

«Если человек не имеет любви к ближнему, не научился любить ближнего, как он может любить Бога, которого не видит?» – говорит Апостол. Значит, мы должны начинать с любви к ближнему. А как проявляется любовь? Любовь проявляется только тогда, когда она делом себя являет. Словами можно говорить очень много, а дело покажет реальность: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). Какое дело?
Слова никогда никого не убедят, только дела. И начинать надо с самых близких людей: это родители, жена, это дети, то есть, самые близкие,– «А кто нерадит о своих, тот ... хуже неверного», – говорит Апостол (1 Тим. 5:8). Мы должны заботится о них. А как заботиться, как проявить любовь? Именно вот таким путем, самоотвержимым: мне не хочется, а я делаю ради ближнего. Иначе никак не докажешь свою любовь.
Как говорят некоторые святые отцы и преподобные, монах, который не имеет любви к ближнему и людям вообще, это не монах. Значит, качество монаха определяется по качеству любви его: мало любит – плохой монах, больше любит – уже кое-что. Но он всех любит, и даже врагов своих, – вот это уже монах настоящий.
Значит, к любви надо стремиться, потому что только в любви Бог принимает от нас жертву. Мне не хочется, а я понуждаю себя делать, и Бог вот эту жертву принимает. А то, что денежку пожертвовал кто-то на храм: «Вот, я уже сделал доброе дело», – это легко: у тебя есть сто рублей, ты пятьдесят отдал. Сейчас не так, как у вдовицы, которая все отдала, а ей нечего было поесть на другой день, но она отдала все – таких среди нас практически не бывает. Но это легко: просто взять и дать что-то там, что в кармане лежит. А вот заставить себя победить себя, свою леность, гордыню свою, сделать что-то, когда не хочется, – вот это подвиг. И только это мы можем дать Богу. Денежки – это хорошо, но этого мало. Главное – это понуждение себя, потому что понуждающий себя может иметь цель предвосхищать Царство Небесное.
А что такое поклонение истине? Давайте запомним, что надо поклоняться в истинном исповедании веры. Исповедуя десятки тысяч людей в течение более тридцати лет в разных местах нашей страны, в разных монастырях, разных храмах, я могу сказать, что многие из них очень грамотные, как говорят, интеллигентные люди с хорошим образованием, иногда с двумя и тремя. А копнешь их, поцарапаешь снаружи... Как в старом анекдоте: снаружи ты редиска красная, а внутри же ты белая, не примут тебя в партию. Помните это, да?
Вот так и я: поцарапаю снаружи, пару вопросов – а там ничего. Там какое-то свое умствование о вере, о Христе, никакого отношения не имеющее к истинной вере. То есть человек не потрудился узнать веру свою: там где-то услышал, тут кто-то что-то сказал, и вот из этих кусочков, каких-то своих домыслов он представил себе, кто есть Христос, как надо жить, как надо веровать. Это фантазия и не более, никакой веры у этого человека нет. Чуть искушение – и он отпадает от веры.
Мы должны знать свою веру и поклоняться в истине. А для этого нужно веру свою знать. Нужно читать. И мирянам, и монахам тем более. Читать не только Святое Евангелие, но и святых отцов, чтобы понять Священное Писание, а это же Откровение Божие, потому что мы сами понять многое не можем. Ибо сказано, что никогда пророки не говорили от себя, они всегда говорили Духом Святым, и апостолы в данном случае выступали как пророки, потому что они по откровению писали.
Понимаете, что значит «каждый своим умишком»?
Потому что оно написано, повторяю, Духом Святым. И тот, кто в Духе, тот и может его трактовать. А мы не знаем, а мы не читаем, а мы ленимся! У святых отцов ведь огромный опыт накоплен за две тысячи лет. Ну что изобретать велосипед, когда все уже изобретено? Читайте, осознавайте, вера должна быть нам известна очень хорошо, «от и до», как говорится. А большинство ленится, и этой истины, которую нам принесло Евангелие и святые отцы, не знают. Им нужно высказать свое мнение. Вот они поклоняются, а Бог не принимает их. Они думают, что получают от Бога что-нибудь, а потом придут на Суд Божий, и Он скажет: «Я вас не знаю».
– Но как же, Господи, мы же вот ходили в храм, ставили свечки, да причащались даже.
– Не знаю.
– Но как же, мы на распутье, значит Ты учил нас, мы ели, пили с Тобой.
– Не знаю вас, – скажет Бог, – потому что вы не удосужились познать истину. Истину из божественных слов Евангелия и Святого Писания всего в целом, и Ветхого, и Нового заветов, именно так, как понимали Отцы, а не как вы.
Многие, читающие Писание, особенно Ветхий завет, впадали в такие страшные заблуждения, вплоть до отвержения полностью Ветхого завета, потому что понимали все часто буквально, не понимая глубокого смысла сокрытого. А Ветхий завет – это вообще очень закрытая книга, там очень много таких вещей, которые понять нашим человеческим умом без благодати Божией просто невозможно. Многие события аллегорически надо понимать, а вот как – только Духом Святым можно это знать. Поэтому мы должны знать, что писали святые отцы, изучать, и тогда мы сможем поклоняться Богу в истине. К чему мы все призваны сегодня Господом нашим, Иисусом Христом. Аминь.
Игумен N. Проповедь в Неделю о самаряныне (2018 г.).
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 500946