Дорогие во Христе братия и сестры!
Мы сегодня слышали Евангелие о призвании Христом апостолов от рыбной ловли к ловли человеков.
Господь встретил апостолов на берегу озера, где они промывали свои сети, то есть занимались своим обычным ремеслом и делом. На берегу толпилось много людей, которые пришли послушать проповедь Христа. Господь, с разрешения апостола Петра, сел в его лодку и проповедовал с нее людям. После этого Он попросил отплыть на глубину и закинуть сеть для ловли рыбы, апостол в недоумении сказал Христу, что он с друзьями своими ловили всю ночь, и улова совсем не было, но все же он оказывает послушание Господу и закидывает сеть. Тут же сеть наполнилась великим множеством рыбы, что от большого веса начала прорываться, пришлось звать на помощь вторую лодку, на двух лодках они еле доплыли до берега, едва не потонув.
Для рыбаков Галилейского озера было обычным делом ловить рыбу, но никогда в своей жизни они не видели такого улова, которой для них был явным чудом милости Божией. Симон Петр в ужасе от случившегося «припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Все были поражены этим чудом «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков». Немедленно Петр и другие с ним бывшие рыбаки оставили все: сети, лодки, рыбу, своих друзей и родных и последовали за Христом.
Многое можно сказать на этот евангельский эпизод, но, чтобы не растягивать слово, затронем главную тему.
Призвание это в жизни каждого человека бывает различно. Человек живет обычной жизнь, трудится, подобно апостолам, на своей работе, зарабатывая себе на хлеб, чтобы прокормить семью, и Господь в один прекрасный момент касается сердца человека своей очистительной благодатью.
Появляются мысли пойти в храм Божий помолится, иной раз дается ощутить присутствие Божие, Его любовь, человек начинает тогда осознавать свою греховность и приносит покаяние. Подобно апостолу Петру каждый из нас хоть раз в жизни испытывал величие Божие Его любовь и святость, и свое жалкое греховное состояние: и безответность, и бесправие пред Богом. Когда человеку, по милости Божией, начинает открываться, как любит его Господь, он плачет и сокрушается о своей прошлой жизни, что так много огорчал Христа своими грехами. Он падает на колени в молитве пред Богом подобно апостолу Петру, все своим существом ощущая свою беспомощность и греховность. Появляется решимость оставить греховную жизнь, и уже жить совсем по-другому, исправить все ошибки, ходить в храм Божий, молиться, и соблюдать заповеди Господа.
Кто-то на этом этапе оставил все своё богатство, имущество, родственников и стал монахом, кто-то просто стал жить среди мира, но жизнь свою наполнил молитвой, участием в таинствах исповеди, причастия и богоугодными делами: милостыней, служением ближним.
Главное – когда Господь нас призывает, дает нам ревность духовную к богоугождению, к молитве, к покаянию, к посту и прочим добродетелям, не отвергнуть этот дар благодати.
И, как Он Сам говорит нам, "Не ожесточите сердцем ваших", а наше сердце бывает ожесточенно подобно камню и очень трудно бывает пробиться до нас Господу. Он говорит нам: "Се стою у двери сердца и стучу", пока вы их не откроете и не отвалите камень окамененного нечувствия. Пример для нас христиан – апостолы, ученики Христовы, их вера, их решимость, несмотря на все трудности и даже физическую смерть, быть преданными и верными Христу.
Во-первых, как христиане, по нашим обетам Христу мы должны оставить плотскую греховную жизнь, умереть для чувственных наслаждений этого мира, потому что из любви к этим наслаждениям из любви к своему телу мы служим страсти самолюбия, из которой, по учению святых отцов Церкви, в рождаются все страсти. Святой Феодор Эдесский пишет:
Самолюбие бывает родительницей неисчетных страстей. Почему, когда кто исторгнет из сердца своего самолюбие, тогда легко возьмет силу и над другими страстями, при содействии Господа. Ибо из него обыкновенно рождаются гнев, печаль, злопамятство, сластолюбие и необузданная дерзость; и побежденный им, неизбежно побеждается и прочими страстями. Самолюбием же называем мы страстное расположение и любовь к телу с исполнением плотских пожеланий[1].
Прп. Максим Исповедник и прп. Авва Фалласий говорят нам о том же: «Начало всех страстей есть самолюбие, а конец гордость. Самолюбие есть безрассудное любление тела. Отсекший его отсек и все страсти, кои из него». Святой предлагает нам короткий путь к исцелению от всех страстей: «Хочешь ли за раз избавиться от страстей? — Отрешись от матери страстей — самолюбия. Началом порочных страстей для души служит самолюбие; самолюбие же есть телелюбие (или саможаление)»[2].
После грехопадения человек стал плотским и умом своим удалился от созерцания Бога. Удалившись от источника всякого блага и радости Бога, падший человек в своем помрачении и неведении истины ищет наслаждений и избегает страданий, но духовный закон таков, что за каждым греховным наслаждением следует страдание или в этой жизни или в будущей. «Всякий грех делается для сласти; всякое же прощение бывает ради злострадания и печали… Непроизвольным болям Промышлением Божиим подвергается тот, кто не берется совершить покаяние с болями произвольными»[3]. И святитель Игнатий Брянчанинов говорит нам о том же:
Премудрый Господь установил так, чтобы многими скорбями входить нам в Царствие Небесное, которое мы потеряли, теряем через безвременное и незаконное стремление к наслаждению. Все мы, подобно нашему праотцу, склонны простирать дерзновенную руку к запрещенному плоду познания добра и зла, склонны к утешению вещественному… под личиной которых прячется убивающее нас зло[4].
