![Подать записку Подать записку](/local/templates/valaam/images/banner_treby_2_340.jpg)
![Забронировать номер Забронировать номер](/local/templates/valaam/images/banner_booking-340.jpg)
С 1789 по 1793 годы построили каменную церковь и шесть одноэтажных каменных братских корпусов и трапезную. Трудами игумена Дамаскина скитские постройки были улучшены. Пять лет до избрания в настоятели отец Дамаскин управлял этим скитом, и на своем опыте познал, как вредны для здоровья отшельников скитские кельи. Кельи, чьи стены толщиной в метр сложенные из камня, в зимнее время были угарны, а летом – сыры. Объясняя эти неудобства преосвященному митрополиту Серафиму2, игумен вместе со старшей братией 31 декабря 1840 года просил благословения Владыки построить в скиту новые каменные кельи и ограду иждивением Фридрихсгамского купца Федора Федоровича Набилкова, пожертвовавшего 10 000 рублей ассигнациями3. В 1844 году кельи, ограда и часовня во имя Крестных страданий Господа Иисуса Христа были выстроены по проекту архитектора К. Брандта. Требовал обновления и скитский храм, в стенах которого оказались трещины. В 1849 году по проекту архитектора А.М. Горностаева в скиту был построен новый каменный двухэтажный храм.
Нижний храм во имя Всех святых был освящен 18 августа 1849 года благочинным монастырей Санкт-Петербургской и Новгородской епархии архимандритом Игнатием (Брянчаниновым). В 1894 году храм расписали монастырские живописцы под руководством иеромонаха Луки. Деятельное участие в росписи принимал игумен Гавриил, который написал на сводах храма трех серафимов и на полотне Нерукотворенный Образ Спасителя с двумя предстоящими ангелами.
Здание скита построено четырехугольником, восемь отдельных корпусов соединены каменной оградой, углы которой замыкают башни с остроконечными крышами. В конце XIX века башни и ворота скита перестроили в соответствии с архитектурой скитского храма. В корпусах размещались братские кельи; фотомастерская, скитская трапезная и кухня занимали отдельный флигель на южной стороне, под ним были устроены погреба и кладовые. К югу от церкви – колодец глубиной 5 м, высеченный в 1857 году в скале. На западной стороне скита братией вырыты два пруда для поливки огородов и сада. Недалеко от скита находится часовня Крестных страданий Господа Иисуса Христа. Сохранился каменный иконостас из полированного красного и черного гранита. За часовней, на восток, находится могила валаамского подвижника благочестия преподобного Антипы5.
Находясь в одной из самых красивых и живописных местностей Валаама, скит во имя Всех святых имеет вид небольшого, уединенного монастыря. В 1811 году здесь подвизались схимонах Феодор и иеросхимонах Клеопа – ученики преподобного Паисия (Величковского) и их сподвижник иеромонах Леонид (в схиме - Лев, преподобный Оптинский старец).
За алтарем церкви под сенью гранитного креста были погребены старцы, подвизавшиеся в скиту Всех святых6.
Пища в этом скиту круглый год постная, по понедельникам, средам и пятницам без масла. С 1894 года по благословению архиепископа Финляндского и Выборгского Антония (Вадковского) в скиту было разрешено в определенные дни употреблять в пищу молоко и масло скоромное, но не дозволялось вкушение рыбы.
В 1939-1940-х годах келейные корпуса и ограда частично пострадали от бомбежек советской авиации, а в 1940-1941 году были взорваны во время пребывания на острове школы боцманов и роты юнг. Таким застал скит валамский инок в 1943 году: «Все восемь скитских домов взорваны внутри, верхний деревянный этаж, так называемого «игуменского дома» был подожжен, но огонь пощадил его, сам собою погас. Часовня над скитским колодцем лежит опрокинутой на земле, а самый колодец забросан камнями и всяким мусором. Могилы старцев-подвижников, хотя не были вскрыты, но все памятники сняты и выброшены в лес, а кресты поломаны. С внешней стороны храм скита кажется мало пострадавшим, но внутри картина уже иная: иконостасы в обеих церквах убраны и стенная живопись испорчена, печи поломаны и лежат опрокинуты на полу, даже дымовые трубы и те испорчены и разбиты. Колокола все сняты и увезены, кроме самого большого, по-видимому его не успели снять, об этом свидетельствует ругательная надпись советского жаргона, оставленная на внутренней стене колокола, язык которого тоже лежит сброшенным на землю»7.
