Трудами братии Валаамского монастыря: "Что ищут люди за стенами старейшей русской обители ?"

В свободное время бывают и костры, и песни под гитару, и чаепития. Скучать некогда. И знаете, здесь хочется писать настоящие письма родным, знакомым. И сказать не банальное, а что-то от души, от сердца. Не электронные письма, не эсэмэски, а настоящие, на бумаге.
26.08.2016 Трудами братии монастыря  15 979
Вы знаете, что такое «валаамка»? Это такое состояние, когда человек не может не поехать на Валаам. Потому что тянет. Те, кто ощущает эту силу притяжения, приезжают сюда по многу раз – трудниками, паломниками, волонтерами, просто туристами.

КАК ПРОЙТИ В БИБЛИОТЕКУ

Мне тоже тяжело не поехать на Валаам. И в этот раз поехала, захватив с собой в дар монастырю старинную подшивку журнала «Русский паломник», чудом сохранившуюся в моей семье, не ушедшую в огонь печурки в дни блокады, когда, чтобы выжить, топили мебелью и книгами.

Поэтому краткий экскурс по монастырю начался именно с посещения библиотеки. Она делится на собственно библиотеку и переплетную мастерскую, в которой трудами братии реставрируются дореволюционные издания. Их мало, потому что большинство уникальных старинных фолиантов были вывезены в Финляндию, в Новый Валаам, после окончания советско-финской войны.

Тогда Валаам лишился 20 тысяч томов. Еще 10 тысяч томов за годы запустения при советской власти разошлись неведомо куда. Конечно, обитель покупает много книг, но это новые издания. Поэтому если у кого дома лежат ненужные старинные книги церковно-богословского содержания, то монастырь с радостью их примет. И совсем не обязательно ехать на Валаам, проще оставить на подворье в Петербурге (можно написать по адресу info@valaam.ru).

Еще монастырь просит передавать в дар старые фотографии монастыря. Ведь в середине девятнадцатого века на Валааме уже была создана своя фотомастерская, и число послушников, которым в обязанность вменялось запечатление на пленку жизни обители, доходило до 20 (!).

– У нас немало читателей. Среди братии много тех, кто учится в семинарии, им необходима литература по богословию. Миряне интересуются книгами для тех, кто только приходит к вере, –поясняет отец Амвросий (Лагутаев), библиотекарь.

К слову: современное монашество пользуется и электронными книгами, интернетом – но только в часы работы библиотеки, а в монастырском интернете установлены программы, ставящие запреты на все сомнительные сайты.

МОНАСТИКО ИЗ ВЕНСКОГО ПОГРЕБА

Известно, что до революции здесь жила тысяча монахов. И все необходимое для жизни на острове делалось здесь: сапоги и свечи, смоляное производство и кирпич…

Монахи старательно восстановили старую ферму. Условия содержания животных – идеальные, кругом чистота и порядок. На ферме сейчас содержится более 80 коров, ради них на северном острове начали высаживать зерновые культуры – чтоб разнообразить «коровье меню». А один из пастухов – монах Авель – даже играет коровам на дудочке.

Два года назад здесь создали сыроварню, монахи даже ездили обучаться в Италию. Оттуда же привезена часть оборудования. Итальянские сыроделы поныне здесь желанные гости. Созревает сыр в так называемом венском погребе. Это исторический ледник фермы с давних времен.

– Нужно время от времени переворачивать головки сыра, чтоб сыр «дышал», смотреть, чтоб его поверхность была ровная, – уточняет работающий на ферме инок Илья (Туркин).

Ферма полностью обеспечивает братию молоком, кефиром, творогом, сыром. Немного сыра остается на продажу: его можно встретить в местном поселковом магазине. Названия звучат завораживающе: монастико (твердый), качотта (полутвердый), рикотта (мягкий).

Неподалеку от фермы расположены садки для разведения форели – американской. Как мне пояснили, американская форель лучше развивается в неволе, лучше «ходит кругами»: привычка. В монастыре выращивают до 200 тонн форели. Мечтают о строительстве цеха по переработке рыбы, проще говоря, о своем рыбозаводе. Но нужны помощники – инвесторы.

А БОМБА НЕ ВЗОРВАЛАСЬ…

– Восстановить за 25 лет построенное веками физически невозможно. Даже если были бы средства, – говорит епископ Троицкий Панкратий, игумен монастыря. – Ведь главное – это богослужение, жизнь обители. Поэтому мы не стремимся к максимальным темпам, все делаем постепенно и надолго.

Валаамский монастырь отмечает в декабре 15-летие с момента начала восстановления обители

– Сейчас мы воссоздаем утраченные скиты – и прежде всего исторический Авраамиевский и строения на Порфирьевском острове, – добавляет монах Ефрем (Мухин), эконом обители. – Потому что главная проблема – не хватает места для заселения людей, которые хотят ближе познакомиться с жизнью монастыря, поучаствовать в богослужениях, а не довольствоваться однодневной экскурсией.