Отвергнемся и мы пагубной смертельной страсти самолюбия эгоизма, перенесем центр своей заботы и внимания с себя самих на Бога и на ближнего, на членов наше семьи и братьев в которых живет Христос. Будем стараться жить для Христа и для ближнего забывая о себе самих. Наполним наше сердце Христом, молитвой Иисусовой. И если мы хотим жить благодушно и мирно в радости духовной, то должны стараться не искать наслаждений в этом падшем чувственном мире, а жить жизнью духовной во Христе в молитве, посте, в воздержании от телесных удовольствий. И как пишет прп. Максим Исповедник: «Избавление же от всех этих зол и краткий путь ко спасению есть истинная и сообразная с [духовным] познанием любовь к Богу и всецелое отречение от душевной любви к телу и миру сему. Благодаря этому отречению, мы, отвергая похотливое желание наслаждения и страх перед страданием, освобождаемся и от злого самолюбия»[5].
Еще сегодняшнее евангелие дает нам хороший жизненный пример, что без Бога, без Его помощи и благословения мы ничего доброго не можем сделать, даже в житейских делах мы не имеем успеха, наши сети остаются пусты. Подчиняясь же Богу, Его святой воли и непрестанно призывая Его благословение на всякий новый день и труд, мы имеем успех в своих делах, сети полные рыбы. Так и мы, если живем противно воли Божией, постоянно терпим большие скорби и неудачи, а если живем в послушании Христовым заповедям и непрестанной молитве, тогда Он слышит наши просьбы и во всем, даже в наших житейских нуждах, и проявляет заботу о нас.
Есть еще и духовный смысл сегодняшнего Евангелия, который мы находим в толкованиях святых отцов Церкви. Озеро или море, по которому ходят рыбаки-апостолы, есть мир сей, как святые отцы его называют море житейское или море страстей. Церковные песнопения и канты многократно напоминают нам этот образ моря страстей, в котором мы с вами ежедневно тонем, попадаем в бури, то есть боримы бываем различными страстями. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет:
Путь жизни нашей подобен плаванию через обширное море. На этом море иногда бывает тихо, иногда дует попутный ветер, но всего чаще на нем буря. Видя наступление бури, видя саму бурю, не должно смущаться, приходить в уныние и отчаяние, должно противоборствовать волнам, ветру противному. Иначе корабль душевный может подвергнуться сокрушению, даже потоплению. Если во время бури случится чему сломаться или повредиться в корабле душевном, опять не должно унывать, не должно смущаться. Надо высмотреть благонадежную пристань, войти в нее, починить и поправить поврежденное, потом продолжать далее плавание в надежде на Всемогущего Бога. Всемогущий Бог и не оставит того, кто надеется на Него! Сами бури послужат в пользу верному рабу Христову, они сделают его искусным плавателем. Пристани, в которых чинится корабль душевный: молитва в сокрушении духа, чтение Священного Писания и отеческих книг, совет ближнего, если этот ближний способен дать совет о Господе[6].
И, чтобы удержатся нам на волнах житейского моря и не утонуть в пучине, нам нужна лодка или корабль. Под лодкой некоторые св. отцы понимают молитву именем Иисуса Христа, которая не дает нам потонуть, и возносит нас над волнами страстей житейского моря.
Прп. Исихий Иерусалимский дает такой совет: «Плывя по мысленному морю, дерзай о Иисусе; ибо Он Сам внутри тебя — в сердце твоём, таинственно взывает к тебе: не бойся…» и «Как без большого корабля нельзя переплыть морской пучины: так без призывания Иисуса Христа невозможно изгнать прилога помысла лукавого»[7]. Кораблем же апостольским святитель Христов Иоанн Златоуст называют единую святую соборную и апостольскую Церковь. «Господин сего духовного корабля Сам всемогущий Бог Отец; кормчий — Единородный Сын Его; благоприятный ветер — Дух Святой; подчиненные правители корабля, Церкви — Апостолы и их преемники, пастыри и учители церковные. Плывущие на сем корабле — все правоверующие христиане… Духовный сей корабль Церкви из разных мест и стран перевозит чрез житейское море всех правоверуюших истинных христиан в небесный Иерусалим…»[8].
Вот мы с вами услышали, что говорят святые отцы о духовной брани, будем послушны их наставлениям и советам и чтобы не потонуть нам в море житейском постараемся быть верными вере Апостольской, жить согласно святоотеческому преданию. В настоящее время, когда расколы и лжеучения все возрастают и люди отходят от Бога и Церкви, будем же мы хранить чистоту веры православной не привносить ничего своего нового мирского, а верить тому вероучению и канонам какие передали нам апостолы Христовы, святители, святые отцы. И каждый день своей жизни будем стараться не тонуть в тине страстей, а плыть на лодке молитвы в надежде пересечь море житейское и достигнуть тихой и безмятежной пристани Царствия Божьего, небесного града Иерусалима. Аминь.
[1] Феодор Эдесский. Добротолюбие.
[2] Авва Фалассий. Добротолюбие.
[3] Авва Фалассий. Добротолюбие.
[4] Свт. Игнатий Брянчанинов. Житейское Море.
[5] Прп. Максим Исповедник. Вопросы и ответы к Фалассию.
[6] Свт. Игнатий Брянчининов. Житейское море.
[7] Прп. Исихий Иерусалимский. Сотницы 50,142. Добротолюбие.
[8] Свт. Иоанн Тобольский. Царский Путь креста Господня. (Св. Иоанна Златоуста беседа 3 на Деян. Апостол.).
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473082