Для Валаамской обители этот день имеет особое символическое значение. 13 декабря 1989 года, в день памяти святого апостола Андрея, на Валаам прибыли первые 6 насельников, чтобы начать возрождение монастыря, находящегося в полувековом запустении и разрухе.
Соборное богослужение возглавил Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий.
Иеромонах Наум по традиции совершил ночную Литургию в нижнем храме Воскресенского скита, освященного в честь апостола Андрея. На ночную Литургию, которая прошла в тихой молитвенной атмосфере, приехали братия и все желающие.
Двухэтажная церковь Воскресения Христова и все строения скита хорошо сохранились до наших дней, а после реставрации храм был полностью восстановлен и вновь начал радовать паломников былым величием и красотой внутреннего убранства.
В 1896 году миллионер Иннокентий Сибиряков (впоследствии афонский схимонах-подвижник) пожертвовал 10 тысяч рублей Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю для строительства Воскресенского скита на месте, где стояла часовня в честь св. апостола Андрея Первозванного. Летом 1902 года началось строительство храма, завершившееся в 1906 году освящением 30 июля верхнего храма в честь Воскресения Христова. Нижний храм был освящен в честь апостола Андрея, т.к. согласно монастырскому преданию, путешествую по северной «скифии», именно на этом месте святой апостол воздвиг крест, освятив скалистые ладожские берега и предсказав великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.
Возрожденный и отреставрированный нижний храм апостола Андрея, устроенный по подобию Кувуклии Храма Гроба Господня в Иерусалиме, был освящен малым архиерейским чином 18 июня 2005 г. блаженной памяти Святейшим Патриархом Алексием II.
Также в 2005 г. на звоннице главного Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря был установлен один из самых больших колоколов в России. Название благовеста «Апостол Андрей Первозванный». Новый колокол заменил своего одноименного предшественника, уничтоженного атеистами в советский период.
***
Уже неоднократно мы писали о том подвиге, который пришлось понести первым насельникам и их приемникам, пока монастырь постепенно возрождался и креп. Сейчас на Валааме развиты все виды монашеского жительства: общежительное, скитское, уединенное-отшельническое. Руками братии выполняются многочисленные послушания, благодаря чему поддерживается внешняя монастырская жизнь и благоустроенность.
Но гораздо важнее то, что почти с первых лет возрождения здесь образовалось сплоченное достаточно многочисленное братство, которое на протяжении десятилетий поддерживалось и укреплялось заботой и духовным руководством Игумена, духовников обители и каждого отца и брата, старавшегося жить по-монашески – в духе послушания и любви.
И сейчас, по мере сил и произволения, братья стараются жить в соответствии с иноческим званием, но результаты у всех разные и далеко не все выдерживают многочисленные искушения тяжелого монашеского жития. В одном из своих писем святитель Феофан Затворник писал об этом так: «Говорить, что монастыри потеряли свое значение – грешно. Это ложь… Подите в какой угодно монастырь, по внешнему виду там всё чинно, а так ли и внутри – про это кто может говорить? один Бог и совесть живущих в монастыре; сторонние судители о сем не избегают греха неправедного осуждения и клеветы… Я полагаю, что ни одной монахини и ни одного монаха не найдете, который совсем не имел бы заботы о внутреннем добром настроении… но успех не у всех одинаков».
Примерно 15-20 лет назад, один из валаамских братий рассудив, что его преуспеянию определенно мешает неправильное внешнее и духовное устройство монастыря, поехал на Афон, чтобы получить наставления от афонских старцев – как и где ему дальше спасаться. Когда он начал красочно описывать все недостатки монашеского жительства в условиях Валаама, старец его аккуратно прервал и сказал примерно следующее: «Постой, постой брат… Если бы все было так, как ты говоришь, то давно бы уже не было вашего монастыря, Господь бы не стал такое долго терпеть. Но у вас там есть несколько святых людей, молитвами которых поддерживается доброе устроение всего братства, так что спокойно подвизайся и тоже можешь преуспеть».
Молитвами святого апостола Андрея, сохрани Господи святую Валаамскую обитель и нас грешных помилуй. С праздником!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481301