С 1940 по 1985 годы постройки скита были заброшены, и постепенно разрушались от атмосферных влияний. В 1985-1988 годах проводились реставрационные работы по келейным корпусам и ограде8. С 1990 г. возобновились реставрационные работы по церкви и келейным корпусам. В этом скиту, одном из первых, в 1991 году возобновилась монашеская жизнь. Сейчас в скиту возобновлена монашеская жизнь. Службы проводятся в нижнем и в верхнем храмах. Женщины могут зайти на территорию скита только один раз в год - на престольный праздник скита Всех святых, в первое воскресенье после дня Святой Троицы. В этот день утром из Спасо-Преображенского собора в скит направляется Крестный ход, затем соборно совершается праздничная Божественная литургия.
1 ГИАСПб., ф. 19, оп. 1, ед.хр. 14237, л.1.
2 Владыка Серафим (Стефан Васильевич Глаголевский, 1763 – 1843) – митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский.
3 Инициатором переустройства скита был святитель Игнатий (Брянчанинов), тогда архимандрит Игнатий, наместник Троице-Сергиевой пустыни, благочинный монастырей Санкт-Петербургской епархии.
4 Пешехонов Василий Макарович (1816-?) – представитель известной в Петербурге династии иконописцев и реставраторов, сын ее основоположника – Макара Самсоновича Пешехонова. Возглавлял иконописную артель, в которую входили преимущественно палехские мастера. В Санкт-Петербурге его артель выполняла заказы Императорского Двора, работала для Покровской церкви Троице-Сергиевой пустыни, церкви Успения на Сенной площади, Андреевского собора, Борисоглебской, Смоленской (село Смоленское), Всехсвятской (Волковское кладбище), Дмитриевской и Никольской (на Николаевской) единоверческих церквей. На Валааме иконы «пешехоновского» письма находились в храмах скитов Всех Святых, преподобного Александра Свирского, святого Иоанна Предтечи (нижний храм).
5 В 1960 году могила иеросхимонаха Антипы была кем-то вскрыта, но не найдя драгоценностей, могилу засыпали землей, а надгробная плита оставалась сдвинутой в сторону. Земля на вскрытой могиле со временем просела, и это помогло определить место захоронения. Мощи старца Антипы были обретены в мае 1991 года при игумене Андронике (Трубачеве). В 1992 г. причислен к лику святых Румынской Православной Церкви. В 2000 г. имя преподобного Антипы внесено в Святцы Русской Православной Церкви. Память установлено совершать 23 января (н.ст.)
6 Всего десять захоронений. 1. Иеросхимонах Антипа (Половинскин), скончался 21 апреля 1912 года. 2. Иеросхимонах Алексий, скончался 19 апреля 1900 года. 3. Монах Арсений, скончался 15 июня 1893 года. 4. Иеросхимонах Клеопа, скончался 19 мая 1816 года. 5. Схимонах Порфирий, утонул 23 октября 1828 года. 6. Иеромонах Виталий, скончался 9 июня 1856 года. 7. Схимонах Евфимий, скончался 11 сентября 1902 года. 8. Схимонах Феофан, скончался 28 июля 1912 года. 9. Схимонах Онуфрий, скончался 17 августа 1912 года. 10. Раб Божий Николай Арламов, скончался 14 мая 1928 года.
7 Дело №89 об определении в послушники сего монастыря потомственного почетного гражданина Ивана Петрова Красноперова. Машинописное приложение к делу. Архив Ново-Валаамского монастыря.
8 Левиаш. Т. Л. Валаам: Путеводитель. Петрозаводск, «Карелия», 1989. С. 80.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 489337