Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
На горе Синай даровал Бог пророку Моисею каменные скрижали, на которых были высечены Десять заповедей — Закон Божий, по которому должен был жить каждый благочестивый человек. Однако народ Израилев, призванный к служению Единому Господу, не устоял в истине. Слепые вожди народа — фарисеи подменили живую веру мертвым законничеством, погребли животворящий дух Завета под грудой неудобоисполнимых обрядов, обычаев и правил. Мнившие себя праведниками, эти гордые лицемеры на самом деле попрали заповеди Божии. Им было сказано: не сотвори кумира и не укради, а они любили предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях (Мф. 23, 6–7), творили кумиров из самих себя и обкрадывали Самого Бога, присваивая принадлежащую только Ему честь. Им было сказано не убий, а они духовно убивали ближних презрением и осуждением, равнодушием и жестокостью. Внешне они были благообразны, но в душах их, подобно скопищу змей, клубились ядовитые страсти и похоти.
Сатана оставил иудеев служителями истинного Бога по наружности. Он увлек их к усиленному неправильному уважению обрядовых постановлений и старческих преданий, в то же время выкрал уважение к заповедям Божиим; он увлек их в подробнейшее и утончённейшее изучение Закона Божия по букве и в то же время выкрал у них изучение Закона Божия жизнью; знание Закона Божия по букве он употребил в средство вовлечения их в ужаснейшую гордость, самомнение, при которых они, именуя себя и представляясь другим чадами Божиими, на самом деле были врагами Бога и чадами диавола,
Чтобы вырвать из рук этих «хищных волков» святыню Завета, вновь оживотворить веру и сделать ее совершенной, пришел в мир Господь наш Иисус Христос.
Когда фарисеи обступили Спасителя и стали допытываться, какую заповедь в Законе Божием считает Он наибольшей, Сын Божий отвечал:
Любовь! Какое простое и сладостное чувство, и как трудно научиться ему. Гораздо легче совершать обрезание младенцев, приносить в жертву тельцов и вызубрить Пятикнижие Моисеево. Гораздо проще изнурять плоть, бить поклоны, шевелить языком, повторяя слова молитв, не проникаясь их священным смыслом. Гораздо удобнее тщеславно «спасать» других, на глазах у всех усердствовать в проповеди и благотворительности, чем в тишине и уединении просвещать собственную душу. Православие, понятое не поверхностно, а в духе и истине, потому и является сложнейшей из мировых религий, что в нем все: и пост, и обряд, и добрые дела — лишь средства к достижению внутреннего совершенства, совершенства в любви.
Как полюбить Бога? Прежде всего надо научиться быть благодарным. Благодарить за то, что Творец даровал тебе эту жизнь с каждым ее дыханием, за то, что ты вызван Создателем из небытия и обрел возможность чувствовать, мыслить и понимать. Благодарить за тихие и чистые радости, которые Господь посылает каждому человеку. Благодарить за красоту и величие этого мира, который Вседержитель создал ради тебя, благодарить за долготерпение, с которым Правосудный Бог, несмотря на совершаемое тобой зло, длит твои земные дни, ожидая покаяния и исправления твоего. Благодарить и за скорби и страдания, понимая, что Небесный Отец попускает их для пользы твоей души, очищения ее от скверны греха. Наконец, благодарить за вечную блаженную жизнь в Царстве добра и света, уготованную тебе Всемилостивым Господом, если ты научишься благодарить и любить его.
И помысли, какой ценою оплатил Вселюбящий Отец Небесный этот последний и величайший дар тебе? Позорной и мучительной смертью Единородного Сына Своего, Который умер на Кресте, чтобы ты мог брести блаженное бессмертие. Как забыть это? Как не возблагодарить за такую Жертву, за неизъяснимое это благодеяние?
Любовь познали мы в том, что Сын Божий положил за нас душу Свою (1 Ин. 3, 16), — жизнью Своей пожертвовал Сын Человеческий, чтобы избавить нас от вечной смерти.
Но ведь излитая за нас Кровь Распятого Господа и ныне питает нас во Святых Дарах, чтобы души наши не погибли. За нас, за каждого из нас умирал и умирает под палящим солнцем в страшных муках Иисус Христос, чтобы мы не стали добычей адского пламени. И не для земного бытия, которое все равно рано или поздно оборвется, спасает нас Сын Божий, а для блаженного бессмертия. Как не благодарить Того, кто принес такую Жертву в дар?
Бог возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4, 10). Небесный Отец хочет от нас, заблудших детей Своих, ответной любви. Сын мой! отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои (Притч. 23, 26), — говорит Господь.
Сердце любящего воспламенено любовью: душа стремится к встрече с любимым, все помыслы его — о возлюбленном. И мы призваны возлюбить Бога всем сердцем… всею душею… всем разумением (Мф. 22, 37).
Любовь неколебимо хранит верность, стойко переносит испытания. И мы должны любить Бога всею крепостью (Лк. 10, 27), всей волей нашей.
