В 1795 году в крестьянской семье в деревне Репенки Мичковской волости Старицкого уезда Тверской губернии родился младенец, которого отец Конон и мать Матрена при крещении нарекли Дамианом. С 20 лет он странствовал по монастырям Киева, Новгорода и Русского Севера. В 1819 году молодой паломник дошел и до Валаама, где один из старцев-прозорливцев, предвидя будущее Дамаскина, встретил его земным поклоном. Первоначально новый послушник был поставлен на конюшню, а затем - в хлебную. Позже ему поручили охрану острова, на этом послушании ревностный Дамиан много раз подвергался опасностям от приезжавших тайно стрелять дичь или рубить лес на Валааме чухонцев, которые нередко и в него целились, «но Господь хранил раба Своего, и Дамиан оставался невредим».
На Рождество в 1823 году послушник Дамиан был пострижен в рясофор, принял рясу и камилавку. Через год, на Покров Пресвятой Богородицы, Дамиана первый раз благословили на череду чтеца в церкви и в трапезе.
12 декабря 1825 года на 31-ом году от рождения Дамиан был пострижен в монашество с именем Дамаскина. Об этом великом деле отец Дамаскин говорил: «Господь сподобил получить монашеский чин, слава Его милосердию и неизреченной Его благости!».
С 1827 по 1833 год подвижник почти шесть лет безвыходно проводил свое «трудолюбное по Бозе пустынножитие, простирая себя все на больший и больший подвиг и прилагая труды к трудам». 30 апреля 1833 года он был переведен в скит во имя Всех Святых для управления им.
По рекомендации отца Игнатия (Брянчанинова), будущего прославленного святителя, император Николай I распорядился в начале 1839 года поставить Дамаскина валаамским игуменом, которым тот и оставался до блаженной своей кончины в 1881 году.
В годы его управления монастырем в разных частях Валаама появились скиты и благолепные храмы, часовни, а также другие необходимые обители постройки (Господь посылал благодетелей, щедро жертвовавших на их строительство и украшение). А сам игумен оставил по себе благодарную память среди иноков, говоривших о своем суровом авве, что тот был создан «из валаамского гранита».
Отца Игумена Дамаскина справедливо называли строителем Валаама. Он был не только начальник, но и духовный отец, неусыпно заботящийся о спасении душ вверенной ему Богом братии. Он был чрезвычайно прост: келья его была всегда открыта, всякий имел доступ к настоятелю. Отец Игумен никогда не упускал случая, посещая скит или присутствуя на братской трапезе, говорить поучения: «Живите, дети, хорошенько, ради Бога. Помните, зачем пришли в Святую Обитель. Молю вас, ходите как можно чаще к отцу духовному, открывайте совесть, надо хранить ее, а что с возу упало, то пропало, но только не отчаивайтесь, полагайте начало, а Господь милостив»
В 1871 году на расстоянии одного километра от монастыря о. Дамаскин строит каменную церковь во имя Всех Преподобных. А 12 сентября 1876 года им была освящена кладбищенская каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Это был последний труд о. Дамаскина «по созданию и устроению храмов Божиих».
«Этот храм особый, он поставлен над игуменскими, над иноческими могилами, осеняя вечный покой тех, кто подвизался в Валаамской обители. И вот как бы два великих строителя встречаются в этом святом для нас месте, – сказал в марте 2008 года в проповеди на освящении этого восстановленного храма игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Здесь мы совершаем память великого строителя и одного из столпов нашей обители – преподобного игумена Назария (+1809 г.), который восстановил нашу обитель из разорения, собрал здесь братию, заложил духовные основы для дальнейшего процветания. И память другого великого строителя – игумена Дамаскина (+1881 г.). Эта церковь была построена по его благословению, за несколько лет до его блаженной кончины, вместе с устроением этого игуменского кладбища. И первый, кто сюда лег, и, следовательно, первый, кто был здесь отпет, это был игумен Дамаскин.
Монашество – звание пожизненное: «Грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6:37)
Мы живем в то время, когда есть возможность восстанавливать храмы, есть возможность совершать Божественную литургию, молиться, каяться, причащаться святых Христовых Таин и всего того, что дает нам святая мать Церковь.
А ведь не всегда так было. И как этот храм был разорен, так множество, великое множество других храмов по всей матушке России было разграблено, осквернено. И я помню прекрасно то время, когда, проезжая где-нибудь, можно было обязательно увидеть такой опустевший храм, часто полуразваленный, черный, с надписями, с выросшими на его стенах березами.
Снова сияют кресты над просторами нашей Родины. Но вы должны помнить о том, что и наши души, как души тех людей, которые осквернили когда-то эти храмы, часто осквернены многими и многими грехами и в таком же горестном положении находятся, как вот эти разоренные, опустевшие храмы. Но милость Божия не имеет границ, и так мы совершаем, а точнее, Господь нашими руками и своею благодатью совершает обновление рукотворных храмов. Так же точно и благодать Божия через наши покаянные усилия тоже может обновить нерукотворные храмы. Как вы слышали в молитвах освящения, как мы знаем из Священного Писания, и наши души, и наши тела тоже есть храм, в котором Дух Божий совершает таинственное богослужение, если мы живем христианской жизнью, если мы стремимся так жить.
И вот наша задача, наша главная цель – обновить наши души обновлением истинным, благодатным, покаянным с тем, чтобы и в наши души вошла освящающая благодать Божия и чтобы наши внутренние храмы были полны молитвословий, славословий и благоговейного поклонения Богу в духе и истине».
На могиле игумена был воздвигнут величественный памятник - гранитный полированный крест с надписью: «Раб Божий игумен Дамаскин, скончался 23 января 1881 года, 86 лет от рождения, управлял обителью в сане игумена 42 года, а всего жития его на Валааме 62 года».
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 490912