Одно из важнейших монастырских послушаний несёт комендант трудников в Водопроводном доме – оно довольно сложное. В миру эта должность была бы руководящей.
Комендант – связующее звено между трудниками и службой Благочиния, у него есть своя зона ответственности, при этом комендант находится в послушании у службы Благочиния. В его обязанности входит встреча новых трудников на причале монастыря, сопровождение в службу Благочиния, где проходит регистрация вновь прибывших. После регистрации выдаётся талон, где указано: место жительства в монастыре (на Валааме трудников расселяют в двух гостиницах, Успенская и Водопроводный Дом, – это зависит от благословения службы Благочиния), послушание (может меняться), трапезная (те, кто приезжает потрудиться во Славу Божию, принимают пищу в братской трапезной), дата приезда и отъезда, расписание приёма пищи (обед в 13:00, ужин поле вечерней службы, в праздничные дни – обед после Литургии, а ужин за 1,5 часа до бдения).
В обязанности коменданта также входит ознакомление прибывших трудников с правилами поведения в обители и положением о трудниках, контроль за соблюдением этих правил и распорядка дня, передача и пояснение назначенных послушаний от службы Благочиния – для этого создан рабочий Теlegram-канал «Рассылка послушаний», в котором накануне различные службы монастыря оставляют свои заявки (сколько человек необходимо на то или иное послушание). После сбора заявок служба Благочиния по тому же Теlegram-каналу делает рассылку послушаний. После того, как комендант прочитал эту рассылку, он переносит назначенные послушания на доску, которая находится на двери Молитвенной комнаты (там же располагается библиотека для трудников). Кроме того, что назначенные послушания написаны на доске, комендант подробно разъясняет, где это послушание надо будет исполнять и как добраться до места. Несмотря на то, что список послушаний написан на доске и все в курсе, чем на следующий день они будут заниматься, с утра из службы Благочиния может прийти «корректировка», т.е. где-то отпала необходимость в брате или, наоборот, требуется усиление, например, уборка трапезной после праздничного обеда, на который приходит братия со всех скитов Валаама.
Бывают случаи, когда у брата (в монастыре принято такое обращение друг к другу среди лиц мужского пола, если это не монах) есть основное послушание (посудомойщик), и ему назначают дополнительное (разгрузка корабля), эти послушания пересекаются по времени, и брат по своей доброте душевной идёт сначала на дополнительное, а затем, уже усталый, приходит на основное – у него начинаются внутренние брани – это неправильно, поскольку основное послушание всегда в приоритете, и его не благославляется оставлять на потом.
Помимо основного послушания начальствующего и комендант исполняет другие послушания: уборка скошенной травы на братском кладбище, сортировка металла на свалке, чистка рыбы, помощник повара, полив овощей, которые растут в Верхнем Саду, – с той лишь разницей, что они уже называются не основные, а дополнительные послушания. Совместный труд очень важен, так как здесь проявляется взаимовыручка, например: один брат режет картофель, а другой морковь, и если кто-то заканчивает свою работу раньше, то обязательно поможет ближнему.
В обязанности коменданта также входит стирка белья в стиральной машине, развешивание его на сушилку. Комендант обеспечивает хлебом, который надо брать каждый день у пекаря в пекарне; один раз в неделю у кладовщика в Келарской службе надо брать чай, сахар, утешения (мёд, варенье, кофе). Комендант следит за чистотой и порядком в трапезной (находится рядом с кельями) и других местах, которыми пользуются трудники.
Каждое воскресенье комендант забирает у привратника на Святых Вратах расписание богослужений на следующую неделю, поскольку братья, которые приезжают потрудиться во славу Божию, не должны быть лишены молитвенного делания в храме Божием. Часто получается так, что у некоторых братьев послушание совпадает по времени с праздничным Богослужением (в основном это бывает по воскресеньям – от этого брат начинает скорбеть. В этом ничего страшного нет, так как в монастыре все знают, что послушание превыше поста и молитвы. Нельзя забывать и о том, что в начале и в конце послушания читаются молитвы, а во время его исполнения принято читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».День у коменданта начинается в 04:30: он проходит по кельям и звоном колокольчика зовёт братьев на полунощницу, которая начинается в 05:00. В промежуток времени между подъёмом и началом службы есть полчаса, когда братья приводят себя в порядок после ночного сна.
В течение дня комендант контролирует своевременный выход братьев на послушания. Если происходит какой-либо сбой (т.е. брат вовремя не пришёл), комендант идёт его искать и узнаёт причину, по которой он не смог прийти. Если причина объективная, то коменданту надо быстро найти замену или самому идти вместо брата, при условии, что он сам не несёт в это время дополнительного послушания.