Любящий никогда не оскорбит любимого. Нельзя любить Бога и коснеть в грехе, ибо грех есть оскорбление Божества и отлучение от Него.
Любовь, переполняя сердце, изливается в прекрасных словах и поступках. «Самое высокое внутреннее требует внешнего как выражения и как облачения своего. На деле оно и не бывает никогда одно, а всегда в союзе с внешним; только в ложных теориях отделяют их», — говорит святитель Феофан Затворник. Красота и величие православных богослужений, священная поэзия молитв, дела и подвиги благочестия — выражение нашей любви к Богу.
Возлюбить Бога — это значит породниться с Ним, уподобиться Ему. Всесовершенный Господь чужд всякой нечистоты и несовершенства — и мы должны очиститься и украситься добродетелями. Бог Всеблаг — и мы должны сделаться милостивыми и милосердными. Отец Небесный возлюбил всех людей без изъятия — и мы должны любить ближних своих, как самих себя.
Без любви к ближним становится невозможной любовь к Богу. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).
Христос Спаситель распялся как за тебя, так и за ближнего твоего. Как же ты смеешь не с братской любовью, а с ненавистью и презрением относиться к тому, кого так жертвенно возлюбил Господь?
Нет, не возвышаться над ближними и не судить их призваны мы, а кротко и смиренно служить своим братья и сестрам. Умение прощать и терпеть, сострадать и благотворить — вот наука наук, обучившись которой, мы ощутим в себе всю сладость Божественной любви. Порой любая мелочь, всякий неловкий поступок ближнего вызывают в нас мучительные чувства раздражения и гнева. А в сердце любящего царит мир, постоянная тихая радость. Блаженный Диадох говорит:
Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится случай, даже какой-то незначительный повод, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова, но, хотя случится потерпеть какое-либо огорчение, в душе Боголюбивой, состоящей под воздействием Божиим, союз любви не пресекается, ибо, возгревши себя теплотою любви к Богу, она тотчас возвращается к благому настроению, с великою радостью восприемлет любовь к ближнему, хотя и немалое от него получено было оскорбление или понесен большой вред, ибо тогда сладостию Божией совершенно поглощается горечь разлада.
Могут спросить: а если кто-то рядом с нами неустанно творит зло, совершает дела, оскорбляющие землю и Небо, неужели и такого любить? «Люби грешников, но ненавидь дела их», — отвечает на это преподобный Исаак Сирин.
Без живой любви к ближним, к тем, кто постоянно рядом с тобой, становится ложью «любовь ко всему человечеству», о которой так часто говорят создатели разных социальных и философских теорий. Высокоталантливый писатель Лев Толстой к концу жизни впал в прелесть гордыни, возомнил себя «спасителем человечества», начал хулить Церковь и на свой лад толковать Евангелие. Страшно читать его дневники того времени: писатель постоянно твердит о любви и одновременно пышет ненавистью к самым близким людям, к жене и детям своим. Ну а большевики, которые тоже провозглашали «светлое будущее всего человечества»? Оргией отцеубийств и братоубийств, доносами детей на родителей, жен на мужей, мужей на жен, всеобщим кошмаром обернулось это «светлое будущее».
Без любви к Богу и ближним становится ущербной и любовь к земному отечеству. «Неправославный не может быть русским», — говорит писатель-христианин Федор Достоевский. Поистине, как можно любить свой народ и оставаться чуждым тому, что составляет самую сущность народной души?
Любовь — величайшее из чувств, даруемых нам Всемилостивым Господом. Однако в этом мире под словом «любовь» нередко подразумевают привязанности, не только не возвышающие человека, но и растлевающие его душу.
Преподобный Максим Исповедник говорит:
Человеки похвально или предосудительно любят друг друга по следующим пяти причинам: или для Бога, как добродетельный любит всех, а добродетельного любит даже и не добродетельный; или по естеству, как родители любят детей и наоборот; или по тщеславию, как хвалимый хвалящего; или из корысти, как богатого за получки; или по сластолюбию. Первая из сих похвальна, вторая обоюдна, прочие страстны.
Чаще всего за любовь принимается просто чувственное влечение мужчины и женщины. Под покровом такой «любви», восхваляемой во множестве эстрадных песен и стихов, романов и фильмов, таятся порой страсти и похоти, толкающие людей на блуд и прелюбодеяние. Любовь долготерпит, милосердствует… не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8), — говорит Апостол. Таковы ли плоды «свободной любви», к которой ныне призывают со всех сторон? Сколько слез и страданий, самоубийств, разрушенных семейств, поруганных домашних очагов! Дети, лишенные отцовских забот, переполненные детские дома, превращение множества женщин в жестоких детоубийц, умерщвляющих живые души в собственных утробах! И это любовь?!
