Кинохроника старого Валаама

Редчайшие документы монастырской жизни - кинохроника одного из паломничеств на Валаам, совершенную в 30-е годы двадцатого века. В этом фильме перед зрителем предстанет старый Валаам, его монахи и старцы, валаамские храмы и скиты до разрушения.
09.12.2016 Трудами братии монастыря  11 656
Богоизбранная обитель, святая земля Валаама. В течение 10 веков возносятся здесь молитвы ко Господу. Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман утвердили на пустынных Ладожских островах монашеское житие.

Подвиг их, сокрытый в глубокой древности, являет собой тайну Божию. Великие молитвенники жили они во имя Христово, просвещали землю и населявшие ее народы, молитвой преображая холодные Валаамские скалы, ведая, по промыслу Божию, избранность этой святой земли.

В глубокой древности рождается молитвенное почитание Валаамской земли, ее святынь.
Во все времена здесь искали истину и правду, приходили сюда , чтобы увидеть жизнь по заповедям Божьим в любви к Богу и людям.

Так было в древности, так было и в 19 веке, когда из Петербурга на Валаам стали регулярно ходить небольшие пароходы. Паломниками были крестьяне, мастеровые со всей России, приезжали сюда художники, писатели, музыканты. Благочестивыми Валаамскими паломниками были и русские государи. Молитва здешних иноков утешала всех, свет Христовой любви согревал души.

Паломничество к святым местам один из благочестивых христианских подвигов, особенно почитаемых на Руси. Путь, молитва, изменение души своей и жизни, прикосновение к святости. Сколько воспоминаний о паломничестве на Валаам было написано в 18-19 веках. Сколько благодарностей ко Господу и преподобным Сергию и Герману.

В 20-ом веке в 1918 году Валаамский монастырь оказался за пределами России, на территории Финляндии. Разделение с Россией было трагическим, но в судьбе обители вновь был явлен особый промысел Божий. В 30-е годы на Валаам приезжали русские люди, рассеянные по всему миру трагедией революции. Потерявшие Россию, они находили Родину с ее устоями, верой, храмами здесь, на обетованной святой земле Валаам.

Перед вами редчайшие документы монастырской жизни - кинохроника одного из паломничеств на Валаам, совершенную в 30-е годы двадцатого века.


Эта запись сохранилась в финских архивах. В этом фильме перед зрителем предстанет старый Валаам, его монахи и старцы, валаамские храмы и скиты до разрушения.

Таким был монастырь в 20-ые, 30-ые годы нынешнего столетия, чем он стал для мятущегося, бушующего мира, чем он остается для каждого верующего сердца и поныне. Избрала Валаам как дом свой Матерь Божия, явив в начале 19-го века чудотворную икону-Валаамскую. Почитание этого образа насельниками обители как одной из главных святынь монастыря началось еще в 1897, когда по молитвам перед образом святым получила исцеление от тяжкого недуга одна из благочестивых верующих.

Переписку с многочисленными паломниками, с валаамскими иноками ,оказавшимися за пределами родного Валаама , вел отец Иувиан, архивариус, летописец Валаамской обители, много лет здесь он нес свое послушание. Из письма отца Иувиана Алеше Ридигеру, нынешнему святейшему патриарху Русской Православной Церкви, тогда впервые посетившему обитель в конце 30-х годов девятилетним мальчиком: «Милое Дитя о Господе, Дорогой Алешенька! Большое Тебе спасибо за Твое милое и трогательное письмо, которое глубоко меня умилило. Верь, дорогой Алешенька, что детская твоя молитва особенно угодна Господу.»

Могучий звучный голос валаамского колокола созывает на молитву. И спешит братия из отдаленных скитов, уединенных тихих келий в храм славить и благодарить Господа. Валаамские монахи, хранители строжайшего устава, постники, молитвенники. В конце 30-х годов появляются в числе братии молодые постриженики. Валаамские монахи, хранители особого валаамского духа, духа простоты, ласковости, тишины.

«Люди здесь не обычные , как везде.Здесь подбираются по духу, как сквозь решето отсеяны » - так говорил о валаамских монахах писатель Иоанн Шмелев, неоднократно посещавший обитель, всем сердцем чувствоваший ее красоту, строгость и молитвенный дух.

