Работа монастырской просфорни, как всегда началась еще засветло: в 6 утра. Подкрепившись горячим чаем и помолившись, братья начали свой труд. Дело предстояло не малое. По традиции, к Страстной седмице, чтобы не отвлекаться от предстоящих богослужений, посвященных искупительным страданиям Спасителя, они должны были испечь артосы на престол каждого храма, а их на Валааме более 25. Эти особые хлеба будут освящены в первые дни Пасхи и розданы мирянам и братии в светлую субботу.
Изготавливают два типа артосов: большие для храмов Центральной усадьбы и малые для скитских храмов. Процесс этот достаточно трудоемкий. Для того, чтобы сделать тесто (4 кг на один хлеб), необходимо просеять муку, добавить воды, соли и дрожжей, затем все это необходимо замесить в тестомесе, а после подождать в течение 3,5 - 4 часов пока масса расстоится при температуре 20-25 градусов. Далее идет разделка теста на «верхи» и «низы». Затем, изготовив «низ», его помещают в расстоечный шкаф, где он находится 3,5 часа уже при температуре 40 градусов. После этого братья приступают к изготовлению "верхов" и нанесению печатей на них, отсрочив эту работу на 1,5 часа по технологическим соображениям, связанными с массой теста. Ставить печать необходимо очень ровно, и не у всех это получается даже после нескольких дней обучения, поэтому к такому ответственному делу допускают только самых опытных.
Печати нанесены. Осталось выложить на противень «низы» и слегка их намочить, дабы «верхи» сцепились. Для того, чтобы из теста в печи вышел весь воздух, его обязательно нужно прокалывать в нескольких местах (специальными спицами или иголками). Только поле этой процедуры тесто помещается в печь, где оно запекается в течение 5 часов при температуре 120-270 градусов. В духовом шкафу из теста выпаривается вся влага, и оно приобретает знакомый нам готовый вид.
Но даже теперь процесс приготовления артоса не заканчивается. Ему еще необходимо остыть: для этого хлеба вынимают из печи, размещают в специальном деревянном лотке и накрывают одеялом. Там они находятся до полного остывания. В это время в них по всему объему распределяется оставшаяся влага.
И вот только к вечеру труд просфорника завершен. Готовым артосам предстоит полежать в течение следующего дня в просфорне, откуда их затем переместят в морозилку (идеальная температура -4-6 градусов) до самой Пасхи для лучшего сохранения.
В Великую субботу артосы принесут в алтарь для освящения, и там они пролежат всю Светлую седмицу.
Так, приготовление просфор и артосов на Валааме – это не просто готовка, а настоящее «хлебное ювелирное дело». Именно поэтому наши артосы отличаются красотой и приятным вкусом.
Начальник нашей просфорни монах Мануил иногда посещает другие монастыри для обмена опытом в искусстве изготовления просфор и артосов. Например, он посещал Свято-Елисаветинский, Антониево-Дымский, Данило-Московский и другие монастыри. Также монашествующие из других обителей приезжают на Валаам, чтобы получить полезный совет или поучиться тонкостям просфорного дела у наших братий.
По большим праздникам братья-просфорники стараются дарить дело своих рук – просфоры и маленькие артосы мирянам и другим братьям монастыря. Эти подарки являются большим утешением и хорошим воспоминанием о Валааме. Также в будни они готовят литийные хлеба, которые раздаются на всенощном бдении всем молящимся, предварительно политые вином.
На данный момент в просфорне трудятся четыре брата. Само послушание является одним из самых монашеских, так как в течение дня братья в основном молчат, творят Иисусову молитву или слушают трансляцию богослужений.
Что такое артос?
Артос (греч. άρτος — хлеб) — хлеб, приготовляемый на закваске, освящаемый в первый день Пасхи. Он в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место. Артос поставляется в открытых царских вратах и в заключение пасхальных торжеств раздробляется и раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В 40-й день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным Хлебом Жизни.
На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.
Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.
фото Ивана ТрандинаНеусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473157