Восстановление кинолетописи Валаама (продолжение)

Событием последних дней стало поступление в архив монастыря трех малоизвестных фильмов о Валааме, созданных на любительской киностудии г. Петрозаводск в 70-тые годы.
Наталья Потапова, кандидат исторических наук  7 937

Событием последних дней стало поступление в архив трех малоизвестных фильмов о Валааме, созданных на любительской киностудии института «Карелгражданпроект» (г. Петрозаводск) в 70-тые годы. Фрагмент документального фильма "Тревожные колокола":

"Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «История, природа и искусство – три самые мощные воспитательные силы в нашем обществе. На Валааме они соединены с необычайной прочностью и три вместе они не утроены в своей действенности, а удесятерены. Поэтому не использовать их, пренебрегать ими и даже разрушать – преступление!»

Чудесен этот уникальный уголок нашей Родины! Но когда мы видим результаты разрушения памятников, гибель садов и лесов, когда мы видим равнодушие тех, кто обязан заботиться о Валааме, охранять его, чувство тревоги не покидает нас ни на минуту.

В начале 20-го века Валаамский архипелаг насчитывал, кроме основного монастырского комплекса, десять скитов и множество других сооружений. Немного потребовалось времени, всего несколько десятилетий, и вот, один за другим исчезают скиты: Ильинский, Авраамия Ростовского, Коневский, Смоленский, ряд часовен. На грани разрушения скиты: Александра Свирского, Предтеченский, Всех Святых, ансамбль Игуменского кладбища. И только старые фотографии доносят до нас их прежний облик. Вот несколько сравнений по Смоленскому и Предтеченскому скитам и внутреннему каре монастыря. Безжалостная рука времени, бездушие и бесхозяйственность способны погубить все, что создавалось веками.

Давно ждал Валаам помощи, помощи быстрой и действенной. И вот, она пришла. Оделись в леса некоторые памятники, а на Преображенском соборе начались реставрационные работы. Появились плотники и кровельщики, штукатуры и каменщики. Но нет нужных материалов, нет специального кирпича, низка организация работ. Все это сдерживает хороший настрой специалистов, не позволяет работать им в полную силу и качественно. А самое главное, что их силы слишком малы, а процесс разрушения идет угрожающими и опережающими темпами. И снова вспоминаются слова академика Лихачева: «Память истории народа и все, что ее олицетворяет – священно!»

* * *

Десять дней назад мы рассказывали о самой старой кинопленке Валаамского монастыря – 1906 год. И сегодня к нам поступили новые киноматериалы.

«Все нараспашку, дела никому не было – ходи, ломай, везде был хлам, завалы, запустение, обезображенные иконы со следами от пуль, исцарапанные надписями, выломанные».

Ушедший век стал временем сугубых испытаний для Валаамской обители. После возвращения Валаамского архипелага в границы Советского Союза уже не оставалось надежды на то, что монастырь восстанет из руин, и потому крепко было у неравнодушных людей желание «остановить мгновение», запечатлеть то, что свидетельствовало о некогда славном оплоте Православия на ладожских скалистых берегах.

Неисповедимы пути Господни, и со временем приходит понимание промыслительности некоторых действий, которая их участниками, возможно, и не осознавалась. Так произошло и сейчас.

Событием последних дней стало поступление в архив трех малоизвестных фильмов о Валааме, созданных на любительской киностудии института «Карелгражданпроект» (г. Петрозаводск) в 70-тые годы. Зафиксировать на пленке то, что еще можно было увидеть, казалось единственно возможным способом сохранить «уходящую натуру». Эти редкие записи со времени показов в любительском киноклубе «Карелия» на рубеже 1970-80-х гг. зрители больше не видели. Состояние записи неважное: фильмы были сканированы сначала со старой пленки 16 мм на VHS, потом с VHS оцифрованы по современным технологиям, что позволило их сохранить, и сегодня пожелтевшие, но все еще живые киноленты восполнили пробелы в летописи возрожденной обители и встали в один ряд с другими свидетельствами многовековой истории Валаамского монастыря.