Этим монахам в двадцатом веке судил Господь продолжить духовную традицию валаамского подвижничества. Молитвами преподобных Сергия и Германа, молитвами валаамских мучеников,старцев, живших в прежние века , смогли валаамские иноки пережить годы революции, войны ,смуты.

Последний игумен старого Валаама Харитон. Отойдет он ко Господу уже на Новом Валааме, в Финляндии, куда со многими монахами суждено уйти ему было во времена гонений. Но перед своей кончиной в 1941 году вновь увидел игумен старый Валаам. Перед ним предстанут разрушенные, поруганные храмы, кельи, опустевшие валаамские скиты и тропинки.

Главные заботы игуменские не о внешнем благолепии и достатке, а о том, чтобы в мятущееся время сохранить дух монашеский, то сокровенное молитвенное делание, которое всегда было сутью Валаама, которое рождало смиренных валаамских старцев.

Скит Всех Святых. Здесь подвизались в девятнадцатом веке великие старцы. Иеромонах Клеопа, схимонах Феодор, иеросхимонах Антипа. Душа валаамского иночества осталась жива. К старцам как раньше так и сегодня устремляются люди , чтобы услышать слово любви, утешения, мира, живую молитву. По всей валаамской земле раскинуты кельи , скиты ,где в уединенной глубокой молитвенной тишине хранится с древних времен тайна Божия.

В путевой тетради священника Александра Осипова говорится:
«На скалах леса, леса, или вдруг вынырнет из-за скалистого мыса весь сказочный какой-то, зачарованный островок. Тихо, листья кувшинок, болотные фиалки, еще какие-то неведомые травы и цветы, за мостом церковь - Коневский скит, тихий храм , деревянный. Возле храма две кельи, в нижней живет старец схимонах Николай.Маленький, седенький просветленный, благостный, и своим глубочайшим смирением напоминающий преподобного Серафима».

Смоленский скит. Он не сохранился до нашего времени. Был построен в годы первой мировой войны в память павших на поле брани. Здесь, в скиту , поминались павшие в годы войн, смут. У Бога все живы, и в монашеских молитвах поминаются все жившие, молившиеся на Валааме прежде. Глядя на дивную красоту валаамской земли, невольно возносишься к Тому, кто один достоин всех похвал, всей любви, всех сил и трудов человеческих. "Слава тебе, Господи, умудряющего простецов на украшение земли. Слава долготерпению твоему, Господи, что так любишь и милуешь нас, несмотря на наши грехи".

В начале 20-го века по промыслу Божьему перед грядущими испытаниями воздвигнут был на Валааме Воскресенский скит в память о Крестных страданиях Спасителя и о Воскресении Господнем.

Пещера преподобного Александра Свирского. Валаамский монастырь духовно воспитал целый сонм подвижников, несущих свет Христовой истины в самые дальние пределы русской земли, просвещающих иные земли и веси. В 10-м веке на Валаам пришел преподобный Авраамий Ростовский, в 16-м веке преподобные Сергий и Герман благословили на монашеский подвиг Александра Свирского и Савватия Соловецкого.

Все они послушники преподобных Сергия и Германа, которые и при жизни своей и по кончине остаются валаамскими игуменами. Игуменское кладбище, устроенное тщанием славного валаамского игумена Дамаскина.Монастырский синодик хранит имена от Лютера убиенных, от прочих неприятелей замученных, изгнанных, поругание потерпевших. Из века в век возносилась молитва и за тех, чьи имена знает только Господь, кто был верным до смерти учеником Христовым.

Валаамский игумен Дамаскин, строитель и благоустроитель Валаама . Был он смиренным послушником преподобных Сергия и Германа, сокровенным молитвенником и подвижником. Здесь, в святом окружении старческих пустыней, в тишине валаамских раскидистых елей приготовил себе игумен Дамаскин последнее место упокоения.

«Прежде всего, припадая, прошу простить меня. Я всю жизнь любил Валаам, это святое место, место нашего обитания. Любил каждого из вас и по мере моих сил и разумения от всей души старался о процветании обители, и малого, и большого ее сына.,» - из духовного завещания игумена Дамаскина , оглашенного в храме перед братией в день его отпевания. По всему Валаамскому архипелагу поставлены игуменом Дамаскиным поклонные кресты.

