

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка, наместник и игумен обители Панкратий! Дорогие отцы, братья и сестры!
У старшего поколения, у тех, кто посещал обитель в минувшие тяжелые годы, еще сохраняется образ разрушенной и оскверненной обители. Вспоминаю, с каким подозрением местные обыватели относились к каждому, кто внешне напоминал священника. Когда в далеком 1969 году я впервые прибыл на Валаам и хотел войти в этот собор, я был грубо остановлен какими-то людьми, которые сидели на скамеечках и курили, — по всей вероятности, они проживали где-то поблизости. Казалось, нет надежды на возрождение, однако Господь из пепла возродил обитель, причем не только стены, приведя Валаамский монастырь в состояние, которого не было даже в славные прошлые времена, но, может быть, самое важное, что обитель ныне живет полноценной жизнью.
Могу свидетельствовать, что и на протяжении последних девяти лет, когда я каждый год стараюсь бывать на Валааме, увеличивается количество паломников, возрастает количество людей молодого и среднего возраста, которые приходят сюда, чтобы в этот день помолиться вместе с братией и почувствовать присутствие благодати Божией, нисходящей на нас по молитвам святых преподобных Сергия и Германа. Вот и сегодня мы все, слава Богу, вместе. Дай Бог, чтобы эта паломническая традиция не пресекалась. Дай Бог, чтобы все больше и больше людей стремились посетить святые места земли Русской.
Сегодняшнее чтение из Евангелия от Матфея содержит притчу Спасителя о сеятеле, который засеял поле пшеницей. Ночью пришел враг и посеял плевелы — сорняки. Тогда пришли к хозяину поля трудники и говорят: «Давай мы уберем сорняки». Но он ответил: «Нет, если будете сорняки убирать, то и пшеницу можете погубить. Дождемся жатвы, и тогда соберем сорняки, предадим их огню, а пшеницу соберем в житницы» (Мф. 13:24-30).
Эта притча — о присутствии зла в человеческой жизни, в человеческой истории. Сорняк — символ зла. Он появляется на плодоносном поле, и его рост небезразличен по отношению к тем злакам, которые произрастают на благо человека. Сорняк губит здоровые злаки, он приносит зло и всегда несет в себе губительную силу, даже будучи порой внешне привлекательным. Так что неслучайно Господь, говоря о присутствии зла в жизни людей, избирает образ сорняка, который не приносит ничего доброго — только плохое. Там, где вкладываются человеческий труд, человеческий талант, где вкладываются определенные материальные и духовные силы, сорняк способен все погубить.
Иногда люди страдают от того, что в своей жизни они не увидели явления справедливости в тех или иных обстоятельствах. Им кажется, что зло тотально господствует. Мне приходится общаться со многими людьми, и очень часто я слышу такие слова: «Святейший, а куда мир идет? Что с нами происходит? Почему наступает зло?» У некоторых наступает отчаяние, они спрашивают: а можно ли что-то сделать? Глубоко убежден: никакого отчаяния быть не должно, потому что зло будет побеждено. Зло господствует временно. Оно может наслаждаться своими победами, издеваться над добром и носителями добра, но оно будет уничтожено. Иногда нам действительно не хватает всей жизни, чтобы увидеть, как зло терпит поражение, а иногда мы и при жизни становимся свидетелями такой победы. Вот возрожденный Валаам: при нашей жизни, жизни старшего поколения здесь была мерзость запустения, а сегодня — явление Божественной красоты. И пример Валаама должен поддержать нас в трудных обстоятельствах, когда нам кажется, что придется опустить руки, что нам не справиться с трудными, несправедливыми, злыми обстоятельствами. Нужно помнить, что Господь сильнее диавола, а мы должны быть готовы, как те самые трудники на поле, в любой момент убрать сорняки с нашего поля. Когда наступит момент, и Господин поля скажет «работайте», мы все должны быть способны принять участие в борьбе человека со злом, в борьбе света с тьмой; и у каждого эта борьба происходит на определенных этапах его личной жизни.
Пусть Господь укрепит всех нас, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах мы не теряли надежду на силу Божию, на побеждающую силу Божественного присутствия в человеческой истории, на окончательную победу Бога над диаволом, света над тьмой, добра над злом. И дай нам Бог никогда не изменить призванию быть на стороне света, добра и правды. Молитвами святых преподобных Сергия и Германа да укрепит нас Господь на путях нашей жизни. Аминь.
Летопись монастыря: "Когда человек обретает праведность, он обретает связь с Богом"
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 501021