Любовь между мужчиной и женщиной может стать божественно прекрасной только в Таинстве Брака. Никакая обычная дружба не сравнится с той полнотой единения, с той таинственной общностью, которая может быть достигнута между христианскими супругами. Не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18), — сказал Творец, даруя жену Адаму. Создавая поле чувственного притяжения между мужчиной и женщиной, Господь стремился таким образом приблизить их друг к другу.
Истинно христианский брачный союз, телесный и духовный, становится школой совершенной любви. Здесь человек научается заботиться о ближнем, как о самом себе, «носить его тяготы», прощать его недостатки, принимать его в сердце со всеми несовершенствами. Тогда и труд для ближнего становится счастьем — по слову блаженного Августина, «труды для любящих нетягостны: они их увеселяют, как птицеловов, звероловов, рыбарей. Любя что-нибудь, мы или не чувствуем труда, или и самый труд любим». Так, постепенно восходя по ступеням взаимного терпения и милосердия, общих забот и радостей, христианские супруги поднимаются от единства плоти к блаженному единению душ.
Подобное невозможно ни в мимолетных связях, ни в «гражданских браках», при самом заключении которых предполагается возможность разрыва. Такие союзы лишены высшего смысла, представляют собой попрание Божественных установлений.
Как все высокое, путь истинно христианского брака кремнист и труден, на нем встречается множество испытаний и искушений. Недаром святой Апостол Павел предупреждает о скорбях по плоти, ожидающих брачующихся, а Церковь при совершении Таинства молит о предстательстве за них святых мучеников.
Попытка обрести гармонию в браке терпит крах тогда, когда человек, сам обремененный непривлекательными чертами, хочет сразу обрести в спутнике жизни «прекрасного принца» или «принцессу». Но когда проходит ослепление влюбленностью и открывается глубина обоюдного несовершенства, такие люди не могут преодолеть разочарования и найти в себе силы деятельной любви. Такие супруги быстро остывают друг к другу, отсюда столь распространенное и столь бедственное одиночество вдвоем. Нет, не сразу, а медленно и постепенно крепнет и расцветает брачный союз. Ведь Сам Господь усовершает человеческую душу не мгновенно, но всем земным бытием ее, промыслительными действиями воспитывая человека и делая его достойным Себя. Так и супружеская жизнь, прежде чем принести добрый плод, требует от супругов кропотливого возделывания собственной души и души того единственного существа, с которым соединил тебя Бог. И увенчивается этот труд успехом лишь с помощью Господней и в совместном служении Ему, ибо духовный союз невозможен без Источника благой духовности.
Честной брак — это особый род христианского подвига, и достойно совершившим его супругам уготованы небесные венцы. Они шествуют рука об руку в Горнее Царство, как ветхозаветные праведники Авраам и Сарра, святые праведные Богоотцы, родители Девы Марии Иоаким и Анна, русская княжеская чета блаженные Петр и Феврония Муромские, отец и мать всероссийского игумена Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария.
Человек, не проникшийся любовью к ближним, отгородившийся от них стеной равнодушия, становится чуждым Богу Вселюбящему. Преподобный Антоний Великий, будучи спрошен: «…если кто скажет: я ничего не буду брать у братий, и сам ничего не буду им давать, — для меня достаточно моего; хорошо ли это?» — ответствовал: «Дети мои! Кто таков, тот жесток сердцем, и душа у него — душа льва. Его должно считать отчужденным от сообщества всех добрых людей».
Как без любви к ближним невозможна любовь к Богу, так без любви к Господу добрые отношения между людьми неминуемо предстают в кривом зеркале низменных побуждений: тщеславия или корысти, лицемерия или угодничества.
Мы видим, как в лишенном веры обществе предается поруганию даже естественная любовь. Сердца молодых родителей черствеют к детям, которые «мешают им наслаждаться жизнью». Взрослые дети подчас смотрят на родителей как на «дойных коров», источник дополнительных денежных средств, и как на бесплатных нянек. Известно множество случаев просто вопиющего отношения таких детей к престарелым отцу и матери. Так в мире, утратившем святыню веры, постепенно вообще не остается ничего святого.
Преподобный авва Дорофей говорит, что, как точки внутри круга сближаются между собой по мере приближения к его центру, так и люди становятся ближе друг другу при приближении к Средоточию мироздания — Господу Вседержителю.
Возлюбленные во Христе братья и сестры!
Любовь к Богу и любовь к ближним — это священное двуединство, подобное единению Божественной и человеческой сущности Христа Спасителя. По слову Господню, на этих двух величайших заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 40). Без исполнения этих заповедей напрасны наши добрые дела, тщетна наша вера, бессильна наша надежда, по слову апостольскому: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1–3).
Устремимся же всем сердцем, всей душою, всем помышлением, всей крепостию к стяжанию этой высочайшей из добродетелей, Божественной любви, соделывающей людей воистину детьми Господа Всевышнего и наследниками Царства Небесного. Аминь.
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Проповеди на воскресные евангельские чтения.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473153