Сейчас, по прошествии нескольких месяцев после возвращения с Валаама, ты смотришь на себя со стороны и задаёшь вопрос: «А когда же впервые пришла мысль о поездке на Валаам? Не паломником или волонтёром, а именно трудницей?» Чёткой «отправной» точки уже не определить. Но все обстоятельства жизни складывались по-своему, особенному промыслительному сценарию. Душе нужны были силы: силы, чтобы любить! В тот переломный момент своей жизни понимала: еще несколько месяцев – и будет срыв…
Работа в школе требовала много душевных сил, чтобы отдавать их детям: учить эти юные души Добру и Любви! Но как нести свет Добра и Любви, когда его в тебе так мало?!.. Посещение Святого места, где можно «услышать» и успокоить свою душу, было на тот момент самым верным. Не было желания приехать именно как турист – познакомиться со святынями и провести несколько дней в экскурсиях. Важно было «потрудиться» именно душой. Валаам, сокровенный остров, ты лично, незримо «пригласил» к себе!
Получив благословение приехать, потрудиться в монастыре 2 недели, для меня началось особое время ожидания встречи с Валаамской землёй. За несколько дней до начала моего трудничества, в день празднования Святой Троицы, позвонили из Службы благочиния подтвердить мой приезд. Да, нет сомнений! Я приеду! В тот радостный для меня день, (когда точно не может быть больше никаких раздумий о приезде), невозможно было и предвидеть, со сколькими искушениями и трудностями предстоит встретиться лицом к лицу.
Путь на Валаам
«Озеро, озеро светлое…» - музыка песни диакона Александра Андреева сопровождала наш легкий и радостный путь к Святому острову по лазурной просторной Ладоге. Четыре часа «шествия» по воде стали приятным знакомством будущих волонтёров и трудников. Бо'льшая часть из нас увидят Валаам впервые... И вот – на горизонте показался небесного цвета купол Спасо-Преображенского храма! У многих на глазах показались слёзы долгожданной радости, а душа замерла от трепетного волнения…
Как же нам, вновь прибывшим трудницам, искренне хотелось нести одно послушание, чтобы продолжить общение и помогать друг другу. И стоя с чемоданами у Службы благочиния в ожидании «раздачи» послушаний, надеялись на милость Судьбы. И как велико было наше удивление, что все мы «расходимся»: храм, теплицы, ферма, скит…
Послушание
Послушаться мне было определено в трапезной на ферме у отца Агапия. График работы показался щадящим: два дня работы – два дня отдыха. В первый день послушания, когда наши смены установились, мы с двумя сёстрами были опечалены тем, что на все праздники (св. Петра и Февронии, прпп. Сергия и Германа, апостолов Петра и
Павла) нам «выпадало» потрудиться. И эти мысли некоторое время «держали» в нас обиду. По возвращении домой мы подошли к Святым вратам узнать расписание богослужений на предстоящую седмицу. Светлана (одна из сестёр) попросила проходящего мимо послушника уточнить, что такое «братская Литургия». Послушник с искренним участием всё нам подробно рассказал. Мы же, видя доброе к нам расположение, поделились с братом, что на все праздники будем трудиться и не побываем на главных богослужениях. «Какое же вам СЧАСТЬЕ, сёстры, потрудиться в эти праздничные дни для братии, разделить с нами радость и молитву!»
Эти слова доброго послушника вошли в наши сердца. Как же мы были не правы, «ища своего»! И как важна была для каждой из нас встреча с этим братом! И памятуя о его словах, в праздничные дни мы с особой любовью трудились для братии, стараясь накрыть столы со множеством вкусных блюд.
Келарь (отец Алексий (Лютов))
В первый свой рабочий день нам предстояло «знакомство» с послушанием, которое заключалось в приготовлении обеда и ужина для братии.
