В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о чудесном насыщении Господом людей в пустыни. Что коснулось сердца нашего в этом чуде? Что нам следует извлечь на пользу душевную?
Конечно, в основе чуда мы видим веру простых и преданных Господу людей, их желание всегда следовать за Ним, слушать Его слово и созерцать его божественный лик. Люди настолько жаждали слышать Слово Божие и быть со Христом, что, оставив все свои дела и заботы житейские пришли ко Господу в пустынное место, куда Он удалился для молитвы Небесному Отцу. Кто знает какой они проделали трудный путь по пустыни и как были голодны и уставши. Среди них были больные и страждущие, которые ради исцеления стремились ко Христу «Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их». Эти люди забывая о себе устремили свой сердечный мысленный взор ко Христу, они не беспокоились о телесной пище и совсем забыли об усталости. Как редко в наше время можно встретить таких людей, которые по-настоящему готовы забыть обо всем земном и следовать за Господом.
Вот братья и сестры, это пример для нас как должно приступать ко Господу в молитве, как предстоять в храме слушая Слово Божие. Все свое внимание, ум и сердце надо настроить на то чтобы слушать Господа через Евангелие, через песнопения и молитвы, которые мы с вами читаем дома и слышим в Церкви. Мысленный наш взор всегда должен быть устремлен ко Христу, как только мы отступаем от этого предстояния пред Богом, наш ум пленяется суетными мыслями, житейскими попечениями. Предстоя на молитве в храме, мы отступаем от Бога и начинаем собеседовать с помыслами, думаем о обеде, об отдыхе телесном, так наш ум становится вещественным и плотским. Внимание рассеивается. Своим сознанием мы отходим от Бога и живем в своем иллюзорном мире разных планов, мечтаний и житейских проблем. Наше стояние на службе становится тягостным хочется сесть, и клонит в сон. Чтобы этого избежать будем усердно хранить свой ум от рассеянности, от мыслей о материальном, направим своё внимание на слова молитв и песнопений, через которые Господь к нам обращается. Сделаем их своими собственными чтобы они откликались в нашем сердце.
Обратимся же теперь с верой к самому чуду насыщения людей.
Евангелие всегда по-новому открывается нам, что в начале духовного пути было непонятно со временем духовного возрастания становится более понятным и ясным. Всмотримся же внимательно, в чудо, постараемся понять, что Господь нам с вами, современным людям, собравшимся сегодня в храме, хочет сказать?
Апостолы говорят ко Господу: «что время уже позднее, а люди голодны надо их отпустить в селения где они купят себе пищи». С одной стороны, апостолы проявляют заботу и добрую обеспокоенность о людях, а с другой открывается их еще несовершенная вера во Христа как Бога, который сотворил мир видимый и невидимый из ничего одним только словом. Рядом с ними Господь, который питает всю вселенную духовной и телесной пищей, но они этого как бы не замечают. Господь тогда говорит Апостолам: «Накормите вы людей. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы». Господь же взял у апостолов это малое количество пищи возвел очи на небо и помолившись своему Небесному Отцу благословил хлеба и рыбу и раздал ученикам, а они людям. «И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей».
Первое что Господь показывает нам своим примером в этом чуде - это молитва Отцу Небесному и благословение пищи, которое мы всегда должны совершать пред едой. Второе - это повеление апостолам накормить множество людей малым количеством пищи, показывает какое мы должны иметь доверие, и преданность Богу. Они, апостолы, отдают последнее что у них было, возможно, что они берегли этот малый запас пищи для своих нужд и тут они все отдают людям.
Дорогие братья и сестры, это пример всем нам заботы не о себе самих, а окружающих нас ближних. Господь призывает нас делиться с теми, кто живет рядом с нами, делится едой и другими материальными благами. Если мы отдаем что-то нуждающимся во Славу Божию, бескорыстно, не желая, чтобы нам отдали или возблагодарили, тогда Господь и нам будет посылать все необходимое для жизни и заботится о нас. А если мы, закрываем свое сердце от нужд и скорбей ближнего, то от нас отвернется Господь и отнимет свое благословение.
Еще Господь учит нас, как свой избранный народ в пустыни, не привязываться душой к материальным благам, к пище и другим. Евреи роптали на Бога и Моисея, разве он может накормить нас в пустыни, а Господь питал их манной небесной. Они ради Египетской пищи которую ели в рабстве были готовы отречься от истинного Единого Бога и вернутся назад в рабство только бы хорошо питаться и жить в сытости телесной. Эта история повторяется и в жизни каждого из нас. Подумаем и по размыслим в своем сердце без лукавства какова наша вера и преданность Богу, насколько мы пленены эти миром плотских удовольствий и материальными благами, заботой чреве, которые не дают нам полюбить Бога?
Любовь к миру, как говорит апостол, есть вражда против Бога. Поэтому, дорогие, не будем уподобляться евреям в пустыни своим неверием Богу, и роптать на людей и на Бога, что мы плохо и бедно живем. Доверимся Богу всецело, будем благодарить Его за то малое, что у нас есть, будем с усердием трудится на той простой работе или послушании, которое несем во славу Божию. Посвятим Господу всю свою жизнь, будем стараться жить праведно, прославим милостыней и прочими добрыми делами имя Божие и Он, видя нашу сердечную и живую веру, всегда, даже в самые трудные времена, будет заботится и питать нас телесно и духовно. Аминь.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481395