Менделеев был одним из тех, кто стоял у истоков этой организации.
18.11.2010
Трудами братии монастыря
18 023
На днях в детско-юношеской библиотеке имени Светлова состоялось очередное, четвертое по счету, мероприятие, посвященное нашему великому земляку Архипу Ивановичу Куинджи.
Встреча была посвящена дружбе, которая на протяжении тридцати лет связывала двух великих людей – Архипа Ивановича Куинджи и Дмитрия Ивановича Менделеева. Два истинных художника, мастера своего дела имели множество точек соприкосновения. Но самое главное, что связывало величайшего живописца и величайшего ученого, – это духовность. Единомышленниками их делало желание жить в православной стране.
"Есть фотография, где Архип Иванович Куинджи и Дмитрий Иванович Менделеев играют в шахматы, – говорит председатель клуба "Интеллектуальное возрождение Мариуполя" Александр Таненков. – И сегодня считается, что отношения этих двух людей ограничиваются тем, что они играли в шахматы. Но никто не хочет копнуть дальше и понять, почему именно фамилия Менделеева упоминается в списке тех, кто посещал древний Валаамский монастырь. Менделеев посещал его вместе с Куинджи. Когда Архип Иванович создавал картину "Иисус в Гефсиманском саду", то показал ее всего лишь пятерым людям, двое из которых были Менделеев и его жена. Когда Дмитрий Иванович увидел эту картину, он заплакал. Почему заплакал Менделеев? Почему Менделеев посещал древний Валаам?"
Разгадка же, по мнению Александра Таненкова, проста. В 1906 году в России, в Санкт-Петербурге, была создана общественная организация, вошедшая в историю как "Союз русского народа". Менделеев был одним из тех, кто стоял у истоков этой организации.
В 1913 году в Санкт-Петербурге была развязана уникальная кампания – гонение на православие. Выходили газеты со статьями о том, что художник Куинджи никому не нужен. Русский музей отказался принять в дар картины живописца, создаваемые им в течение тридцати лет. Архипу Ивановичу Куинджи так же, как и Дмитрию Ивановичу Менделееву, мстили за его православие.
"Когда мы говорим о Куинджи, восстанавливаем его истинный облик, мы должны сказать правду о его друзьях, которые во многом помогали ему создавать свой мир, напитанный нашим патриархальным православным Мариуполем", – считает Александр Таненков.
Марина ВОЛОБОЕВА. "Мариупольское время" № 47 от 18.11.2010