Все фильмы были сняты группой энтузиастов, работавших в институте «Карелгражданпроект» и занимавшихся изучением и охраной памятников истории и культуры в республике Карелия в 1960-80-е гг. Тогда же они создали любительскую киностудию. Руководил фотолабораторией и киностудией Карелпроекта фотохудожник института Борис Павлович Бойцов (р. 1927). Он был главным оператором студии, а Любовь Николаевна Буренко – его верной помощницей. В состав студии вошли их коллеги: архитекторы Вячеслав Петрович Орфинский (р. 1929), Николай Владиславович Куспак (1919-1998), Эрнст Владимирович Воскресенский (1938-2000) – внесшие большой вклад в изучение историко-культурного наследия республики Карелия.

Благодаря энтузиазму, увлеченности своей работой и прекрасному знанию памятников архитектуры Карелии авторам фильмов удалось собрать документальный материал, с попыткой привлечь внимание к необходимости сохранения памятников, добиваться проведения реставрационных работ, не дать погибнуть, исчезнуть тому, что являло собой яркую страницу истории Православной России.

Самое главное для нас, что кадры кинохроники запечатлели не только красоту валаамских пейзажей, но и состояние монастырских построек на момент начала реставрационных работ. Казалось, что реставрация сможет что поправить, что удастся спасти. Но…

В 1978 году на Валаам участники съемочной группы отправились как обычные туристы – через Сортавалу, билеты купили прямо на теплоходе. Связались с председателем сельсовета, он встретил, помог разместиться в пустых кельях, «обеспечил существование и проезд по острову», возил на своем катере, был рад гостям из Петрозаводска. Вместе они съездили по внутренним озерам, на Святой остров. Тогда еще действовал Дом инвалидов, и потому много видели на острове человеческого одиночества и пронзительных сцен, но рассказать о судьбе обитателей Дома в то время возможности не было…

Сам Б.П. Бойцов хорошо помнил войну: это было его детство, после войны он поступил в Выборге в Училище морской пехоты ВМФ, которое курировал адмирал Н.Г. Кузнецов (в 1947 году училище было расформировано). Потом Борис Павлович был призван на Северный флот. Будучи офицером-подводником, он служил командиром отдельной воинской части.

На острове Валаам Б.П. Бойцова поразила разруха и не просто запустение, а нескрываемый, явный вандализм: «Все нараспашку, дела никому не было – ходи, ломай, везде был хлам, завалы, запустение, обезображенные иконы со следами от пуль, исцарапанные надписями, выломанные».

Разрушались и величественные прежде храмы, умирали деревья – туристы ходили прямо по корням, не думая, что уничтожают тонкий почвенный слой и буквально убивают лес… Страшное впечатление сохранилось в памяти у Бориса Павловича от острова. Он говорит, что во время съемок сознательно не стали подчеркивать ужас положения, но внимательно фиксировали разрушения и особенно то, что еще сохранилось и можно было спасти.

Любовь Николаевна Боренко помогала комплектовать материалы, записывала пленки, которые потом уже в Петрозаводске сводили и монтировали. Очень точно, по мнению Бориса Павловича, передал настроение тогдашнего острова звукорежиссер Олег Голубков, работавший в Радиокомитете звукооператором и звукорежиссером. Он хорошо знал и чувствовал музыку и всегда безошибочно находил в фонотеке и подбирал музыкальное сопровождение к фильмам. Там же записывали дикторский текст к фильму «Слово о Валааме». В фильме «Тревожные колокола» текст читает сам Борис Павлович Бойцов.

В начале 1980-х они во второй раз отправились на остров, чтобы посмотреть, как идет реставрация, о которой много говорили в Карелии. Не ожидали, что работы проводились совсем не так, как надеялись.

