О Рождественской традиции дарить подарки

У разных народов есть свои особые Рождественские традиции. Одна из таких традиций встречается практически во всем христианском мире: на Рождество принято дарить друг другу подарки.
07.01.2022 Братия монастыря и Николай Белавинский  15 335

Братия монастыря от всей души поздравляет вас со светлым праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!

«Христос раждается: славите!». Сим восклицанием некогда в нынешний праздник начал слово свое Святый Григорий Богослов. И оно так приятным показалось Церкви, знающей и любящей глас избранного между пастырями ее, что и ныне сим самым восклицанием начинает она обыкновенную торжественную песнь настоящего праздника. Христос рождается: славите!

Святитель Филарет Московский


У разных народов есть свои особые Рождественские традиции. Одна из таких традиций встречается практически во всем христианском мире. На Рождество принято дарить друг другу подарки.

У разных народов есть свои особые Рождественские традиции. Одна из таких традиций встречается практически во всем христианском мире: на Рождество принято дарить друг другу подарки.

В Грузии, в канун праздника Рождества, все женщины шьют своими руками наряды евангельских персонажей, в которых каждый из домочадцев сможет присоединиться к «Алило» (от Аллилуия; сродни колядкам) — традиционному торжественному шествию верующих, после праздничного богослужения, с хором, духовенством и всеми желающими. Эта традиция в Грузии формировалась на протяжении веков: мужской хор проходил по селениям или городу и в песнях поздравлял всех жителей с Рождеством Христовым.

Это шествие с рождественскими песнопениями и сейчас проходит и по центральной улице Тбилиси и идет до главного собора города; их встречает Патриарх и одаривает подарками и сладостями, которые потом передаются на благотворительные цели. Остальные местные жители радуются о рожденном Спасителе и тоже делятся с наряженными участниками «Алило» различными угощениями и подарками.

Грузия. Алило
Грузия. Алило

Украинцы канун Рождества называют «Святым вечером» и тоже отмечают его 6 января. В этот день по селу ходят колядники. Они разыгрывают представление, в котором жители села одновременно являются и зрителями, и участниками.

Колядники в стихотворной форме просят разрешения поколядовать, а хозяева, тоже в стихотворной форме, им это разрешение дают. После чего у порога разыгрываются рождественские сценки и поются песни. Затем колядники разворачивают специальный мешок, куда хозяева дома насыпают заранее приготовленные угощения. И колядники оправляются к следующему дому.

На юге Украины в этот день полагалось носить вечерю своим крестным родителям. Вечеря состояла из обязательного калача, фруктов и сладостей. Крестники поздравляли крестных родителей, передавали им вечерю и получали в ответ другой калач, а также подарки — конфеты и деньги.

На второй день полагалось нести вечерю своей повивальной бабке. Вечерние посиделки и праздничные застолья затягивались до Крещения, на котором зимние праздники и заканчивались.

Рождество в Болгарии называется Коледа и является одним из самых любимых семейных праздников. В Сочельник (по-болгарски «Бъдни вечер» или «Малка Коледа») каждая семья собирается за праздничным постным столом из определенного количества блюд.

В Сочельник у болгар принято дарить друг другу подарки. В Болгарии эту функцию выполняет местный «Дед Мороз» – Дядо Коледа.

Колядование в Болгарии
Колядование в Болгарии
В Болгарии, как и во многих других христианских странах, существовала традиция колядования. Сейчас она сохраняется в некоторых загородных поселениях: молодые люди ходят по домам соседей в национальных костюмах, поют рождественские песни и размахивают веточками кизила-сурвакницами, украшенными красными ленточками и монетками. Колядующих также принято угощать сладостями.

У болгар также существует гостеприимный рождественский обычай не убирать еду со стола, так как считается, что любой гость, который зайдет в дом, может угоститься.

