнь. Службы проводятся в нижнем и в верхнем храмах. Женщины могут зайти на территорию скита только один раз в год - на престольный праздник скита Всех святых, в первое воскресенье после дня Святой Троицы. В этот день утром из Спасо-Преображенского собора в скит направляется Крестный ход, затем соборно совершается праздничная Божественная литургия.
1 ГИАСПб., ф. 19, оп. 1, ед.хр. 14237, л.1.
2 Владыка Серафим (Стефан Васильевич Глаголевский, 1763 – 1843) – митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский.
3 Инициатором переустройства скита был святитель Игнатий (Брянчанинов), тогда архимандрит Игнатий, наместник Троице-Сергиевой пустыни, благочинный монастырей Санкт-Петербургской епархии.
4 Пешехонов Василий Макарович (1816-?) – представитель известной в Петербурге династии иконописцев и реставраторов, сын ее основоположника – Макара Самсоновича Пешехонова. Возглавлял иконописную артель, в которую входили преимущественно палехские мастера. В Санкт-Петербурге его артель выполняла заказы Императорского Двора, работала для Покровской церкви Троице-Сергиевой пустыни, церкви Успения на Сенной площади, Андреевского собора, Борисоглебской, Смоленской (село Смоленское), Всехсвятской (Волковское кладбище), Дмитриевской и Никольской (на Николаевской) единоверческих церквей. На Валааме иконы «пешехоновского» письма находились в храмах скитов Всех Святых, преподобного Александра Свирского, святого Иоанна Предтечи (нижний храм).
5 В 1960 году могила иеросхимонаха Антипы была кем-то вскрыта, но не найдя драгоценностей, могилу засыпали землей, а надгробная плита оставалась сдвинутой в сторону. Земля на вскрытой могиле со временем просела, и это помогло определить место захоронения. Мощи старца Антипы были обретены в мае 1991 года при игумене Андронике (Трубачеве). В 1992 г. причислен к лику святых Румынской Православной Церкви. В 2000 г. имя преподобного Антипы внесено в Святцы Русской Православной Церкви. Память установлено совершать 23 января (н.ст.)
6 Всего десять захоронений. 1. Иеросхимонах Антипа (Половинскин), скончался 21 апреля 1912 года. 2. Иеросхимонах Алексий, скончался 19 апреля 1900 года. 3. Монах Арсений, скончался 15 июня 1893 года. 4. Иеросхимонах Клеопа, скончался 19 мая 1816 года. 5. Схимонах Порфирий, утонул 23 октября 1828 года. 6. Иеромонах Виталий, скончался 9 июня 1856 года. 7. Схимонах Евфимий, скончался 11 сентября 1902 года. 8. Схимонах Феофан, скончался 28 июля 1912 года. 9. Схимонах Онуфрий, скончался 17 августа 1912 года. 10. Раб Божий Николай Арламов, скончался 14 мая 1928 года.
7 Дело №89 об определении в послушники сего монастыря потомственного почетного гражданина Ивана Петрова Красноперова. Машинописное приложение к делу. Архив Ново-Валаамского монастыря.
8 Левиаш. Т. Л. Валаам: Путеводитель. Петрозаводск, «Карелия», 1989. С. 80.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481383