Молитва за людей, живых и усопших – важнейшее дело монаха. В Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре испокон века принимали записки с просьбой помянуть родных и близких от богомольцев, преодолевших сложный путь до Валаама по неспокойным водам Ладоги. Сегодня заказать поминовение можно, не совершая путешествия на Северо-Запад России. С помощью сети интернет.
Для всех интересующихся раскрываем путь, который совершает каждая «электронная записка», присланная в Валаамский монастырь.
Всё начинается на сайте valaam.ru , официальном электронном ресурсе Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Здесь важно отметить, что в интернете появились сайты-подделки, предлагающие заказать поминовение на Валааме. Им не стоит доверять!!!
На сайте монастыря в разделе “Подать записку” надо заполнить форму:
В имена допускается вводить только буквы, без пробелов и знаков препинания. Пометку к имени (младенца, воина, иерея и т.д.) можно выбрать из списка рядом с именем.
Рекомендуемая сумма пожертвования высчитывается автоматически, исходя из введенных параметров. Вы имеете возможность изменить рассчитанную сумму. Подробнее
Каждые сутки в 01:30 компьютерная программа автоматически формирует списки, которые утром распечатывают.
Самая «популярная» неточность при оформлении записки - неправильно выбранный падеж (особенно это касается парных имен): «Иногда возникает интуитивное сомнение: Александра это мужское имя в родительном падеже или женское в именительном? Хорошо, когда в записке несколько имен. Если Иван, Петр и Александра, то понимаешь – женское, а если Ивана, Петра, Александра – то мужское. Иногда пишут имена в дательном или предложном падежах.»
Иногда в тупик ставят имена, не существующие в святцах, типа Роберт, Янис, Бэлла, Эвелина. Здесь приходится уточнять у подавшего записку, являются ли носители имени православными христианами. Бывают случаи, когда при Крещении человеку почему-то оставили неправославное имя, данное при рождении. Тогда это имя должны поминать в храме, потому что носитель его является членом Церкви. В таком случает после имени лучше подписать: (крещ.- то есть крещенный) – это будет понятным всем знаком, что человек крещен в Православии.
Если кто-то не является по Крещению православным, то за него можно и нужно (!) молится. Но только келейно. Поминовение на Проскомидии соединяется с изъятием частиц из просфоры. Эти частицы символически изображают живых и усопших, о которых молятся. Они переносятся на Святой Престол и в завершении Божественной Литургии опускаются в чашу с Кровью Господа Иисуса Христа. Так что поминаемые как бы причащаются Крови Христовой. А к Святому Причастию ни атеисты, ни иноверцы, ни «абстрактно» верящие в «Бога в душе» не допускаются.
Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. Это самое важное, самое сильное, самое действенное поминовение.
«Великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва», - говорит святой Кирилл Иерусалимский. «Не напрасно установили апостолы», – говорит святой Златоуст, – «чтобы при совершении страшных Тайн поминать усопших. Они знали, что от этого много им выгоды и много пользы.»
В поданной записке любую ошибку, неточность или спорный момент можно исправить. Лишь бы приславший её верно указал адрес электронной почты для обратной связи. Это особенно важно в случае повторного обращения. К примеру, если подавалась записка с просьбой молитвы о здравии на год, а человек, спустя несколько месяцев, скончался. При повторном обращении требы переделывают на заупокойные. Достаточно найти письмо-извещение от Валаамского монастыря о включении имени в синодики, которое получает каждый после заказа треб. По номеру, указанному в нём, можно найти нужное имя.
Перевод пожертвований за требы в монастыре
Распечатанные записки с именами передают в руки иеродиакона Евдокима, который ведает книгами синодиков (“синодик” – греческое слово, русский эквивалент – “помянник”). Под его руководством братья старательно, вручную, как и века назад, вписывают имена из электронных записок в толстые тетради или папки с большими листами. А отец Евдоким указывает число, до которого будут поминать записанных: не строго сутки в сутки, но суммируя дни с запасом.
