Вот опустела земля, закрылись небеса, и не слышно более сладчайшего гласа – Учителя и Господа. Господь на Тайной Вечери, многими словами утешая учеников Своих, возвещал им не только о ближайшей разлуке, страданиях и смерти, но и о последнем разлучении, о Вознесении Христовом. Всех этих слов не могли вместить тогда ученики, и они путем многих скорбей и после многих откровений, которые имели от Воскресшего Господа, приблизились теперь к горе Елеонской, созрели, дабы принять Вознесение и возрадоваться радостию разлучения. Не так ли Господь ведет и воспитывает сердце человеческое – от временного к вечному, от обладания к разлучению, ради паки приятия?
01.06.2006
Трудами братии монастыря
12 019
Вот опустела земля, закрылись небеса, и не слышно более сладчайшего гласа – Учителя и Господа. Господь на Тайной Вечери, многими словами утешая учеников Своих, возвещал им не только о ближайшей разлуке, страданиях и смерти, но и о последнем разлучении, о Вознесении Христовом. Всех этих слов не могли вместить тогда ученики, и они путем многих скорбей и после многих откровений, которые имели от Воскресшего Господа, приблизились теперь к горе Елеонской, созрели, дабы принять Вознесение и возрадоваться радостию разлучения. Не так ли Господь ведет и воспитывает сердце человеческое – от временного к вечному, от обладания к разлучению, ради паки приятия?
Но зачем вознесся Господь? Отчего во время сие не восстановил Он Царствия Израилю? Эти вопросы подсказывают нам наши слабость и маловерие. Вознесся Господь, также как и воплотился, ради нашего спасения, в его исполнение. К этому была внутренняя необходимость, для завершения дела Христова в Его вочеловечении. Если бы Господь пребыл на земле и не вознесся бы на небо, это означало бы, что человеческому естеству нет дороги в Небесное Отечество.
Но Сын Человеческий получил "власть над всякою плотию, да всему даст Он жизнь вечную", а посему и молит Он Отца в первосвященнической молитве: "Да прославит Он Его славой, которую имел Он у Него, у Отца, прежде создания мира", – это сказано о грядущем Вознесении Господнем. "Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, что бы они имели радость совершенную" – радость Вознесения.
Вознесение на небо и одесную Отца сидение – означает полное и окончательное спасение и обожение человеческого естества. Нет более разделения небесного и земного, ибо в небесах сидит на престоле Бог, носящий человеческую плоть, носящую раны Его спасительных страстей. Его Крест и Его честные страдания, через Вознесение, стали неотъемлемым содержанием славословия небес. И Господь, возносясь на небо, благословляет землю пречистыми руками Своими, пронзенными гвоздьми, благословляет землю крестным благословением.
"Аще Аз вознесен буду от земли, то вся привлеку к Себе" – силою крестной любви. Вознесение есть крестное прославление человеческого естества: "И славу Твою, которую Ты дал Мне, Я дал им… Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне", – потому что возлюбил Меня прежде сложения мира крестною, всежертвенною любовию. Вот что означает в любви Божией к миру Вознесение Христово. Оно и полагает путь к схождению в мир Духа Святого, Другого Утешителя, к созданию на земле Церкви Христовой, к приятию радости совершенной о Духе Святом.
"И вы же печаль имате убо ныне, паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возьмет", – ради этой радости совершенной, ради пламенной и вдохновенной любви ко Господу, нужно быть готовым пойти вслед за Ним путем крестного восхождения, навстречу Его Вознесению, искать Его со слезами, с тоскою великою. "Желание имый разрешится и быть со Христом" – это пророчески засвидетельствовано еще в ветхозаветном гимне любви Невесты к Жениху: "На ложе моем, ночью, искала я того, кого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям и буду искать того, кого любит душа моя".
Вознесение поэтому, сообщая духовную близость со Христом, по-своему оживляет и болезненное чувство Его удаления из мира, со вдохновенным, пророчественным ожиданием Его Второго, нового Пришествия. Любовь к дальнему и ближнему, к вознесшемуся и в нас живущему и пребывающему, священная тоска по горнему, ангелоподобное житие наше на небесах, со Христом, есть тайна души, сокровенность сердца, как совершающееся таинство богообщения, которая дается нам светлым Христовым Вознесением. О радосте разлучения, о светлая обетованная встреча!
И как можем мы горевать о разлуке, когда каждый день на наших грешных руках, видимо и действенно, почивает пречистый Агнец Божий и напаяет нас Кровию Своею честною. Когда в каждом призывании имени Его, в каждом молитвенном вздохе, в каждой слезе покаяния и умиления ощущаем блаженное пришествие Его наитием Духа Святого. И се, по обетованию: "Он с нами, во вся дни, даже до скончания века".
Когда мы взираем на небесную лазурь, душа наша расширяется. Она чувствует в небесах след вознесшегося Господа, она помышляет со страхом и трепетом, но и с радостию великой, о грядущем явлении Его. Молитва наша, верою и любовию собравшихся днесь у горы Елеонской, да будет едина с первенствующей Церковью, единого чаявшей – пришествия Господа и восторженно и вдохновенно взывавшей: "Ей, гряди, Господи Иисусе".
Вознесыйся на небо, Господи Иисусе Христе, возноси и наш ум и сердце к Тебе, да забудем Землю и вся, яже на ней. Научи нас Сам молиться о Твоем пришествии и дай нам встретить Тебя с горящими свещами душ наших. Пошли и нам Духа Твоего Святого, вопиющего в сердцах наших: "Авва Отче", – да воспламенятся любовию Твоею крестною. Укрепи нас искать Тебя со слезами и обрести Тебя в сердце глубоком, во всем творении Твоем, в каждом человеке и в каждой твари. И дай нам в силе любви, веры, надежды, христианского мужества и терпения непрестанно взывать к Тебе: "Ей, гряди, Господи Иисусе, и да приидет Царствие Твое". Аминь.
Схиигумен Серафим (Барадель), Валаамский монастырь. Вознесение Господне. 1 июля 2006 года