Дух любви, кротости и смирения помогал претерпевать валаамским монахам разорение от огня и меча, помогал бороть ненависть и злобу, которую обрушивал враг спасения на обитель. Хроникальные кадры 30-х годов, старый Валаам, цветущий и живой, монахи, игумен, схимники, послушники. Монашеское братство. Как радостно и духовно важно увидеть нам это сегодня , вглядеться в прошлое. В сокровенной молитве и простых монастырских послушаниях смысл один- служение Богу, служение ближнему. В монастыре все послушания: и сено заготавливать, и камни ворочать, и в трапезной трудиться, и паломников встречать - одинаково важны, одинаково трудны, но все они в радость, во Славу Божью.

Трудами и энергией не одного поколения иноков на гранитных скалах острова была создана цветущая обитель Валаам, обетованная монашеская страна.Грандиозное каменное строительство: храмы, колокольни, кельи, монастырские корпуса, большая гостиница для паломников и приезжих, пристань - все это руками насельников. Слесарно-механические мастерские, конюшни ,сеновал, ферма и коровник. Выстроены заводы — смологонный и кожевенный, бочкарная мастерская, проведен водопровод.

А какие урожаи собирали в монастыре? – Огромные тыквы. Дивный яблоневый сад, заложенный еще при игумене Дамаскине, давал столько урожая, что яблоки вывозили на продажу в Петербург. Рыбная ловля, - засолка красной рыбы. В конце 80-х годов 19 века было открыто новое здание монастырской библиотеки, где были сосредоточены все книги. На Валааме с 1859 года непрерывно велись монастырские наблюдения над уровнем воды в Ладоге. Эта многолетняя ценная работа производилась с особой тщательностью, явилась громадным научным достижением. Сколько сил и трудов отдано было насельниками обители, чтобы Валаам славился по всему миру как «дивный остров».

Душа русского паломника знает, что пережил Валаам вместе со всей Россией в нынешнем веке. После Русской революции из 1200 насельников оставалось около 550 престарелых иноков. Все способные к труду, взяты были на войну и в монастырь не вернулись.

В 1918 году 36 человек умерли от недоедания. В 1939 снаряды и бомбы обрушились на святую Валаамскую землю. Тяжелый крест испытаний дан был России, русскому народу, русской церкви в 20 веке. Крест был дан Господом во искупление грехов, во очищение, дабы вернулась Россия ко Христу.

0-2.jpg«Господи, помоги и спаси меня, грешного монаха. Господи Боже мой, сподоби и помоги мне грешному, дабы так чисто жить, дабы и через меня грешнаго, все тебя Бога нашего славили и любили». Эти слова из дневника Валаамского монаха 30-х годов нашего столетия.
«Валаам не только кроит в себе, но и расточает вокруг себя великую благодатную силу», так писал князь Жевахов, частый паломник в Валаамскую обитель. Весь мир стонет от терзаний издевательств, погружаясь все глубже в омут беззаконий и страданий. А на Валааме благодать Божия, мир душевный и радость о Господе».

Вот и особенное Валаамское утешение. Горячий чай, - один из самых радостных и живых кадров хроники. Размышляя о современном монашестве, последний игумен Старого Валаама Харитон, однажды сказал: «В жизни иночества, как и в жизни народа всего важнее частота идеала, хранить не подменённый свой высокий идеал. Все дело именно в этом идеале. Жив он и душа жива. Милостью Божией, в страшных испытаниях 20 века, осталась жива душа Валаамского иночества. «Молю тебя, Боже мой, сам сбереги твой сосуд, душу мою и тело, неоскверненными во веки веков. И не попусти мне, Боже мой, что-либо неугодное Тебе делать. Хочу всем моим существом во веки веков служить Тебе, непорочностью души и тела. Аминь. Аминь. Аминь». (Из дневника Валаамского монаха).