В 21:00 комендант проводит вечернее правило в трапезной, на котором читаются Евангелие и Апостол, молитвы на сон грядущий, обязательно завершаемые чином прощения. Вечернее правило занимает 30 минут. Затем все братья собираются за столом и мирно пьют чай. В 23:00 два брата начинают уборку помещений, которыми пользуются трудники. Задача коменданта подробно разъяснить, что мыть, где находятся средства для уборки и алгоритм уборки –дежурные меняются раз в два дня, их назначение тоже входит в обязанности коменданта. Время начала наведения чистоты в помещениях является одновременно временем, когда остальные ложатся спать. В кельях ночью не благословляется использование мобильных телефонов, но на тумбочке рядом с кроватью есть настольная лампа – если её развернуть так, чтобы она не мешала соседям, то можно почитать душеполезную книгу перед сном.
Трудники постоянно обращаются с просьбами, вопросами к комендантам Водопроводного дома, и если нет возможности решить вопрос самостоятельно, то он звонит по телефону или идет в службу Благочиния, и там ему дают совет, как поступить. Просьбы бывают абсолютно разные: забыл привезти с собой рабочую одежду – значит, необходимо сходить на рухольный склад; у трудника проблемы со спиной, а его по ошибке поставили на послушание выносить баки с отходами, и назначенное послушание может нанести вред здоровью – значит, надо незамедлительно об этом поставить в известность службу Благочиния, чтобы она сменила послушание на то, которое безопасно для его здоровья.
Как и в миру, в монастыре тоже болеют (простуда, насморк, температура). Очень важно сообщать о своём недомогании коменданту, который, в свою очередь, ставит об этом в известность службу Благочиния, она принимает оперативное решение по замене брата на послушании, а затем направляет заболевшего в амбулаторию. Иногда происходят более неприятные случаи, например, брат сломал ногу: тогда его отправляют вместе с сопровождающим на метеоре в город Сортавала, где в больнице ему кладут гипс, несколько дней он находится под присмотром врачей, затем сопровождающий едет за ним. Вернувшись в монастырь, болящий брат ведёт менее подвижный образ жизни до того момента, как ему снимут гипс.
Объём труда рассчитан на определённое количество братьев, и даже отсутствие одного брата на послушании может привести к тому, что количество работы, которое было рассчитано и на него тоже, будет выполнено позже, т.е. оно ложится на других, поэтому всегда надо предупреждать о том или ином недуге.
***
Коменданты Водопроводного дома часто меняются. На должности коменданта бывают скорби и печали, связанные, по большей части, с тем, что потрудиться во славу Божию приезжают люди с разным жизненным опытом, образованием, мировоззрением, различными профессиями, со своими душевными недугами…
Одна из важных задач коменданта, помимо урегулирования вопросов, связанных с послушаниями, и прочих формальных обязанностей, состоит в том, чтобы наладить мирную обстановку, доброжелательность друг к другу, взаимовыручку внутри труднического коллектива – порой это бывает очень непросто.
Начальствующему очень важно отслеживать внутреннее состояние брата, который находится в ведении коменданта, так как он несёт за него ответственность перед Богом и монастырём.
Очень важным для начальствующей должности является понимание того, что все, кто находится рядом с ним здесь и сейчас, находятся не просто так, а также, как и он, пытаются в себе что-то исправить или избавиться от каких-то дурных привычек или черт характера. Если в миру мы стараемся не замечать дурного в самих себе, то в монастыре люди признают свои немощи, пристрастия, дурные привычки, пытаются с Божией помощью бороться с ними, а затем искоренять их. Здесь мы учимся становиться более честными перед Богом, ближним и самим собой, и комендант понимает это в первую очередь, поскольку сам не лучше других.
Святитель Василий Великий заповедует начальствующим:
«Начальник должен, как отец, заботящийся о своих законных детях, обращать внимание на нужды каждого, и, по возможности, употреблять приличное врачевание и заботу, и поддерживать с любовию и свойственным отцу доброжелательством каждый член, действительно немощствующий по душе или по телу».
Как же хочется максимально соответствовать этой мудрости!
Существует не очень приятная сторона комендантского служения: это решение вопросов, связанных с распитием горячительных напитков некоторыми приехавшими трудниками. Принятие алкоголя противоречит правилам нахождения в монастыре и «Положению о трудниках».
Что же происходит в таких случаях? Комендант, видя, что человек начинает вести себя неадекватно, делает вразумительное предупреждение и, если оно не действует, сообщает об инциденте в службу Благочиния. Затем сотрудник службы Благочиния вызывает нарушителя дисциплины для вразумительной беседы и, если этó не помогает, в следующий раз может последовать Благословение покинуть обитель.
