Отцы, братия и сестры, в пятую неделю Великого Поста Святая Церковь празднует память Преподобной Марии Египетской. А еще в этом году праздник приходится по церковному календарю на 1 апреля — день ее блаженной кончины. Переходящий праздник совпал с днем ее памяти. В четверг мы слышали житие Преподобной, которое многие христиане хорошо знают. Но, каждый раз, слушая жизнеописание святой, не перестаешь удивляться тому необыкновенному чудесному преображению — как великая грешница становится великой святой. Святитель Игнатий пишет о таких необыкновенных людях: борьба и подвиг их были особенными событиями в подвижничестве: они не могут служить вполне руководством для всех подвижников. Можно и должно подражать по возможности силе произволения, решимости, вере, самоотвержению этих угодников Божиих; но самый подвиг остается неподражаемым.
Давайте присмотримся к Марии. Кем она была? По ее словам, оставив любящих ее родителей, она уже с юных лет предавалась порокам. Без родительского надзора возросла она в законченную порочную женщину — блудницу и пьяницу, искавшую радость в распутстве и винопитии. Причем такая жизнь ее совсем не тяготила — ей нравилась так жить. Особенных укоров совести, похоже, не ощущала. Да и страха Божия вовсе была чужда, потому как, даже в паломничестве, на пути во Святую Землю, она с упоением соблазняла на блуд многих паломников — людей, направлявшихся во Иерусалим на поклонение Честному и Животворящему Кресту. Склоняла на блуд не только взрослых блудников, но и молодых людей, возможно, даже непорочных. Представьте себе, скольких она соблазнила к осуждению своим поведением! Возможно, многие, глядя на ее разврат, посчитали ее исчадием ада, наследующей вечный огонь, впрочем, на тот момент оно так и было.
Но бесконечна и непостижима милость Божия к людям, даже к великим грешникам, к тем, кто уже стремглав летит в зияющую бездну ада. И вот Мария, которая несется во весь опор к верной погибели своей безумной жизни, буквально останавливается ударом о Церковный порог! Поток паломников заносит ее в храм Божий. Неожиданно какая-то сила не дозволяет ей пройти дальше церковного порога. Входят все, а она не может! Несколько безуспешных попыток прорваться дальше ни к чему не приводят. Она в недоумении. Возможно даже, она видела, как в храм свободно входят те, с кем она блудила! Ее недоумение вдруг сменяется пронзительным и ярким, как молния, озарением — так вот настолько я грешна и противна Богу, что меня не допускают в храм, как будто нечистую силу или нечистое животное! В один яркий миг она осознала свое положение в этом мире — то место, которое она заслужила! Ей открылась бездна ее падения. И тогда Марии, со всей силой ее раненой души, захотелось вырваться из этой адской бездны. Ей так захотелось наверх, к чистому, светлому, прекрасному, божественному, что всей мощью этого чувства она возненавидела свою прожитую бесовскую жизнь! Возненавидела до смерти! И, как бы в ответ на такой ее порыв, благодать Божия мгновенно, сошла к ней, кающейся грешнице. Божия благодать, привлеченная глубоким покаянием Марии, была так необыкновенно велика, что придала ей сверхъестественную силу. Из храма Господня Мария ушла прямо на свою Голгофу. Она ушла в пустыню как на смерть — это была смерть прежней Марии, которая лишь растянулась на долгие 48 лет.
