rus | eng
RSSВеб-камера

Часовня преподобного Сергия Радонежского

Публикации
Часовня преподобного Сергия Радонежского «Вскоре под руководством преподобного собралось двенадцать человек, и долго не менялось сие число: если кого-либо из братьев постигала кончина, то на его место приходил другой, так что многие усматривали в сем числе совпадение – число учеников Господа нашего Иисуса Христа; иные же сравнивали его с числом двенадцати колен Израилевых. Пришедшие построили 12 келий. Сергий вместе с братией обнёс келии деревянным тыном. Так возник монастырь, существующий по благодати Божией доныне».

(Из жития преподобного Сергия, игумена Радонежского).

Первоначально деревянная часовня в честь преподобного Сергия Радонежского находилась у пустынной кельи игумена Назария (+ 1809 г.). Именно его стараниями и молитвами было введено на Валааме строгое уставное богослужение, а также три вида монашеской жизни: общежительная, скитская и пустынная. Преподобный игумен Назарий в отшельнической келии уединялся для сугубой молитвы. В 1880 году после постройки возле этой келии храма во имя Всех преподобных отцов, в посте и подвиге просиявших, часовня была перенесена на 1,5 км к северо-востоку от обители, ближе к дороге, ведущую на летнюю ферму монастыря. Во второй половине ХХ века, в годы безбожной власти, часовня была разрушена, уцелел лишь каменный фундамент.

В этих местах в старину жили пустынники, которые искали одного – единения с Богом. Лишенные удобств житейских, скорбящие, плачущие о своих грехах, они принесли в жертву Богу то единственное, что имели – свою жизнь, полностью отдав ее на служение Богу и ближним.



В иные времена на Валааме насчитывалось 23 пустыньки. Летом 1920 года монахами Иоанном и Гавриилом были произведены изыскания местонахождения и перепись пустынек валаамских подвижников, ими же была тогда составлена карта острова с указанием найденных пустынек и пещер подвижников. Уже в те годы в относительной сохранности были найдены только три пустыньки и одна пещера на Святом острове, остальные представляли собой груду развалин из гнилых бревен, кирпичей и оснований фундаментов, иногда только колодец или небольшой пруд служили указанием на то, что некогда здесь была пустынька.
  
Во второй половине XIX века были открыты пассажирские рейсы на Валаам. Остров стал наполняться шумом мирской суеты, а пассажиры докучали пустынникам визитами и беседами. Игумен Дамаскин (+ 1881 г.), на собственном опыте изведавший всю духовную высоту пустынного безмолвия, увидел тщетность такого беспокойного пустынножительства и решил оградить пустынных отцов Валаама водворением их в скиты. В создаваемые скиты были переселены старцы-пустынники, таким образом, безмолвие и отшельническое жительство на Валааме изменилось на строгую скитскую жизнь.
IMG_4475.jpg
«Скитская жизнь и, я добавлю, пустынническая жизнь – это та особенность Валаама, которая в меньшей степени присуща другим русским монастырям, – поясняет игумен Валаамского монастыря Преосвященнейший Панкратий, епископ Троицкий. – Например, в Оптиной пустыни был один скит, а на Валааме, если я не ошибаюсь, порядка тринадцати скитов, в которых жили пустынники, безмолвники...

Часовня в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, в советское послевоенное время оказалась разрушенной, сохранился только ее каменный фундамент. Часовня стоит далеко, у лесной дороги, добираются туда не все. По этой причине мы и не спешили с ее восстановлением.

Интересна история восстановления этой часовни: через социальные сети на меня вышла женщина Варвара и предложила свою помощь в этом деле, ее инициатива дала нам толчок к началу работ. Потом это движение поддержал уже более состоятельный наш благодетель раб Божий Михаил – давний благоустроитель нашего монастыря. Нас радует, что первый порыв был от простых людей, вносивших свои скромные «две лепты» от чистоты и доброты своего сердца. Часовня сравнительно небольшого размера, шатровая, в древнем северно-русском стиле, который был здесь, на острове, в старину, еще до шведского разорения.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершенно прав, когда настаивает на том, чтобы социальное служение Церкви, ее просветительская и миссионерская деятельность усиливались. Ныне, возводя храмовые здания, мы должны помнить, что главное, это стремиться к жизни по евангельским заповедям, возводить храм своей души.

Вот пример жизни преподобного Сергия Радонежского, пример того, как его праведная жизнь повлияла на всю Русскую землю. Вспомним, как преподобный Сергий создавал обитель, как своим примером вдохновлял братию. Вначале это была небольшая община, а затем вырос монастырь, куда приезжали за духовным советом и благословением, откуда по всей Руси разошлись его ученики и основали великие обители, которые также благодатью Божией и иноческим подвигом стали духовной опорой русскому народу. И Русь благодаря подвигу этого великого подвижника и святых учеников, благодаря его преподобнической жизни и примеру воспряла. Из маленького зернышка выросло огромное дерево - из небольшого храма в честь Пресвятой Троицы выросла великая Троице-Сергиева Лавра.
Как свидетельствует его житие, преподобный Сергий построил храм в честь и во славу Пресвятой Троицы, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».

И значимость современных монастырей для сегодняшней России можно в какой-то мере сравнить с тем, что сделал в свое время для всей Руси преподобный Сергий Радонежский, собиратель земли Русской. Это, несомненно, накладывает и на нынешних иноков огромную ответственность. Мы должны об этом помнить и жить по заповедям Христовым. И если мы будем стремиться «стяжать дух мирен», то, действительно, тысячи вокруг спасутся. Тогда монастыри станут тем кристаллом, вокруг которого и будет расти здоровое тело народа, что может стать залогом истинного возрождения России».
23.03.2017

Помощь монастырю

Пожертвовать на:
Сумма:


Братья и сестры, ознакомиться с более подробной информацией о возможных способах помощи монастырю можно здесь.
Если вы обнаружили опечатку или фактологическую ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter