Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Прославлением Триединства Бога, Трёх Его Равночестных и Равнопоклоняемых Лиц пронизаны все наши церковные службы. В них мы воспеваем Личность Безначального Бога-Отца, и Личность предвечного Его Сына, воплотившегося ради нашего спасения возлюбленного нами Христа, и Духа Святого — третьего Лица Пресвятой Троицы, посланного Сыном Божьим грешному человеческому роду для нашего обожения, освящения и спасения. Безграничную Любовь Пресвятой Троицы к человеческому роду проявило каждое из Божественных Лиц Троицы: Отец, по слову Иоанна Богослова, «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16)», Сын Божий отдаёт в жертву за наше искупление и спасение свою плоть – «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51), Дух Святой, подобно любящей матери, снисходит с небес, чтобы нас просветить, очистить и омыть божественным светом Единой Троицы, заботясь и утешая человека в его скорбях, очищая от грехов и поднимая опять на ноги того, кто в поисках Истины и спасения души, бывает побеждён дьяволом в многочисленных искушениях и бранях духовных.
Единство Лиц Пресвятой Троицы раскрывает нашему духовному сознанию гармонию и любовь общения между Отцом и Сыном и Святым Духом. К этому общению с Пресвятой Троицей в единстве и любви призван каждый православный христианин. Не только об апостолах, но и о каждом из нас Христос, Сын Божий, молился к Своему Отцу: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин.17:20-22).
Но наше единство с Пресвятой Троицей и друг с другом не возникает само по себе, оно должно преодолеть эгоистическое состояние человека, перенаправить его свободное произволение к послушанию воле Божьей. Ведь именно в этом аспекте духовной борьбы человек проявляет своё максимальное сопротивление Богу. Каждый из нас держится за что-то своё любимое и дорогое сердцу так, как будто смерть этого никогда не отнимет у него. Как ни страшно бы это звучало, но и мы сами после нашей смерти не будем принадлежать самим себе.
Кажется, что сегодня человек прекрасно осознаёт, что значит для него свобода. Это стало маниакальной целью и болезненным поиском большинства людей. Порой сегодня весь смысл жизни у человека заключается в том, чтобы себя от чего-то освободить: будь то родительский контроль, или строгое начальство, или бремя семейной жизни, или нравственные запреты и т.п. Какое множество создано в нашем мире слоганов, в рамках общественного закона, посвященных свободе человека: можно идти куда захочется, делать то, что считаешь нужным, свободно выбирать и любить то, что пожелаешь. Безусловно, без свободы любое богатство, любые отношения становятся обременительными и болезненными для человека, за исключением тех обстоятельств, когда он осознанно отдаёт свою индивидуальную свободу, чтобы приобрести нечто большее. Например, вместо временного утешения и своеволия — вечное блаженство в Боге и свободу от страстей и привязанностей. Как это происходит в монашеском послушании или в семейных отношениях, или в других обстоятельствах, с которыми человек смиряется и отдаёт всё в руки Божьи.
Определённо, что наличием у человека свободы выбора, наша земная жизнь оставила в себе признаки того первого рая, которые имели Адам и Ева, находясь в Эдеме. Первый рай тогда не был тем раем и блаженством, в котором сейчас находятся почившие праведники. Эдем был действительно местом без греха, смерти и тления, но, как и сейчас, тогда перед человеком также стоял вопрос выбора — служения воле Божьей или своей индивидуальной воли. Из Священного Писания нам хорошо известно, чем закончилась у первых людей это дилемма выбора.
И теперь весь мир населён богами, с индивидуальным пониманием каждого из людей о добре и зле. И как же нашему новому поколению найти истину среди такого множества истин? Неизбежно, придёт то время, время хаоса, когда человечество, по откровению Иоанна Богослова, дождётся «супербога и суперчеловека», который скомпонует все человеческие истины в одну, которая на короткое время удовлетворит большинство.
