До Рождества остались считанные дни…

В эти предрождественские дни в Валаамском монастыре и скитах обители украшают храмы, наряжают ёлки и ставят Рождественские вертепы...
03.01.2019 Трудами братии монастыря  3 597

Слава Богу, сейчас у нас есть возможность украшать монастыри и храмы к празднику Рождества Христова, ставить в них ёлки, развешивать электрические разноцветные фонарики, делать Рождественские вертепы...
Слава Богу, сейчас у нас есть возможность украшать монастыри и храмы к празднику Рождества Христова, ставить в них ёлки, развешивать электрические разноцветные фонарики, делать Рождественские вертепы...
В эти предрождественские дни в Валаамском монастыре и скитах обители украшают храмы, наряжают ёлки и ставят Рождественские вертепы, чтобы создать праздник не только внутренний, духовный, но и порадовать всех внешним благолепием и красотой. Внешнее и внутреннее связано между собой, внешняя красота поднимает настроение и создает особую праздничную атмосферу, которая помогает людям особо восчувствовать торжество великого праздника. Христос рождается в мир, и мы приносим ему лучшее что можем – благолепие храмов и свои сердца!

Рождественский вертеп

Современный Рождественский вертеп, который по обычаю ставят в храмах, монастырях или домах — это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри, изображающими Господа в яслях, Божию Матерь, святого Иосифа, пастухов, волхвов, ангелов. Вертеп изображает собой историю рождения Христа и событий, произошедших в ту дивную ночь в Вифлееме.

Вертеп (от ст.-слав. врътъпъ, др.-русск. вьртьпъ) – слово древнерусское и обозначает пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий - Младенец Иисус Христос родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф.

Вертепы могут быть совершенно разные: деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса…
Вертепы могут быть совершенно разные: деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса…

Вертепы могут быть совершенно разные: деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые. Большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, всегда были своего рода Библией для неграмотных.

Расцветом русского вертепа был XVIII век. Вертепы сопровождались небольшой театральной постановкой, в которой рассказывались все события, связанные с рождением Христа. Его переносили из деревни в деревню, из дома в дом, и передавали людям вечную историю о рождении Сына Божия. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и представление начиналось. Такие вертепы обычно делали в два этажа: на верхнем располагались ясли со Младенцем, Святое Семейство, пастухи, волхвы с дарами, ангелы, а на нижнем ярусе нечестивый царь Ирод, его слуги, смерть и все, кто был связан с его злодеяниями. Куколки двигали специальными рычажками, а театральное действие сопровождалось пением и рассказами о тех давних событиях. По свидетельству современников, вертеп был любимой святочной забавой и нравился самым разным зрителям, вне зависимости от возраста, происхождения и социального положения.

После событий 1917 года, вертеп, конечно же был запрещен, как и всякие другие религиозные действия, и только в 1980-х годах началось возрождение того традиционного вертепа, который всегда знала Святая Русь.

Сейчас Рождественские вертепы ставят во многих местах: перед храмами и внутри них, в монастырях и домах, а люди с радостью приобщаются к великому празднику Рождества Христова.

Рождественская ёлка

Появление обычая ставить в домах ёлку на праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии святым Бонифацием (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Святой Бонифаций назвал ель деревом Младенца Христа.

В России установление традиций, связанных с ёлкой, восходит ко времени, когда у власти находился царь Петр I. Известный своей благосклонностью ко всему западному, он провел реформы и в 1700 году повелел перенести празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. С новой датой празднования новолетия, Петр также повелел украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе. А в знак веселья, распорядился, чтобы все друг друга обязательно поздравляли с Новым годом».

Традиция рождественского дерева соблюдалась также в том, что ёлка увенчивалась Вифлеемской звездой...
Традиция рождественского дерева соблюдалась также в том, что ёлка увенчивалась Вифлеемской звездой...

Новый обычай, введенный Петром I приживался в России с большим трудом и даже спустя столетие, в начале XIX века, ёлки ставились только в домах петербургских немцев.