В Болгарии, как и во многих других христианских странах, существовала традиция колядования. Сейчас она сохраняется в некоторых загородных поселениях: молодые люди ходят по домам соседей в национальных костюмах, поют рождественские песни и размахивают веточками кизила-сурвакницами, украшенными красными ленточками и монетками. Колядующих также принято угощать сладостями.

У болгар тоже существует гостеприимный рождественский обычай: не убирать еду со стола, так как считается, что любой человек, который зайдет в дом, может угоститься.

В дореволюционной России в Сочельник было принято вкушать пищу раз в день, после вечерни, которая совершалась накануне Рождества. На этот ужин старались пригласить всех одиноких друзей и знакомых, ведь никто не должен быть одинок в Рождество. Сейчас вечерня в сочельник служится, как правило, утром 6 января вместе с Литургией.

В первые три дня Рождества устраивали благотворительные ёлки для обездоленных детей, люди ходили друг другу в гости, поздравляли с праздником и дарили подарки.

Магазин елочных украшений. Дореволюционная Россия
Магазин елочных украшений. Дореволюционная Россия

Если задуматься над этой общемировой традицией: дарить своим близким подарки, то легко можно прийти к выводу, что это просто естественное проявленное внимания и любви к нашим родным и друзьям, — общечеловеческая нравственность, вложенная Богом в нашу природу.

Так и Христос говорит нам, что для христианина в этом нету никакого подвига, а значит и награды за такую любовь не полагается.

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:32-36).

Такое добро делают все и в строгом христианском смысле – это даже не добродетель. Под

«грешниками», согласно святоотеческим толкованиям, следует понимать необращенных ко Христу людей, тех, которые руководствуются в своих делах побуждениями природы или эгоистическими соображениями.

Конечно, никто не призывает не воздавать любовью за любовь тем, кто к нам благоволит, Господь лишь ограждает нас от придания такой любви незаслуженной цены, и призывает к большему — к любви совершенной, евангельской, бескорыстной.


«Действительная и совершенная любовь состоит в том, – пишет преподобный Паисий Величковский, — чтобы всех считать и любить одинаково, как любящих, так и ненавидящих. Таковая любовь, а с нею нераздельно и милосердие, — кратко скажу, — есть невод всем добродетелям, все заповеди Божии собою обнимает и содержит. Если кто и может сохранить все заповеди, то только сохранившие это».

Какие-то общечеловеческие нравственные положения, сохранившиеся у части народов земли, но при этом продолжающие искажаться, вследствие отхода этих народов от монотеистической ветхозаветной религии, Господь в Новом Завете возводит на более высокий уровень, вплоть до любви ко всякому человеку и даже к врагам. Христос призывает нас стремиться к полному бескорыстию в делах любви, через которые мы сможем постепенно уподобляться Богу, изливающему Свою любовь и непрестанную заботу на всех без исключения людей, даже на тех, кто своей греховной жизнью Его отвергает.

***

Сейчас в России многие православные едут встречать Рождество в монастыри. В этом году, когда я начал собираться в свое Рождественское путешествие на Валаам, ко мне стали обращаться люди, любящие это святое место, с просьбами передать подарки братии, лекарства в монастырскую аптеку, корм и игрушки для многочисленных валаамских котов.

Да…, обычно мы что-то дарим только родным и близким, или обмениваемся подарками на работе согласно «корпоративному этикету». А вот дарить что-то людям незнакомым – это, честно говоря, выходит за рамки нашего мирского понимания.

Думаю, что маленькие дети в этом отношении более бескорыстны, хотя и в них тоже часто проявляются все зачатки страстей поврежденного грехом человеческого естества. С одной стороны, конфетами и игрушками они нередко делятся друг с другом с большим трудом, а вот делиться своей радостью, теплым отношением и любовью, даже к совершенному незнакомому ребенку – это для них, на мой взгляд, вполне естественно. Но куда же все это уходит с возрастом?