Тогда шло восстановление Спасо-Преображенского собора, для работ привезли раствор, современный советский кирпич – не стали восстанавливать исторический. Собор ведь был построен из кирпича, произведенного на Валааме, он отличался от типового советского кирпича и по формату, и по качеству, понятно, далеко не в пользу советского. За эту копеечную экономию Валаамские монастырь потом расплатились сполна – дешевый кирпич быстро набирал влагу, фактически взрывал кладку, и потом при последующей реставрации рабочие монастыря эти кирпичи буквально выскабливали из стен, делая выемки в кладке собора стен, глубиной иногда более 1 метра.

Летопись монастыря 2014 года: "Преображение главного собора Валаамского монастыря".

Производили на старом Валааме и фигурные кирпичи, о которых реставраторы и не мечтали. В конце XIX века при строительстве использовался раствор с натуральными добавками, очень прочный, а во время реставрации бригада работала по-советски, так, что казалось: скоро придется устранять недоделки, как в новостройке. «Результат виден был сразу, что это все это держаться не будет, – тут подмажут, тут не доведут, все "на соплях"…», – вспоминает Борис Павлович. На скорую руку сколоченные, шатающиеся леса, ведро на веревке, в котором наверх поднимали застывавший в пути раствор, несколько рабочих, неспешно бродивших по стройке… Не о таком восстановлении мечталось архитекторам.

По инициативе профессора Вячеслава Павловича Орфинского, ныне действительного члена Российской академии архитектуры и строительных наук, на Валаам приезжало несколько экспедиций. Вячеслав Павлович отправлял туда своих студентов с кафедры архитектуры Петрозаводского университета. Орфинского интересовали закономерности построения архитектурно-ландшафтных ансамблей – единство преобразуемой человеком природы и архитектурных памятников, создаваемых специально под существующий ландшафт, гармоничное единение природы и архитектурной среды. По словам академика Орфинского, «на Валааме вскрылись мучительные поиски архитекторов — преодоление ими шаблона классицизма, попытки вернуть сооружениям национальное звучание. В частности, это проявилось в постройках А.М. Горностаева».

Виктор Рафаилович Рывкин работал над кандидатской диссертацией под руководством академика В.П. Орфинского. Во время экспедиций, вооружившись приборами, они делали геодезические обмеры, съемку дорог, пытались восстановить систему посадок, служивших фоном для архитектуры, проводили инвентаризацию и консервацию памятников, ратовали за привлечение ландшафтного архитектора к реставрационным работам. Боролись с планами советской реконструкции острова, предложенными «Союзкурортпроектом», спасали остров и его лес от гибели, мобилизовали усилия, искали средства, писали книги, диссертации, снимали фильмы…

В настоящее время киноленты хранятся в личном архиве Б.П. Бойцова и были им любезно предоставлены Валаамскому монастырю. Сейчас Борис Павлович работает над мемуарами, будут в них и страницы о Валааме.

Найти фильмы удалось благодаря помощи сотрудника Паломнической службы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Марии Ивановой, а получить их копии помогла специалист отдела популяризации объектов культурного наследия Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелии Елена Балыкова. Летопись Спасо-Преображенского Валаамского монастыря пополнилась новыми страницами, на сей раз кинематографическими – тремя фильмами:

«Тревожные колокола». Оператор Б.П. Бойцов, ассистент оператора Л.Н. Буренко, авторы сценария и режиссеры Э.В. Воскресенский, Н.В. Куспак, С. Кирпушкина, звукорежиссер О. Голубков. Петрозаводск, начало 1980-х гг.

«Угрюмый край, туманный край…». Операторы Б.П. Бойцов, Л.Н. Буренко, звукорежиссер О. Голубков, авторы сценария и режиссеры С. Кирпушкина, Н.В. Куспак. Петрозаводск, 1980-е гг.

«Слово о Валааме». Оператор Б.П. Бойцов, ассистент оператора Л.Н. Буренко; авторы сценария В.П. Орфинский и В.Р. Рывкин, звукорежиссер О. Голубков. Народная киностудия института «Карелгражданпроект», Петрозаводск, 1978.

Фото

Видео

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-3°
сегодня в 14:07
Ветер
6.7 м/с, ЮЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
760.1 мм рт. ст.
Влажность
93%