Память святых сорока Севастийских мучеников — воинов-христиан, пострадавших в начале IV века от рук язычников, отмечается на Валааме с торжеством и большой любовью к ним. И всегда накануне этого праздника в Валаамском монастыре пекут «жаворонков» − в память сорока воинов-мучеников.
"... а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки. Каждое утро вижу я их в трапезной: глядят из сухарницы востроносые головки с изюминками в глазках, а румяные крылышки заплетены на спинке. Жалко их есть, так они хороши…»
И.С.Шмелев "Лето Господне"
На Руси церковный праздник – день памяти сорока мучеников Севастийских – называли Жаворонки и обычай этого дня – печь постные булочки в виде птиц – «жаворонков».
Память святых сорока Севастийских мучеников — воинов-христиан, пострадавших в начале IV века от рук язычников, отмечается на Валааме с торжеством и большой любовью к ним. И всегда накануне этого праздника в Валаамском монастыре пекут «жаворонков» − в память сорока воинов-мучеников.
Сладкое послушание
В своей мирской жизни 45-летний трудник Сергий из Москвы, несущий сейчас в Валаамской обители послушание кондитера, успел побывать и налоговым инспектором, и заместителем начальника крупнейшей московской базы по оптовой продаже овощей и фруктов, и реквизитором на ведущих киностудиях Москвы. Последняя его работа, по промыслу Божию, была таксист.
Кроме того, Сергий отучился три года в Московском теологическом институте харизматов-пятидесятников.
– Хотя я получил там ученую степень бакалавра богословия, – рассказал Сергий, – моя душа тянулась к чему-то другому. Харизматическое учение – это мыльный пузырь. Он, может, красиво переливается, но он пустой. У протестантов дают условные знания, которые не спасают, а надмевают. Протестантизм взращивает в человеке гордыню. Моя душа оставалась мертвой, у меня был духовный кризис. И как-то раз вечером я молился Богу и просил: укажи мне путь, мне очень нужен совет. В то время я работал таксистом. Утром у меня был вызов на Курский вокзал и в мою машину сел человек в рясе, как впоследствии оказалось, игумен Мефодий из Валаамского монастыря. Мы разговорились, и он пригласил меня приехать на Валаам на Великий пост. И Бог так устроил, что через некоторое время я смог сюда приехать… По сравнению с мирской жизнью, в духовном плане здесь значительно лучше. В миру правят деньги. Они необходимы, но зло состоит именно в том, как люди относятся к деньгам. Некоторых они порабощают, и уже не человек управляет деньгами, а деньги человеком. Я считаю, в монастыре должны побывать все: паломником или трудником. Сама атмосфера монастыря дает правильное направление, вектор движения. Особенно молодежи это необходимо в наше время. Конечно, в монастыре меньше удобств, чем в миру, но зато укрепляется дух.
Пробыл Сергий на Валааме два года (с 2009 по 2011 гг.), сначала он топил печи в храме по ночам, потом был помощником повара, затем поваром. И хотя ему пришлось по некоторым обстоятельствам покинуть Валаам, в июне 2015 года он приехал сюда вновь. Теперь он несет послушание кондитера.
– Какое бы послушание ты ни делал, – говорит он, – главное – это духовное возрастание. Чем бы ты ни занимался, надо быть с Богом. Конечно, для меня, как кондитера, немаловажно, чтобы мое послушание приносило пользу братии. Если моя выпечка нравится отцам, то и я доволен. Может отчасти здесь есть тщеславие, но если благословлено такое послушание – значит, надо смиряться. Господь так устроил, что у меня есть время и потрудиться, и помолиться.
На послушание Сергий идет сразу после полунощницы, в начале седьмого. Выпечку он готовит разную: коврижки, коржики… Перед тем, как начать работу читает «Молитву пред началом послушания». Для того, чтобы испечь постные коврижки, требуется в день 10 кг муки, 5 кг сахара, 5 бутылок нерафинированного подсолнечного масла, плюс сода, уксус, соль, корица или ваниль. Сергий рассказывает о процессе приготовления: «С молитвой просеиваю муку, смешиваю ингредиенты, закладываю все в тестомес, окропляю святой водой. Пока тесто перемешивается, сижу и молюсь. Затем раскладываю тесто по формам и ставлю в предварительно разогретую печь. Коврижка выпекается 50 минут. Если предварительно плохо помолишься, то все идет как-то не так: то тесто плохо взойдет или, к примеру, соду с солью перепутаешь. Здесь монастырь, и действуют духовные законы». Выпечка из монастырской кондитерской идет на братскую трапезу и в скиты.
В воскресные и праздничные дни, в зависимости от того постный день или нет, по благословению отца келаря, начинает баловать и утешать братию: может приготовить сырные шарики, ватрушки, пирожки с творогом и повидлом, расстегаи, многослойные коржи. На Пасху традиционно приготовит куличи. Самые тяжелые дни для кулинаров – это пасхальные дни. Каждому насельнику монастыря изготавливается малый куличик. Все скиты и трапезные сполна обеспечиваются куличами и пасхами: всю Светлую седмицу на каждом столе стоит пасха. А на Пасхальный обед кондитеры всегда пекут что-то особенное: могут подать шарлотку или красивое пирожное. На день Сорока Севастийских мучеников по старой русской православной традиции пекут «жаворонки».
– Отцы не привередливые, – делится Сергий, – но мы по благословению келаря пытаемся разнообразить меню. Когда я был поваром, мы решили сделать манты с рыбой. В их лепке участвовала вся братия, которая тогда несла послушание в келарской службе. Слепили 600 штук. Хотя отцам и понравилось, но я пока не готов это повторить – труд довольно кропотливый.
Летом для паломников ежедневно, за исключением воскресных и праздничных дней, пекутся пирожки: с картошкой, капустой (самые популярные), рыбой, рисом и яйцом. А также булочки с маком и кунжутом и ватрушки с творогом и повидлом. Все в количестве 600 штук.
В кондитерской Валаамского монастыря стоит новое современное профессиональное оборудование: печь, тестомес, миксер. С помощью миксера делается также майонез и ванильный крем, который в праздники используется в приготовлении пирожных.
«Есть ли какие-то секреты валаамской выпечки?», – спрашиваю у помощника кондитера, трудника Виктора. «Нужно находиться в правильном духовном устроении, – ответил он, – тогда и выпечка будет получаться. Тут прямая зависимость. Мне думается, что брат Сергий как раз и старается находиться в таком устроении».
– А история моего знакомства с игуменом Мефодием имела продолжение, – сказал Сергий. – Недавно мой друг-таксист получил вызов. Приезжает. К нему в машину садится монах. «А мой знакомый тоже сейчас живет в монастыре, на Валааме», – говорит друг. «Сергий? Есть такой», – последовал ответ. У моего друга и «челюсть отвисла». «Ну, и как он?», – спрашивает. «Много философствует», – ответил тот. Этим монахом оказался… отец Мефодий. Как из трех тысяч московских такси он сел именно в машину моего знакомого, большая загадка…
На вопрос о планах на будущее Сергий отвечает: «Мои планы на ближайшие двадцать лет – в руках Божиих, как Он управит».