Наша жизнь скоротечна и непредсказуема, часто с неожиданными последствиями. В правилах дорожного движения написано, как вести себя в той или иной ситуации, и они являются ориентиром безопасности. А как же в жизни, когда сложных ситуаций в разы больше? Кто поможет? Где искать ответы на трудные вопросы?
Кто-то скажет: всё уже написано в Библии, в трудах святых отцов, все вопросы разобраны на Апостольском и Вселенских Соборах – там ищите ответы. Другие говорят: среди наших современников нет достойных примеров, тех, кто мог бы духовно помочь и наставить. Те же, кто соприкасался, знал и общался с такими людьми, спокойно ответят: вот же он, поглядите на этого человека и вы посмотрите на многие вещи совершенно иначе.
Отец Мефодий как раз был для нас таким примером, он имел большое влияние на свою паству не только в монастырской жизни, но и в мирской, общественной. Облечённый доверием и любовью людей он день за днём проявлял любовь и знал, что всех людей, принадлежащих к разным сообществам, имеющих разные интересы и взгляды на жизнь, может объединить только Господь и вера в Него. И батюшка своими делами, образом жизни, словом указывал этот путь спасения, содействуя изменению внутреннего мира человека, понимая важность и значение пройденного для вечности жизненного пути.
В 90-е годы прошлого века он перенимал духовный опыт и традиции валаамских подвижников, чтобы в будущем передать их своим чадам.
Такими словами вспоминает отца Мефодия начальник Никольского скита иеромонах Гедеон: «Хорошо помню отца Мефодия с 1998 года. Меня удивило, что он тогда ежедневно служил Литургию или сослужил, а службы в то время были долгие, да ещё два раза в неделю по полтора часа служили молебен с акафистом преподобным Сергию и Герману. Не знаю, сколько это длилось, – год, два, может быть больше, – но это был большой духовный заряд, ведь человек меняется путём молитвы, причащения, ежедневного общения с Господом. Помимо храмовой службы у отца Мефодия была келейная молитва, и самостоятельная, и с братьями. Он собирал братьев по два, три человека для совместной молитвы и общения. Я слышал, что они вместе пели или читали молитвы, потом угощались кофе, разговаривали. Было видно, что он через молитву растёт как монах».
После смерти батюшки врачи обнаружили на его коленях мозоли. Это признак ежедневного молитвенного делания монаха. Так молился царь Соломон при освящении Иерусалимского храма (Цар. 8:54), пророк Даниил в плену вавилонском (Дан. 6:10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящён Господом нашим Иисусом Христом (Лк. 22:41) и вошёл в практику христианской Церкви (Еф. 3:14).
Всегда с теплом, трепетом и любовью отец Мефодий отзывался о своём друге и соработнике – Игумене Валаамского монастыря епископе Троицком Панкратии: «Я вот уже много лет нахожусь под духовным руководством нашего Владыки и могу сказать, что он, став архиереем, совершенно изменился. Он стал ещё более мудрым, более мягким, более любвеобильным. Святой Дух Пятидесятницы сошёл на него. Конечно, новые обязанности возложили на него дополнительные заботы, и у нашего наилюбимейшего Владыки нет сейчас возможности уделять нам столько же времени и внимания, как прежде. Но мы ничего не потеряли! Мы получили богомудрого архиерея, который руководит нашей святой обителью».
Батюшка руководил службой по приёму гостей и паломников, курировал различные проекты. Это очень тяжкий труд, особенно когда ты несёшь ответственность за других людей перед Богом, приобщаешь их ко Христу. Во время своих подвигов на Валааме схиигумен Иоанн (Алексеев) так выразился об ответственных должностях: «Всё же если человек куда сам не стремится, и выбирают его на какую-либо должность, значит, на это есть воля Божья, и Господь поможет; а от неприятностей никуда не уйдёшь. Куда бы человек ни ушёл – они с ним пойдут».
После окончания паломнического сезона отец Мефодий всегда уходил в затвор. Удивительно было и то, что батюшка не покидал обитель на время отпуска, а выезжал из монастыря только по просьбам его духовных чад, например, освятить квартиру или поисповедовать и причастить человека в больнице.
В феврале 2021 года, в день 60-летия отца Мефодия, наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел совершил паломничество на Валаам. Он сказал о батюшке такие слова: «Отец Мефодий очень скромный. Он так может общаться с людьми, как никто другой. Он привёл десятки тысяч людей к Богу. С кем-то пошутит, для кого-то споёт, кого-то погладит по голове, кому-то что-то даст... Это настолько людям дорого. И он делает всё это не для себя, не щадя своих сил, а для вас, меня, для каждого человека. В каждое время есть люди, которые всецело отдают себя монастырю, живут его жизнью.
Думаю, что отец Мефодий уже очень много сделал и ещё сделает. Как чтут его в Македонии! Ну представьте себе, Берлускони даёт ему самолёт лететь на похороны к маме. Ну кому ещё дадут? К кому приедет на исповедь Президент Владимир Путин? Конечно, к батюшке. А он, знаете, так… любя, но тебя «развернёт». Ты даже не заметишь, он тебя не огорчит, но так всё преподнесёт, что ты подумаешь: «Боже мой, ну как я раньше сам не мог додуматься, что это так, как он мне сейчас сказал?!».
Завершим эту статью словами начальника Смоленского скита, регента братского хора иеромонаха Давида: «Отец Мефодий – это целая эпоха нового возрождённого Валаама. Теперь, когда прошло несколько месяцев с момента его преставления, можно отметить, что его кончина, по крайней мере для нас, была трагической. Промыслом Божьим он как бы был выхвачен из наших рядов.
И история этого нового, возрождённого Валаама разделилась: до смерти отца Мефодия и после. Его жизнь – это значимая веха в нашей монастырской истории, потому что всем, кто параллельно с ним исполнял различные ответственные послушания, совершал служение, пришлось значительно скорректировать свою деятельность, чтобы хоть как-то попытаться сохранить тот высокий уровень духовной атмосферы, христианской, евангельской, доброй, семейной, атмосферы любви, которую создал батюшка».
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472835