Братия и сестры, если и мы ищем истинного покаяния, ищем реального изменения своей жизни, нам нужно с подобной же силой возненавидеть свое греховное состояние. Насколько ты ненавидишь свой грех, настолько, в действительности, хочешь от него избавиться. Человек, который кается в грехе, но не имеет ненависти к нему, еще не вполне кается. «Ненависть ко грехам – признак истинного покаяния, решимости вести жизнь добродетельную» (ПСТ т.1 «О любви к Богу») — пишет Святитель Игнатий. И еще: «Враждою твоею ко греху, столь ненавистному для Всесвятого Бога, покажи и докажи любовь твою к Богу». Отношением человека ко греху определяется и образ его жизни. Те христиане, кто возненавидел грех, кто не терпит даже малейшего зловония греха, идут путем спасения. Они идут узким путем, ведущим к Богу и Его Царству. Те, кто то оттолкнет грех от себя, то вновь приблизит его к себе — те идут по бездорожью, и куда они выйдут — неизвестно. Можно вернуться на спасительную путь непримиримой вражды с грехом, но можно и завернуть на широкую дорогу дружбы со грехом, ведущую в пагубу.
Как нам начать ненавидеть грех? Святитель Игнатий советует: «Душа знающая, что она обязана исповедать грехи свои, …этой самой мыслью, как бы уздой удерживается от повторения прежних согрешений; напротив того – не исповеданные грехи, как бы совершенные во мраке, удобно повторяются. Исповеданием грехов расторгается дружба с грехами… Если ты стяжал навык к грехам, учащай исповедь их… кто исповедует грехи свои, от того они отступают, потому что не терпят обличения и позора». И еще надо бояться коварства в отношениях с Богом, т.е. согрешать произвольно в надежде на будущее покаяние. Святитель пишет об этом: «Грешащего произвольно и намеренно, в надежде на покаяние, поражает неожиданно смерть, и не дается ему времени, которое он предполагал посвятить добродетели».
Итак, исповеданием грехов расторгается дружба с грехами. Но как быть, если грехи так вкоренились, что мы хотя и каемся, но вновь повторяем их? Как нам отвыкнуть от привычных грехов, как перестать шататься из стороны в сторону, когда утром каемся и сожалеем о грехе, а вечером спокойненько его совершаем? И такое повторяется изо дня в день. Так что нередко приходит помысел: «А действительно ли мы веруем Христу?». Ощущая в своей душе настойчивую потребность перемен, мы подчас стараемся изменить окружающие условия жизни, думая, что внешние изменения придадут толчок к духовным переменам. Да, перемены нужны, но эти перемены должны быть не во вне, а внутри нас. Не внешние обстоятельства «сквернят», но скверное сердце порождает греховные навыки.
Святитель Игнатий говорит: «Для того чтобы изгладить из сердца навыки греховные, вкоренившиеся в него долгим временем, нужно время, нужно постоянное пребывание в покаянии. Постоянное покаяние состоит в борении с помыслами и ощущениями…смиренной молитве, в частой исповеди. Когда святого Исаака Сирского спросили: «Что есть покаяние?» — он отвечал: «Сердце сокрушенное и смиренное». Преподобная Мария, узрев глубину своего падения и возненавидев грех до смерти, получила такое сердце сразу, потому что и решимость имела до смерти; и потом всю жизнь несла необыкновенные скорби и лишения под стать великому дару. Нам же, немощным, нужно время и постоянное сокрушение духа — то есть мы должны запастись терпением и постоянством. Итак, чистое исповедание своих грехов, борение с греховными помыслами и ощущениями, смиренная молитва и сокрушение духа порождают в нас со временем ненависть ко греху, созидают в нас Божией силой «сердце сокрушенное и смиренное», без которого невозможно угодить Богу, – то, что преподобная Мария получила сразу и никогда уже не теряла.
Мы любим святую не только за ее великие подвиги, но и за то, что она, будучи одержима многими пороками, и благодатию Божиею освободившаяся от них, может посочувствовать и нам, утопающим во грехах и потерявшим всякую надежду на исправление. Несомненно верим, что она с любовию и сочувствием состраждет нам, блудникам, и внемлет нашим к ней молитвам. Да, дарует, ее молитвами, Господь и нам, так часто и тяжко грешащим, подобно ей некогда, хотя бы немного, от силы ее покаяния, желания чистоты и святости. Аминь!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481301