В этом году проблема обострилась из-за катастрофы: на Пасху выгорело историческое белокаменное здание Зимней гостиницы, где располагались школа для 12 воспитанников, две гостиницы для паломников и больше двадцати квартир. Во время пожара пришлось эвакуировать около 100 человек. К счастью, никто не пострадал.

Вам даже расскажут, что от огня не взорвалась авиабомба, которую нашли буквально несколько дней назад. Она застряла в перекрытиях с военных времен, причем о таком опасном соседстве до пожара никто и не подозревал.

Монастырю срочно пришлось арендовать теплоход, который ныне стоит в бухте возле центральной усадьбы и выполняет роль гостиницы, ведь потрудиться в обитель приезжают в год 700 человек, остальным отказывают – негде селить. Зато в новом здании планируют помимо гостиницы разместить духовно-просветительский центр «Валаам», курсы иконописцев и валаамского песнопения, музей обители.

ВСТРЕТИТЬСЯ С САМИМ СОБОЙ

Трудники, паломники и богомольцы, волонтеры – особая категория. Они приезжают на остров и работают на послушаниях. От трудников ожидается соблюдение монастырского устава, под паломниками подразумеваются все-таки люди православные. Богомольцы – слово говорит само за себя. От волонтеров посещение служб не требуется, они могут быть только на пути к вере.

Это те люди, которым довелось увидеть Валаам как бы изнутри. Не просто «сделать селфи» на фоне достопримечательности, а самому принять участие в потаенной жизни монастыря.

Фронт работ обширен – например, монастырские сады. Я оказалась в одном из них – Аптекарском.

– Сейчас собираем яблоки, крыжовник, смородину. Яблони у нас есть плодоносящие, которым уже 150 лет. Соки делаем, варенье варим, – рассказывает трудница Фотиния из Минска. – Ферментированные чаи делаем – с малиной, грецким орехом. Из трав – лекарственные сборы, потому что сами сеем иссоп, шалфей лекарственный и мускатный, лофант анисовый, календулу и другие травы.

Дмитрий из Петербурга вообще работает в детском музыкальном театре.

– Я здесь первый раз. Что касается условий, то они хорошие, кормят вкусно. Здесь такие изменения в душе происходят – словами не передашь. У меня пока в голове все словно в разобранном виде. Как машина разобранная. И я смотрю на детали, анализирую, – делится ощущениями Дмитрий.

Волонтеров я застала возле работного дома, где они живут. Шло послеобеденное распределение «по работам».

– Сейчас пойду на колку дров. А еще я две ночи через две дежурю на полях. Там нужно пугать лосей, чтоб на поле не зашли. Шумим, гремим, – уточняет Алексей из Ижевска. – Сейчас у меня пора перемен: нужно многое переосмыслить.

Марина из Череповца, собирающаяся на прополку свеклы, призналась, что на Валаам каждый год, как на смену, – на три недели.

– У нас здесь есть как очень верующие, так и еще не определившиеся.

Иностранцы тоже волонтерами приезжают. В свободное время бывают и костры, и песни под гитару, и чаепития. Скучать некогда. И знаете, здесь хочется писать настоящие письма родным, знакомым. И сказать не банальное, а что-то от души, от сердца. Не электронные письма, не эсэмэски, а настоящие, на бумаге. Настрой такой.

Сами монахи не видят в этом ничего удивительного, ведь известно, что на Валаам приезжало множество паломников из всех слоев русского общества. Через исповедь у старцев, через общение с монахами, через молитву, особый духовный строй монастырского богослужения люди хотят соприкоснуться с миром иным, горним (то есть небесным), очистить и исправить свою жизнь. Это было раньше, и это возрождается сейчас.

…У каждого, кого приворожил остров, появляется свой «маленький Валаам». Это может быть извилистая бухта, вид со скалы, сумерки в пихтовой аллее, сияние куполов в лунные ночи. Это то, что будет еще долго сниться. Для тех, кто, уехав, будет скучать, могу сообщить – здесь установили пять веб-камер с видом монастыря.

Камеры ведут прямую трансляцию на сайте монастыря.

«Это не забава, веб-камеры очень помогают вертолетчикам и отчасти морякам знать реальные метеоусловия на Валааме в режиме онлайн», – объяснили монахи. Но главное – есть даже отдельная камера с видом на Никольскую бухту, откуда каждый вечер уходят большие белые теплоходы. Красота небесная…

Татьяна Тюменева

"Вечерний Санкт-Петербург"


Валаамский монастырь нуждается в Вашей помощи для восстановления Зимней гостиницы после пожара

Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 473727

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+2°
сегодня в 11:11
Ветер
7.6 м/с, ЮЮЗ
Осадки
4.4 мм
Давление
755.8 мм рт. ст.
Влажность
93%