Как некогда в Эдеме, так и сейчас, наша свобода выбора имеет лишь временное существование. Другими словами, человеку в этой жизни дан просто ещё один шанс определиться с тем, кому он служит. В этом и состоит вся кульминация нашей свободы в земной жизни. В вечности по святым отцам этого выбора уже не будет у человеческой природы. Ведь это некое мучение — постоянно, вечно, находиться человеку перед выбором. Тяготиться размышлениями, особенно, когда неизвестно какими будут последствия этого выбора. Ведь обычный человек не обладает абсолютным знанием и предвидением, чтобы ему обезопасить себя в любом своём выборе и решении. Поэтому вечное блаженство и Царство Небесное будет завершением нашего выбора и доверия Богу, начатого еще в земной жизни, и соединение с тем, кого человек выбрал в своём послушании и служении. «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк.16:13). Если по слову Христа, человек и во временной жизни не способен служить двум господам, удовлетворяя каждого из них, то тем более это будет абсурдно выглядеть в перспективе вечной жизни.
«Кто Мне служит, — говорит Господь, — Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин.12:26). Чем же почтит Бог–Отец того, кто служит Христу и Его Церкви? На этот вопрос отвечает Сам Христос в Евангелии от Иоанна: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин.17:24).
Свобода воли в человеке очень тонкая составляющая его разумной природы, в которой скрыто множество сюрпризов. Ведь за ценностью свободы выбора у человека стоит не только сама возможность свободно действовать или выбирать, но и достигать результата, который бы удовлетворял его во всех составляющих его бытия. И в этом плане у человека не часто бывает всё гладко. Об отрицательных сторонах нашей свободы есть упоминания у апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12), «к свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти» (Гал.5:13). Трудность, с которой сегодня сталкивается человечество в истинном понимании свободы, заключается в смешивании понятий свободы как свободного действия или выбора человеком, с одной стороны, и, с другой стороны, понимания свободы как внутреннего состояния человеческой души. И быть для человека абсолютно свободным в своих действиях совсем не означает ощущать себя по-настоящему свободным. Человек может реализовывать свою свободу во множестве своих планов, решений, развлечений, но при этом не чувствовать себя абсолютно свободным. В этом состоянии он больше будет напоминать белку в крутящемся колесе, и как бы белке ни казалось, что колесо ей поддаётся, и она набирает скорость, и вот-вот, она достигнет свободы, результат остаётся прежним. Она всё еще остаётся в своём колесе.
Сегодня мы празднуем День Святой Троицы и Рождение нашей Матери Церкви. К сожалению, в наше время, Священное Писание и святоотеческое предание всё больше и больше порождает сомнения у людей в разумности написанного и сказанного нам для спасения, в том числе и у верующих. Под влиянием разностороннего прогресса в обществе, немало людей рассуждает о Церкви как о неком сообществе, где человека пытаются поработить и ограничить в свободах — его взглядов, желаний, поступков. Тем самым, ущемляя его законное право на свободу в целом. Но, как было сказано выше о свободе, Церковь иначе смотрит на свободу чем современный прогрессивный мир. И если мир способствует, чтобы человеческое сознание и воля «растекались» по всей вселенной в бесплодных поисках истины и блаженства, Церковь, делает противоположное. Она предлагает собрать наш ум и волю в самопознании, которое через трезвение к исполнению заповедей, послушание и молитву, устремляет человек вглубь самого себя. Ибо, ни в космосе, ни где-либо на земле, по слову Господню: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20,21).
И как любому родителю будет самым большим подарком для него, когда его чадо оказывает ему послушание и заботу, так Христу и нашей Матери Церкви будет дорог от нас дар послушания и наша борьба с своеволием и гордынею. Определённо, если бы Господь, не «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; несмирилбыСебя, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:7,8), то не было бы сегодня нашей Церкви.
Если бы Божья Матерь не смирилась бы и не доверилась Богу, то не было бы воплощения Сына Божьего. Если бы апостолы, святители, преподобные не смирялись бы перед Церковным соборным сознанием, то не было бы Церкви в её преемственности и благодатности, которые мы наблюдаем сегодня, и до нас бы не дошло никакого слова спасения.
Прославим Бога нашего в Троице любимого, поклоняемого и славимого ангелами и святыми, Отца и Сына и Святого Духа, который не гнушается нашими гордыми и нечистыми сердцами, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:4); чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их», как сказано в славянском написании «в свою-его волю» (2Тим.2:26). Аминь.
Фото инока Иоанна
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472858