Одни синодики отправляются в храм, где раздаются братии для поминовения во время богослужений. Другие – тоже в храм, только не в большой монастырский собор, а в маленькую уютную церковь Валаамской иконы Божией Матери и домовую церковь в Никольском скиту, где читается Неусыпаемая Псалтирь.
Поминовение на Проскомидии особенно впечатляет во время холодных сезонов, когда день короток. В большом пространстве тёмного храма, освещённом несколькими лампадками, вдруг тут и там зажигаются свечи, огонь которых выхватывает из темноты лица, склонившиеся над тетрадями. Священник служит, хор поёт, чтец произносит молитвы и псалмы, а стоящие в храме поминают живых и усопших. И так каждый день.
Чтение Псалтири происходит иначе. В маленьком храме на нескольких аналоях, стоящих рядом, разложены папки со списками имён и книга псалмов. В тишине звучит только один голос: чередной молится, а посторонним беспокоить его не разрешается. Но в момент чтения он не одинок. Уподобляясь псалмопевцу Давиду, он предстоит перед Богом, вознося Господу слова молитвы и испрашивая милости для поминаемых рабов Божиих. Чередной меняется каждый час или два.
Помимо поминовений, указанных на сайте, записки с именами также раздаются священникам, служащим молебны у раки преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, а также у мощей преподобного Антипы Валаамского, у чудотворных икон Божией Матери «Валаамская» и «Всецарица», списка чудотворной иконы из монастыря Ватопед, написанного специально для Валаамской обители.
Для тех, кто смущается подавать записки о поминовении «через компьютер», напомним, что просьба о молитве посредством «современных информационных технологий» – изобретение не нашего века.
Самой яркой иллюстрацией служит факт из жизни Святого Праведного Иоанна Кронштадтского. Люди, не имевшие возможности лично подать записки с просьбами помолиться о родных и близких, посылали «всероссийскому батюшке» письма, а в случае срочной нужды – телеграммы. Посланий было так много, что для них пришлось открыть отдельное почтовое отделение, поскольку в потоке сообщений, адресованных праведнику, стали теряться письма, адресованные кому-то другому. Каждое утро в Андреевский собор приносили полные корзины телеграмм, записок и писем. Прочесть все не было сил даже у отца Иоанна. Поэтому, устав, он клал на бумажные стопки руку и молился, чтобы Господь помиловал, исцелил, укрепил и исполнил благие просьбы писавших.
На «старом» Валааме летом на престольный праздник преподобных Сергия и Германа съезжалось так много паломников, что верхний Преображенский храм, рассчитанный на 4 тысячи человек, не мог вместить молящихся. К слову, после восстановления монастыря в наши дни такого количества людей в Валаамском храме еще не собиралось.
В позапрошлом столетии, чтобы принять от паломников записки «за здравие» и «за упокой», выставляли столы рядами. За ними вставали все братья, знающие грамоту, вооруженные бумагой, перьями и чернильницами, и писали, писали, писали просьбы о поминовении. Записки исчислялись не количеством, а мешками да корзинами.
На день чествования святых основателей Валаамской обители паломники съезжались не только из столицы и ближних мест, но из разных губерний Российской империи. Благо летом в монастырь можно было попасть водным путём. Зачастую, родственники и соседи снабжали паломников деньгами и записками с именами своих близких. Так что многие везли на Валаам длинные списки имён. В молитвах валаамских насельников поминались тысячи и тысячи людей, живущих на территории огромной империи. А также их усопшие родные.
И сегодня те, кто смог приехать на Валаам в качестве паломников, везут записки, переданные родными и друзьями, соседями, коллегами по работе. Так что в лавке монастыря летом, когда каждый день приезжает до полутора-двух тысяч человек, работают по трое и четверо.
В следующей части мы расскажем о том, как молится монах, о чём просят люди и что делать, когда Бог не отвечает.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481338