Инок Алексий (для нас – отец Алексий) – келарь на ферме у отца Агапия, руководящий всеми процессами на кухне: от выдачи продуктов до правильного мытья и сушки посуды (всё должно быть чётко и на своих местах!) Ничего не ускользало от внимательного глаза отца Алексия! Ни малейшая деталь! Человек, искренне любящий во всём порядок, за три наши рабочие смены научил нас так же, как и он, радеть за вверенное ему послушание. Отец Алексий (если Вы будете читать эти строки – не судите строго) – русский былинный богатырь, крепкий духом и щедрый душой! Сколько Любви (не без Строгости!) в этом сердце! Помню, как старались всеми силами своими порадовать отца Алексия и в выборе меню для братии, и в украшении приготовленных блюд, и в тщательной уборке на кухне. Но всегда находилась мелочь, за которую нам «прилетало»...
Поначалу с нашей стороны было недоумение: «Как же так?! Делаем со всей душой, стараемся изо всех сил – и опять что-то не так!» В один день мы отца Алексия спросили: «Отче, скажите честно, как мы справляемся?» Ответ отца Алексия был прост и мудр: «Время покажет…» О каком времени речь? Нам важно, чтобы старания наши были оценены здесь и сейчас. И спустя время твёрдо понимаешь, о чём именно говорил отец. Должно пройти время, чтобы осознать пользу для души от данного тебе послушания. Ибо трудничество во славу Божию ты начинаешь осознавать как Любовь к ближнему: «не ища своего», не ожидая слов благодарности и лестной похвалы за свой труд. Трудись – молись – люби!
В памяти особо запечатлелся один день. Был праздник святых апостолов Петра и Павла. Мы с сёстрами пришли на смену. Отец Алексий встречал нас за столом, где мы обычно трапезничали. Сколько же отеческой любви и заботы мы с сёстрами получили в этот день от ранее казавшегося нам строгого и властительного «руководителя»! Кто-то из сестёр убрал кружку с зелёным чаем, который отец Алексий по обыкновению сам себе приготовлял. Увидев свою кружку вымытой, отец смиренно произнёс: «Искушения…Одни искушения с утра…»
Да, не можем мы, впервые приехавшие на несколько дней потрудничать, понять и даже помыслить о трудах живущей в монастыре братии. (Поначалу мне даже льстила мысль «приехать потрудиться во Славу Божию».) Труд в монастыре – это особое «делание», это Любовь! Любовь в самом высоком Её понимании! Любовь к Господу, любовь к Ближнему – всеобъемлющая!
Отцы и братья
«Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному…»
Коленопреклонение молодого иеромонаха, служащего Всенощную… Невозможно передать словами то прожитое мною во время вечернего богослужения чувство. Сокровенное неподвластно словам. И только душа способна «говорить» слезами радости.
На Валааме ты особенно чувствуешь, что молятся «о всех и о вся». Братское хоровое пение – это молитва, исцеляющая твою раненную грехами душу.
На Литургии ты вновь и вновь переживаешь тихую радость, радость присутствия в Святом месте, доме Господнем.
«Монахи, возлюбленные дети Господни…» - это слова из предсмертного интервью иеромонаха Василия (Рослякова), сказанные о монашестве.
Низко кланяюсь вам, честные отцы и дорогие братья святой обители Валаамской за ваше человеколюбие, радушие и мудрость, за ваши труды и молитвы непрестанные о каждом человеке и о всём мире!
Прощание с Валаамом
Солнечное июльское утро. Привычная дорога в храм. Литургия. Братский хор. Казалось, что сегодня пение братии особенно красиво, торжественно и волнующе, как самая сокровенная молитва... После окончания Херувимской выходим с сёстрами из стен святого храма, трижды поклонившись до земли и мысленно помолясь о благополучии обратного пути. Спешим на причал, где нас уже ждёт корабль. Сестры, с кем мы познакомились по пути на Святой остров, пришли проститься с нами и пожелать доброго пути. Прощальный гудок…До свидания, родной и милый сердцу Валаам!
В сердце каждого из нас Ты отзовёшься ярким светом, наполнившим Любовью нашу жизнь!
Низко кланяюсь Тебе, Валаам, за великую Радость, подаренную Тобой!
За радость встречи с каждым человеком на твоей благословенной земле! Это то сокровенное чувство, которое даёт душевные силы жить, трудиться, искренне молиться, верить и любить!
Декабрь 2021г.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 491070