Многолетний опыт жизни, руководимой греховными страстями, отравленной многочисленными нераскаянными смертными грехами, эгоистическим существованием прежде всего для себя самого, а не для других, жизнь без Бога, без Его благодати, без спасительных и целительных для души и тела церковных Таинств — все это плотными слоями, год за годом, накладывает на нашу несчастную омертвелую душу тяжелые оковы, не дающие нам по-настоящему любить Бога и ближнего, всё это омрачает и постепенно истребляет в нас все то доброе, что когда-то в детстве для нас было легким.

Думаю, что на Валааме есть этот огонек тепла, огонек евангельской любви. Конечно, и в миру встречается немало хороших людей, но в монастырях их концентрация обычно выше.

Если говорить опять же про подарки, то здесь, в монастыре незнакомый человек, вполне может что-то тебе подарить, просто потому, что захочет сделать тебе приятно, чтобы передать тебе немного тепла, утешить, порадоваться твоей радости.

Приведу лишь пару примеров, которым я так или иначе был свидетелем. Каждое Рождество Игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий после праздничной трапезы вручает всем присутствующим валаамские календари, душеполезные книги и сладкое утешение. Причем подарки вручаются не только людям, приносящим монастырю какую-то пользу, но и тем, которые возможно впервые в жизни приехали в монастырь помолиться или посмотреть остров, попали на братскую трапезу после службы, где все присутствующие, наравне с насельниками, получают рождественские подарки.

Рождественские подарки от Игумена
Рождественские подарки от Игумена

Доброй традицией у почившего в прошлом году блаженной памяти архимандрита Мефодия, было дарить подарки паломникам: душеполезные книги, большие и маленькие иконы преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, Валаамской Божией Матери, свежий номер газеты "Свет Валаама", ну и, конечно же, знаменитые янтарные чётки, особый «дизайн» которых, о. Мефодий, как я слышал, придумал сам. Конечно, материальная ценность этих чёточек не велика, но те, у кого они сохранились, берегут их, и каждый раз беря в руку, вспоминают доброго валаамского батюшку.

Думаю, людская память об о. Мефодии не прекратится уже до скончания времен, а в вечности его прославит Господь. Отец Мефодий вместе с материальными подарками всегда одаривал людей и своей искренней любовью и вниманием. В этом году, первого января, по доброй традиции, эти янтарные четки дарил уже владыка Панкратий.

В одном из своих интервью, о. Мефодий так выразился о подарках:

«В православии подарки не запрещены. Святые отцы запрещают нам не принимать подарки, потому что в этом есть признак гордости человека. Если тебе подарок не нужен, ты должен отдать его тому, кто в нем нуждается. В этом нет лицемерия и лукавства, это повелено Богом».

Благодаря таким хорошим примерам мы, гости монастыря, учимся переносить доброе расположение за пределы Валаама.

Владыка дарит паломникам знаменитые четки отца Мефодия
Владыка дарит паломникам знаменитые четки отца Мефодия
Хочется еще добавить глубокую христианскую мудрость, которую так часто можно найти в простых словах преподобного старца Паисия Святогореца: «У человека есть две радости: первая - когда он получает, и вторая – когда он отдает… Тот, кто берет, имеет радость человеческую, тот кто дает – радость Божественную».

Одними из первых дарителями подарков в новой христианской эре, были волхвы, которые пришли из восточных стран с дарами встречать Мессию, Спасителя Мира, Царя Царей, возвещенного в пророчествах многих народов мира, — к Богомладенцу Христу. Этот библейский сюжет в своем рождественском стихотворении описывает известный религиозный философ Алексей Иванович Хомяков:

В эту ночь Земля была в волненьи:
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.

А в пустыне наблюдали львицы,
Как, дарами дивны и полны,
Двигались бесшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.

И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три царя в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон.

А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя, –
Там ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.

В эту ночь вся тварь была в волненье,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на земле.


По материалам: https://foma.ru/

Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 478817

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-3°
сегодня в 21:28
Ветер
0.0 м/с,
Осадки
0.0 мм
Давление
760.9 мм рт. ст.
Влажность
83%