Из двенадцати основных церковных праздников, называемых «двунадесятыми», четыре связаны с Девой Марией, и Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из них.
"Днесь Боговместимый храм Богородица, в храм Господень приводится, и Захариа Сию приемлет: днесь святая святых радуются, и лик ангельский таинственно торжествует, с нимиже и мы празднующе днесь, с Гавриилом возопиим: радуйся Благодатная, Господь с Тобою, имеяй велию милость".
(Стихира Праздника, глас 4)
В Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря вечером были совершены великая вечерня и полиелейная утреня, а утром – праздничная Божественная литургия.
Из двенадцати основных церковных праздников, называемых «двунадесятыми», четыре связаны с Девой Марией, и Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из них. Предание свидетельствует о том, что родители Пресвятой Девы Марии, благочестивые Иоаким и Анна, были в преклонном возрасте, когда у них родилась дочь. Супруги долго молили Бога о даровании им чада. Благочестивые родители дали обет, что если у них родится ребенок, то его жизнь будет посвящена служению Господу. В современном понимании такое обещание могло бы означать выбор монашеского пути.
Издревле на Руси была традиция, что кто-то из детей, особенно расположенных к жизни внутренней и благочестивой, выбирал монашеский путь. Он становился молитвенным заступником за весь род. Такая возможность была в те времена, когда создавались большие семьи. Но часто на такой путь вставали и «вымоленные» дети, избранность которых была предопределена Господом ещё до рождения. Так они принимались в «общую семью Адама», и с младенчества отличались от сверстников своими устремлениями. Отсюда берет начало и почитание детской святости в Православии. Все это неизбежно воспоминается, когда мы видим духовный подвиг отроковицы Марии, будущей Богородительницы, и её благочестивых родителей, отраженный в сегодняшнем празднике.
В связи с этими событиями церковного предания, мы вспоминаем и об особом молитвенном обращении к прародительнице Анне – святой праведной матери Богородицы и бабушки Господа нашего Иисуса Христа. Это как раз та святая, которая имеет особую благодать помогать людям, верующим в ее заступничество и помощь, обрести дар деторождения.
В православном понимании, еще от ветхозаветных времен, в даровании детей видят особое благословение Господом семьи. Поэтому радость и благодарность о даровании жизни создала традицию больших семей, крупных родов, а невозможность иметь детей требовала особого внутреннего сосредоточения на этом Божественном промысле. На Руси всегда совершались паломничества к особым святыням и чудотворным образам для такой усердной молитвы к Богу о даровании детей.
Традиция такого паломничества снова возрождается. В нижнем храме Валаамской обители находится образ прародительницы Анны – список с афонской чудотворной иконы этой святой с Богородицей на руках. Перед иконой молятся бездетные пары. И каждый год нам сообщают о случаях чудодейственной помощи о даровании долгожданных чад.
Игумен Валаамского монастыря Преосвященный епископ Панкратий так рассказывает о следовании церковной практике для желающих совершить такое паломничество: «В начале поста люди заказывают молебен и берут благословение священника. Совершается соборование супругов, они исповедаются и причащаются Святых Христовых Таин. То же самое делается и по завершении поста. Потом они получают благословение на обычную супружескую жизнь. И часто после этого становится возможным деторождение».
Также на Валааме есть ковчег с частичкой мощей святой праведной Анны. Это одна из редких возможностей приложиться к ним в России, ведь большинство таких святынь сохраняется в Греции и на Афоне.