Постепенно к 1850-м годам ёлка стала входить в традицию русского общества, а к концу XIX века стала уже неотъемлемым атрибутом праздника Рождества Христова. Так как государство жило по юлианскому календарю, по старому стилю, то вначале праздновали Рождество Христово, а потом уже встречали Новый год, отсюда и ёлка была в первую очередь Рождественская, а не новогодняя.

Известный русский писатель Иван Шмелев в своем романе «Лето Господне» пишет: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами».

Со второй половины XIX века на ёлках начали развешивать картонные игрушки, а в конце XIX — начале XX века появились в продаже особые ёлочные украшения, в том числе стеклянные шары, сначала немецкого, затем российского производства. Чем только не наряжали елки, в ассортимент украшений входили: бусы, снег и амуры из невоспламеняющейся ваты, обезьянки, флаги, сусальное золото, стеклянные шары, бонбоньерки, диамант-пудра, зажигательные нитки, комнатные фейерверки. Игрушки изготавливались рабочими артелями, делавшими их из проволоки и бумаги, из ваты и варёного крахмала, иногда на них также клеили литографированные картинки. Продавались также «дрезденские», клееные из картона фигурки. На ёлках раскладывали имитирующие снег кусочки ваты, усеянной блёстками, растягивали нити серебряного и золотого дождя, были очень популярны хлопушки и бенгальские огни. В комнате, где ставили ёлку, было принято ставить много цветов в вазах, украшали цветами и саму ёлку.

К концу XIX века ёлка стала неотъемлемым атрибутом праздника Рождества Христова в русском обществе.
К концу XIX века ёлка стала неотъемлемым атрибутом праздника Рождества Христова в русском обществе.

Традиция рождественского дерева соблюдалась также в том, что ёлка увенчивалась Вифлеемской звездой - засиявшей в небе предвестницей Рождества Господня, а блеск огней и свечей на ёлке, её блестящее украшение символизировали сияние «благодатного света», пронизывающего мир после Рождения Христа.

С началом гонений на Православие, после 1917 года Рождественская ёлка попала в немилость. Власть, видя в ней христианские корни, ввела запрет на установку и украшение Рождественской ёлки. И только в 1935 году, второй секретарь ЦК ВКП(б) П. П. Постышев предложил товарищу Сталину вернуть ёлку в жизнь людей и устраивать новогодние ёлки для детей советских тружеников. Идея была принята и воплощена в жизнь по всей стране в считанные предновогодние дни.

Конечно, весь религиозный рождественский подтекст и смысл были изменены на новогодний и мирской. Украшение новогодней ёлки потеряло свою рождественскую символику и обрело символику советскую, а Вифлеемская звезда, венчавшая ёлку, была заменена на пятиконечную пентаграмму. В войну на ёлках появились игрушечные танки, солдаты, собаки-санитары, пистолеты, гранаты и винтовки. К 1950-м годам появляются сказочные персонажи: снеговики и снегурки, снежинки и клоуны, красные шапочки, звездочёты. На ёлке горели гирлянды электрических лампочек. Под ёлкой ставились гипсовые или ватные куклы, изображающие Деда Мороза и Снегурку. В 60-е годы появились игрушки изображающие ракеты, космонавтов и кукурузу.

Со времен падения СССР и восстановления Православия и православных храмов в России, потихоньку начали возрождаться и дореволюционные традиции. Ёлка перестала быть атрибутом только новогодним, праздник Рождества Христова стал возвращаться в жизнь миллионов людей. Начала возвращаться и рождественская символика: Вифлеемская звезда, ангелочки, иконки, рождественские игрушки – все это стало вновь частью украшения уже рождественско-новогодней ёлки.

Появилась возможность украшать монастыри и храмы к празднику Рождества Христова, ставить в них ёлки, развешивать электрические разноцветные фонарики, делать Рождественские вертепы, напоминающие всем о тех давних, но великих событиях, произошедших более 2000 лет назад.

Фото

Видео

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 415653

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+5°
сегодня в 10:59
Ветер
1.3 м/с, ЮЮЗ
Осадки
0.8 мм
Давление
757.7 мм рт. ст.
Влажность
92%