19 августа 2018 года Православная Церковь отпраздновала великий двунадесятый праздник – Преображение Господне. Почему такие наши значительные монастыри, как Валаамский и Соловецкий, носят это имя? Центральный собор в них – во имя Преображения Господня. Это любимый монашеский праздник, потому что он, как никакое другое священное событие, направлен на наше практическое действие.
Сегодня вспоминается рассказ одного валаамского инока из первой «высадки» на остров в 1989 году. Приехавшие сюда монахи застали разрушенные храмы, оба монастырских каре – и внутреннее, и внешнее – заселены мирскими людьми. Братиям даже негде было здесь жить, пришлось поселиться вне центральной усадьбы, и это зимой, в очень сложных условиях. Тем, кто пришел в обитель недавно, сегодня даже трудно себе вообразить, насколько они были сложные: нельзя было ни помыться, ни даже руки помыть толком.
И в то же время благодать была великая – Господь так помогал! Один из иноков рассказывал, что проведя год в лишениях, пережив первую зиму на Валааме и встретив Пасху, пришлось ему, наконец, выехать по делам в город. Он вспоминает: «Хожу, смотрю на лица людей и не могу понять, что происходит: каждое лицо сияет, все сияют, из каждого человека струится образ Божий, каждый человек радостен, каждый человек доставляет радость и утешение, с каждым хочется разговаривать. Так продолжалось несколько дней. К сожалению, затем это прошло и больше никогда не повторялось».
Мы стоим сегодня с вами на Фаворе Валаама, на высоте. Сегодня, помолившись, причастившись, давайте будем восходить и внутренне, духовно на этот Фавор, давайте будем преодолевать эту огромную дистанцию между нашими внутренними представлениями и реальными действиями. А эта дистанция преодолевается только сокрушением сердца. Глубоким сокрушением сердца мы преодолеваем гордыню, которая стоит перегородкой как скала.
Преображение Господне, по сути, было явлением Его божественной Природы, Божества в Богочеловеке Иисусе Христе. Но то, что свойственно Христу, может по благодати возрастать и в человеке, идущем путем христианской жизни, что нам показывает пример святых, то, что именуется обожением. Каждый из нас должен стремиться идти к Богу шаг за шагом по спасительному пути исполнения заповедей Христовых. Конечно, по своей греховности и немощи мы не можем одним прыжком достичь обожения, обрести Божественную любовь, прийти даже к глубокому и всецелому покаянию. Христианин должен смиренно и кротко, последовательно идти по пути спасения, должен поступать по заповедям в каждой ситуации своей жизни, поступать так, как поступил бы на его месте Христос.
Преображение необходимо каждому из нас, это цель нашей жизни. Каждая душа христианская, каждый христианин призван преображаться благодатью Святаго Духа. Мы не можем полюбить всех, но в силах хотя бы перестать ненавидеть. Не можем перестать всех осуждать, но способны хотя бы не делать этого по отношению к самым близким людям. И вот такими маленькими шажками мы будем поступать согласно православной вере, как учил Господь наш Иисус Христос. Постепенно преображая нашу душу и приближая ее ко Христу, благодать Божия будет пребывать в нас через постоянное причащение Святых Христовых Таин, через церковные таинства, через молитву, а главное – через выполнение Христовых заповедей. Да пребудет Христос со всеми нами и в сей жизни временной, и в вечной!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481330