Преподобные Сергий и Герман всегда помогали братии выстоять в трудные годы смут, войн, разрушений. У них искали насельники помощи и утешения. Их молитвы, их предстательства укрепляли, исцеляли, давали силы. От того времени, когда пришли они на Ладогу не осталось вещественных памятников, не сохранились храмы, нет древних икон с ликом преподобных, нет жития основателей обители. Но из века в век церковное предание свято хранит и утверждает духовное знание об их подвиге. И до сего дня так же, как и прежде идет Валаамский паломник с благословения к Валаамским игуменам преподобным Сергию и Герману. И вновь видит сияющие всепобеждающие православные кресты над куполами.

Главный храм обители Спасо-Преображенский собор, в нижнем приделе которого почивают нетленные честны мощи устроителей монастыря преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. По великой милости Божией Валаамская обитель, хранимая молитвенным ко Господу предстательством ее небесных игуменов, пребывает сохранна и невредима. Сама Пресвятая Владычица Богородица покрывает землю Валаамскую небесным своим омофором. Вот уже более века минуло со дня чудного знамения явленного Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодевы Марии через ее святую икону, именуемой Валаамской. Велико значение Валаамской иконы Богоматери для всей России. Это одна из трех икон Божией Матери, явленной в царствование государя императора Николая Александровича наряду с Порт-Артурской и Державными иконами. Валаамский образ был явлен вскоре после венчания на престол царя-мученика, а в последний день его царствования явилась Державная икона.

На этих двух иконах изображен мистический символ царской власти – державы. Промыслом Божиим между явлением этих икон совершилось крестное несение Российской державы царем Николаем II. Трагические события прошлых десятилетий привели к тому, что подлинная Валаамская икона Божией Матери покинула приделы России. И ныне святой образ находится в Финляндии в монастыре Новый Валаам. Здесь же на земле Старого Валаама остался первый список иконы, сделанный до Революции. С большим благоговением относятся верующие к образу как к знамению благодатного покрова Пресвятой Богородицы над Валаамской обителью.

30-е годы 20-го столетия. Новые еще более ужасающие беды нависли над святой Валаамской землей. Совершая паломничество на Валаам священник Александр Осипов записал в своей путевой тетради: «Когда, я кончаю печатать этот дневник, над Валаамом развертывается трагедия нового разрушения. Много их видела обитель, но всегда вставала из праха для новой славы духовной. Ее душа сильнее внешней оболочки. Оболочка много раз сгорала и разрушалась, душа до сих пор была бессмертной. Верим твердо – не умрет и теперь».

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, расположенный на северной оконечности Ладожского озера относится к числу величайших святынь, памятнику духовной культуры отечества. Валаамская обитель, возникшая в глубокой древности многие столетия, именуемая Северным Афоном, стояла у истоков рождения мирового православия. На протяжении веков была она его центром на северо-западе России.

Во все тяжёлые времена своей истории Валаам возрождался. И после неоднократного нападения шведов, когда монастырь несколько раз был уничтожен до основания, и после военной оккупации 1940 года по милости Божией предстательстве Валаамских чудотворцев, небесных игуменов обители Валаам возрождался. На протяжении тысячелетней истории Валаам переживал времена разорений, восстановления и расцвета за которыми снова были разрушения. Но несмотря ни на что с настойчивостью и огромной верой иноки возвращались на остров и восстанавливали на пепелище кельи и церкви.

В конце 80-х годов вновь наступили времена возрождения Валаамского монастыря. В день Святого Андрея Первозванного 13 декабря 1989 года на берег Валаамского острова ступили первые монахи для возрождения Валаамской обители. Ныне спустя 10 лет, Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь живет все более и более украшаясь. Восстанавливаются скиты, вновь освящаются храмы. Возрождается, процветает Святая Валаамская земля, многочисленные паломники, как и прежде устремляются сюда чтобы возблагодарить Господа за милость, всеблагую помощь и поклониться Валаамским святыням.

Покров Пресвятой Богородицы да пребывает над славной обителью и всеми, кто несет в ней свой монашеский подвиг или обращается к заступлению Божией Матери как паломник, посещая Святую землю Валаамскую.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 472925

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+2°
сегодня в 04:28
Ветер
2.2 м/с, ЗCЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
735.4 мм рт. ст.
Влажность
85%