На первый взгляд, принятые меры могут показаться нехристианскими, но с этими правилами знакомят всех, кто приезжает в Водопроводный Дом. Служба Благочиния и коменданты понимают всю ответственность за человека, который сейчас находится у них в послушании, и, если такие случаи происходят не единожды, это означает, что в данный момент пребывание в монастыре употребляющему алкоголь не полезно и даже наносит больший вред, нежели пребывание в миру. К тому же нельзя забывать, что тебя окружают люди, которые тоже приехали в обитель со своими скорбями и могут ненароком поддаться на искушение. В дальнейшем среди трудников может пойти цепная реакция в отношении употребления алкоголя, что будет вызывать внутренние брани у многих, кто видит этот непорядок в монастыре. Неприятно это ещё и потому, что комендант становится своего рода заложником ситуации: и доносить на брата некорректно, и покрывать такое поведение тоже невозможно.
Часто послушание начальствующего в монастыре может быть для него не полезно, т.е. человек, осознавая значимость своей должности, начинает не по совести относиться к тому, кто находится у него в послушании – тогда это послушание начинает разрушать внутренний мир самого начальствующего. В таких случаях необходима беседа со своим духовным отцом, и, если он скажет, что такое послушание действительно не полезно, то, не откладывая, надо идти в службу Благочиния и подробно объяснить, почему ты не можешь понести бремя начальствующего.
Устроение миролюбивого быта очень важно в любом сообществе. Досуг трудников в Водопроводном доме помимо послушания, молитвы, чтения книг довольно разнообразен: кто-то любит рыбалку и после хорошего улова готовит для братии с любовью; кому-то ближе музыкальное творчество, тогда он ходит на Певческое поле, где поют и играют музыканты, приглашённые в обитель Духовно-просветительским центром «Свет Валаама»; также некоторые трудники посещают Дом Паломника «Валаам», где проводятся лекции на темы, связанные с военной историей монастыря, иконописью, проходят встречи с валаамскими отцами в формате «вопрос-ответ».
***
Необходимо отметить, на первый взгляд, неприметную, но очень важную деталь, которую мне удалось уяснить из общения с начальствующими различных монастырских служб: послушание начальствующих такое же, как и любое другое послушание, поскольку начальствующий несёт тоже послушание начальствующему. К послушанию не должно быть пристрастия, например, если начальника канцелярии благословили убирать столы в братской трапезной, то он без ропота идёт исполнять это послушание. Хочется привести ещё один пример: сейчас начался сбор свеклы, и сотрудники службы Благочиния (послушание посменное) в свободные от послушания дни идут в пять часов утра на свекольное поле.
«… Итак, подлинно блажен, в ком есть послушание; потому что, будучи подражателем Господу, делается Его сонаследником. В ком есть послушание, тот со всеми соединен любовию. В ком есть послушание, тот приобрел великое достояние, великое богатство. Послушливый всем благоугоден, всеми восхваляется, всеми прославляется. Послушливый вскорости возвышается, вскорости показывает успехи. Послушливому приказывают, и он не противоречит; дают повеление, и он не извращает его; делают выговор, и он не гневается. Он готов на всякое доброе дело. Им не легко овладевает вспыльчивость…» (прп. Ефрем Сирин).
Структура подчинения очень схожа со структурой какого-либо предприятия или организации в миру, где каждый вышестоящий видит более целостную картину, принимает оперативные решения, чтобы не было сбоев в работе подразделения или определённой службы.
Важно помнить, что во время послушания нельзя проявлять самочиние, даже когда ты считаешь, что можно сделать лучше или быстрее. В таких случаях после послушания брат, несущий послушание, подходит к начальствующему и подробно, понятными словами, без эмоций доносит свою мысль. Если она логична и может принести в работу продуктивность, ускорить её, то его идея передаётся вышестоящему, пока не будет получено благословение о внедрении предложенного в общую схему послушания. Если же это предложение не несёт в себе какой-либо пользы, то начальствующий также с помощью логических доводов разъясняет, что предложение бесполезно.
«...Самочинник, без евангельского знания и руководства шествующий, часто спотыкается и впадает во многие рвы и сети лукавого, часто заблуждается и подвергается великим бедам, и не знает, куда наконец придет. Многие проходили большие подвиги самоумерщвления и большие понесли Бога ради труды и поты; но самочиние, нерассудительность и то, что не считали нужным обращаться за спасительным советом к ближнему, сделали такие труды их небогоприятными и тщетными» (прп. Марк Подвижник).
***
Несмотря на всё вышеописанное, надо понимать и помнить, что всё, что происходит с тобой и вокруг тебя в монастыре, происходит по Промыслу Божиему. Иногда бывают попущения (огорчения, тяготы, болезни, нанесение обид, бесчестия, оговор, обнищание, изгнание…) – всё это не может быть даже названо в прямом смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного уврачевания.
Николай Белавинский,
комендант Водопроводного дома
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 458709