Участниками торжественной церемонии стали митрополит Рязанский и Михайловский Марк, министр культуры и туризма Рязанской области Виталий Попов, профессор Академии РАН, председатель президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Валерий Тишков, представители общественных и других организаций. Среди почетных гостей церемонии открытия был управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий.
По благословению епископа Троицкого Панкратия в торжествах от Валаамской обители приняли участие игумен Иосиф (Крюков), и.о. начальника Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря и иеромонах Рафаил (Янкевич), благочинный Петербургского подворья.
8 сентября состоялась Международная научно-практическая конференция «Русская Америка: из прошлого в настоящее и будущее», приуроченная к 280-летию открытия Аляски экспедицией Беринга-Чирикова и 270-летию преподобного Германа Аляскинского. Пленарное заседание проходило в стенах РГУ имени С. А. Есенина.
В работе конференции приняли участие представители академического сообщества, в том числе университетов и научных организаций порядка десяти регионов России, а также ученые из США, представители Русского географического общества, Всероссийского общества «Знание», ряда общественных организаций, способствующих изучению и популяризации наследия Русской Америки.
Конференция продолжилась работой секций. В секции «Духовный отец Русской Америки: взаимодействие по изучению имени преподобного Германа Аляскинского» с докладом выступил игумен Иосиф. После в формате видеоконференции свой доклад на тему «Почитание прп. Германа Аляскинского в Валаамском монастыре в настоящее время» прочел насельник монастыря иеродиакон Герман (Мурог).
В Рязанской области ведется большая работа по сохранению и популяризации наследия преподобного. В течение прошедших месяцев года, посвященного его памяти в Рязанской области, прошли более 100 событий, связанных с его именем. Ранее в день открытия форума в библиотеке им. Горького стартовал фестиваль научно-популярного кино, посвященного «Русской Америке».
Кульминацией форума станет открытие 10 сентября в Кадоме, на малой родине святого Германа Аляскинского, памятника крестителю Русской Америки.
Доклад игумена Иосифа (Крюкова) на Международной научно-практической конференции «Русская Америка: из прошлого в настоящее и будущее», приуроченной к 280-летию открытия Аляски экспедицией Беринга-Чирикова и 270-летию преподобного Германа Аляскинского, секция «Духовный отец Русской Америки: взаимодействие по изучению имени преподобного Германа Аляскинского».
Уважаемые участники конференции, дорогие гости, позвольте передать вам приветствия епископа Троицкого Панкратия и благословение Валаамской обители, игуменом которой он является и насельником которой был особенно вспоминаемый нами в эти дни преподобный Герман Аляскинский.
В житии преподобного Германа есть неочевидный и неожиданный мотив, который, как мне кажется, объединяет все эпизоды его биографии. Его жизнь, его мировосприятие удивительно поэтичны. Письма преподобного по прибытии в Новый Свет, описывающие некоторые эпизоды путешествия, немногочисленны и относительно немногословны.
Надо полагать, что, находясь на другом конце земли, в крайне стесненных материальных обстоятельствах и экстремальных жизненных условиях, далеко за пределами цивилизованного мира, даже внутри которого скорость почтового сообщения составляла около 70 километров в сутки, естественным желанием человека будет изложить в обращении к власть предержащим круг потребностей, которые обеспечили бы его выживание и нормальную деятельность.
Несмотря на это, преподобный Герман в своих письмах отводит значительное место лирическим заметкам и комментариям. Способность человека видеть вокруг себя красоту говорит о его способности ощущать и слышать Бога в создании. Как в искусстве красота от художника переходит в его произведение, так и созерцатель окружающего мира для того, чтобы воспринять его красоту, сам должен быть красив и глубок. «Попробуйте, – писал Д. С. Лихачев, – держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите».
Мы помним, как сам святой уподоблял свое отношение к алеутам той заботе, с которой относится к чадам их кормилица; мы также имеем подтверждения его любви к ближним в сохранившихся свидетельствах тех, кто знал преподобного лично. Сказанное выше о поэтическом восприятии преподобным Германом мира, позволяет посмотреть на источник этой любви с новой перспективы. По слову христианского богослова II века Климента Александрийского, когда в душе человека воссиявает действительная красота, воскрешенная Божественным Словом, тогда с ним и соединяется небесная и подлинно Божественная любовь.
Такое начало, как некий камертон, задает настроение для всей остальной жизни преподобного Германа на Аляске, в которой очень грубо можно выделить две сферы приложения его сил: это выстраивание взаимоотношений с должностными лицами Российско-Американской торговой компании и благовестие среди местных жителей. В каждой из этих сторон его жизни присутствовали характерные эпизоды, на которых я хочу кратко остановиться.
Не секрет, что членам Валаамской миссии на Аляску и представителями светских властей зачастую не хватало взаимопонимания. Коммерсанты и военные офицеры, скажем мягко, не всегда руководствовались теми же идеалами и преследовали те же цели, что и монахи. Тем более примечательно, что именно способность восхищаться поэзией стала одним из тех факторов, который позволил святому найти общий язык с некоторыми из них.
«Однажды, — пишет главный правитель Русской Америки в 1818-1820 гг. Семен Яновский, — я прочёл о. Герману оду «Бог» Державина. Старец удивился, восхитился и просил прочесть её ещё раз, я повторил. «Неужели это простой учёный писал?» — спросил он. «Да, учёный, поэт, — отвечал я. «Это по вдохновению Божию писано», — сказал Старец. К слову, именно Яновский в последствии стал тем человеком, чьи воспоминания сыграли большую роль в формировании канонического жития преподобного Германа. Сам же Семен Иванович под влиянием его примера принял монашеский постриг и закончил свой жизненный путь в Калужской Свято-Тихоновой пустыни.
Второй эпизод, о котором я бы хотел упомянуть, характеризует взаимоотношения преподобного Германа с местными жителями. Как мы знаем, обучая их детей христианской вере, святой делал это, рассказывая им жития святых и – сказки. Что такое сказка? Сказка – это не вымысел. Сказка – это поэтическое изложение истины, которая освобождена от необходимости быть доказуемой.
Ко времени описываемых событий прошло всего лишь два-три десятка лет после смерти Вольтера, столь популярного в среде просвещенного общества, современного преподобному Герману. В значительной мере наследуя его представителям, многие наши современники считают, что правда лишь то, что можно мерить и взвешивать.
Вот почему все, что не поддается аналитическому препарированию, все, что выражено посредством образов и притч, кажется сегодня далеким от реальности и потому не представляющим интереса.
Как писал в своих дневниках Дарвин: «Вот уже много лет, как я не могу заставить себя прочитать ни одной стихотворной строки… Я почти потерял также вкус к живописи и музыке… Кажется, что мой ум стал какой-то машиной, которая перемалывает большие собрания фактов в общие законы, но я не в состоянии понять, почему это должно было привести к атрофии одной только той части моего мозга, от которой зависят высшие [эстетические] вкусы…Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее — на нравственных качествах...»
В заключение следует сказать, что сам изначальный выбор монашеского пути, который сделал преподобный Герман, тоже носит в своей основе глубокое поэтическое содержание. Потому что поэзия – это не умение рифмовать слова. Поэзия – это способность привносить гармонию в окружающий мир.
А что более гармонично, чем человек, примирившийся с Богом через покаяние и, через это, примиряющий с ним все творение?
По материалам сайта Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 468411