Слово на Рождество Христово

«Христос рождается, славите, Христос с небес, срящете, Христос на земли, возноситеся». Бог сый превечный, Царь Небесный, за человеколюбие на земли является и с человеки поживет и ходить будет среди нас, как Сын Человеческий. Он зрак раба приемлет, сообразен быв телу смирения нашего, да нас сообразно сотворит образу славы Своея. Свет от Света, сияние славы Отчей, приходит и снисходит во тьму и сень смертную падшего мира. Тот, Кто одевается светом яко ризою, – покрывается дебелостью плоти, и Слово Отчее, имже вся быша, – лежит безгласным младенцем в яслях, и Царь Славы, вместо царского чертога, – вселяется в тесную, холодную пещеру.
07.01.2007 Трудами братии монастыря  10 270
"Христос рождается, славите, Христос с небес, срящете, Христос на земли, возноситеся". Бог сый превечный, Царь Небесный, за человеколюбие на земли является и с человеки поживет и ходить будет среди нас, как Сын Человеческий. Он зрак раба приемлет, сообразен быв телу смирения нашего, да нас сообразно сотворит образу славы Своея. Свет от Света, сияние славы Отчей, приходит и снисходит во тьму и сень смертную падшего мира. Тот, Кто одевается светом яко ризою, – покрывается дебелостью плоти, и Слово Отчее, имже вся быша, – лежит безгласным младенцем в яслях, и Царь Славы, вместо царского чертога, – вселяется в тесную, холодную пещеру.

О непостижимое таинство истощания Божия! О неизреченное чудо жертвенности и любви Божией! Не потерпел еси Владыко, милости ради Твоея, зрети от диавола мучима род человеческий. Но пришел еси, сострадал еси и спасл еси нас. "Бог есть любовь", и любовию Своею Бог вызвал из тьмы небытия красоту мира сего и запечатлел на нем образ неизреченной Своей славы – человека. Его призвал Он быть другом Своим и внити в радость любви Своей, через богообщение. Человеку надлежало ответной любовию войти в славу свою, и Бог дал человеку заповедь, через послушание, явить свою любовь к Нему.

Но человек не сохранил заповедь, гордостью и преслушанием оскорбив любовь Творца, потерял сладость богообщения, лишился света, жизни, мира и низринут был праведным судом Божиим в землю, от нея же взят бысть. Но не для погибели создал Господь мир и человека. "Ибо так возлюбил Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал, да всяк веруяй в Него, не погибнет, но имать живот вечный". Не отвратился создания Твоего в конец, еже сотворил еси Блаже, ниже забыл еси дела рук Твоих, но посетил еси многообразне, ради милосердия милости Своея. Творя мир во имя любви всемогуществом Своим, Бог спасает его, завершает творение его любовию, жертвенной силой любви, крестною силой жертвы.

Господь во всемогуществе Своем может созидать и разрушить миры. Но спасти мир падший, погибший, навеки победить немощь бытия и дать ему силу жизни вечной – это есть дело самоотверженной любви Божией. Сын Божий, сотворяя землю словом Своим, творит в ней, для Себя самого, Вифлеемский вертеп и Голгофу. Сотворяя растения, в них Он создает для Себя и терн, и крестное древо, кедр, певк и кипарис. Создание мира Словом уже носило в себе предначертание крестной жертвы Бога. И эта безмерная жертва есть дар бесконечной любви, ибо мир не нужен для Бога в полноте жизни Его. Мир создается Богом в вольной любви Его к творению. Бог ищет в человеке друга, для приобщения его к любви Своей. И ради этого приобщения приносит Свою жертву любви.

Рождество Христово – есть новое творение человека, не всемогуществом, но жертвенною любовию. Бог воплощается, в вольном самоистощании зрак раба прием, Свою божественную силу Он сокрывает и вольно ограничивает мерою человеческою. Он изнутри эту немощь преодолевает, не разрушая человеческого естества, и, будучи истинным и совершенным, Он пребывает истинным и совершенным Человеком. И сие высочайшее и благороднейшее совершенство Богочеловечности явлено в глубочайшем смирении и беззащитной кротости Богомладенца, рождаемого ныне в Вифлееме Иудейском от Девы Марии.

Пред нами божественный Младенец, в очаровании человеческого детства, в красоте, чистоте и невинности. В очах Младенца сияет божественная мудрость, и в детских дланях Его сокрыто божественное всемогущество. В сердце Его пламенеет божественная любовь, жертвенная, милующая и спасающая. Он столь высок и вместе так близок нам, в Его человеческом естестве содержится и святая предвечная человечность, облеченная в ветхого Адама.

Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, жертвенную, крестную, славу яко Единородного от Отца, исполненную благодати и истины. Бог стал нам Сочеловеком, Братом по плоти. Среди нас родился отрок Эммануил, "С-нами-Бог"! На нас смотрит Само Солнце правды и разума, и мы сами взираем на Него. И однако, мы не ослепли, не сожжены Им, но зрим, просветляясь, и любим, любим, любим. Все существо наше растворяется ответной любовию в этом свете жертвенной любви.

Над Младенцем склонилась Матерь Его, и мы, Ему поклоняясь, поклоняемся и Матери. Она дает Его нам для поклонения, не отстраняет Его, не защищает Его от нашего нечистого, грубого, греховного взгляда. Она – юная Дева и при этом Мать Своего божественного Младенца и Мать всех детей земли, святое дево-материнство. И Она не становится меж Ним и нами, не хочет заградить доступ к Нему, ни волхвам, ни пастырям, ни даже нам, во грехах наших. Какова же Ее любовь, безмерная, всецелая и однако отдающая, свободная от себялюбия. Кто же Она? Святых Святейшая, в жертвенной святости Своей жертвоприносящей любви.

Богомаденец сияет пред нами божественной улыбкой и Своей детской десницей благословляет нас. Богоматерь же со смирением беззащитности и жертвенности беззаветно отдает Своего Младенца – Царя Иудейского, Который остается незнаем миру, кроме приходящих к Нему. И в зимнем хладе скотьего вертепа расцветают ныне райские цветы. Сердце наше, расширяясь, само становится вертепом, в нем тоже Младенец рождается и в яслях полагается, и мы становимся, с Пречистой Матерью, одно человечество, в котором Он рождается.

С нами Бог, и мы с Богом, и все что творится нынешними Иродами так же смешно, жалко, и бессильно против горящей в высоте Вифлеемской звезды жертвенной, смиренной любви Божией. Она недосягаема на небе, но она и в сердцах наших. Ведь и человеческое сердце – тоже небо. Да, небо, ибо в нем горят звезды: вера, надежда, мир, милосердие, кротость и сострадание. Да, небо, ибо в нем текут слезы, и этими слезами покаяния и милосердия в сердце рождается Христос Младенец. Да, небо, ибо в нем реют Ангелы и раздается ныне ангельское дивное пение о величии любви Божией к человеку, о чуде снисхождения Творца к Своему падшему и погибшему созданию. Тако возлюби Бог мир, якоже и Сына Своего единородного дал есть.

Придите, поклонимся возлежащему в яслях Младенцу и Матери Его, прославим верою и любовию честное и пречистое материнство Ее. Аминь.

Схиигумен Серафим (Барадель), 7 января 2007 года Валаамский монастырь

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 415157

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+1°
сегодня в 06:07
Ветер
1.3 м/с, Ю
Осадки
0.0 мм
Давление
761.6 мм рт. ст.
Влажность
95%