Канон прп. Андрея Критского: «Для назидания верующих душ на многие времена»

Высоко чтил канон Андрея Критского игумен Валаамского монастыря Маврикий (+1918 г.). Вот что он писал: «Святая Церковь в лице своих духоносных писателей, как святого Андрея Критского, написавшего покаянный канон, оставила своим чадам на многие времена, на многие роды свои боговдохновенные песнопения для назидания верующих душ».
28.02.2017 Трудами братии монастыря  11 815
В первые дни Великого поста игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий за великим повечерием совершил чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Вместе с владыкой в богослужении приняли участие духовенство монастыря, насельники и богомольцы.

0.jpg
В самом начале Великого поста, как тот исходный «тон», которым определяется вся великопостная «мелодия», мы находим великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха и потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

Чему нас учит Великий покаянный канон святого Андрея Критского?

Высоко чтил канон Андрея Критского игумен Валаамского монастыря Маврикий (+1918 г.). Вот что он писал: «Святая Церковь в лице своих духоносных писателей, как святого Андрея Критского, написавшего покаянный канон, оставила своим чадам на многие времена, на многие роды свои боговдохновенные песнопения для назидания верующих душ».

Мысль отца игумена о духоносном поэте, воспевшем покаянную мысль на всем пространстве Святой Библии, не приглашает ли нас к спасительному прохождению святого покаяния, которым многие падшие и отверженные соделались чадами спасительного покаяния, которое Божиим милосердием, за молитвы отца игумена, да сопровождает нас до последнего нашего издыхания. Отец Маврикий раскрывает святоотеческое учение о терпении скорбей, без которых немыслимо наследовать Царство Небесное: «Если, живя на Валааме, вы испытывали скорби и искушения, то это неизбежное явление не только жизни христианской, но и наиболее иноческой, ибо скорби и искушения для нас, иноков, нужны, так как без них мы погибнем.


Все искусство жизни христианина, а наиболее инока, состоит в благодушном перенесении скорбей, поэтому опытные в духовной жизни не только не стараются облегчить себя от скорбей, но, напротив того, радуются им, благодушно терпят их и преодолевают в себе путем внутренней борьбы и смирения чувство сетования и недовольства, памятуя при этом, что если они скорби терпят, значит, они очищаются Господом, как очищается кусок самородного золота от примесей и песку, когда его обжигают в огне».

Сам отец Маврикий явил собой образец благодушного терпения. Он любил церковные последования полунощницы, утрени, любил Литургию и особенно раннюю, за которой поминаются усопшие. От долгого молитвенного стояния ноги его ниже колен были совершенно темные, почти черные, гноились и требовали перевязок до самой смерти. Несмотря на это, он бодро и терпеливо выстаивал церковные службы.

938699622.jpg Справочно: Маврикий (Михаил Баранов; 1848-1918), игумен. Родился в Ярославской губ. в крестьянской семье. 15 января 1893 г. принял монашеский постриг в Валаамском монастыре. 29 июня 1893 г. рукоположен в иеродиакона, 6 ноября 1894 г. — в иеромонаха. Проходил послушание библиотекаря; исполнял должность управляющего монастырской часовней в Петербурге, постоянно служил в домовой церкви графини Орловой-Давыдовой на Сергиевской улице. Около десяти лет управлял Валаамским подворьем в Петербурге. Затем снова был переведен на Валаам, где проходил послушание казначея (1903 г.) и наместника монастыря (1905 г.). В 1907 г. избран настоятелем монастыря и возведен в сан игумена с возложением палицы. В 1912 г. во время правления игумена Маврикия, указом императора Николая II, игуменам Валаамского монастыря была предоставлена привилегия совершать богослужения в митре. Осенью 1917 г. игумен Маврикий на Поместном Соборе РПЦ представлял Валаамскую обитель. Вернувшись в декабре в монастырь, старец внезапно серьезно заболел.

Страдая от боли и почти не вкушая пищи, он смиренно переносил болезнь, сознавая, «что по воле Божией нужно отходить в другую жизнь». 30 декабря по желанию болящего отец наместник Павлин совершил пострижение старца в великую схиму с прежним именем Маврикия. 9 февраля 1918 года в праздник отдания Сретения Господня в 12 часов пополудни большой колокол двенадцатью ударами возвестил братии о мирной христианской кончине ее старейшего аввы. 12 февраля после совершения заупокойной литургии тело схиигумена Маврикия было предано земле на старом братском кладбище. При прощании лицо почившего было открыто. Старец, как живой, благолепно возлежал в гробу.

IMG_2691.jpg

«С чувством сыновней любви к почившему отцу игумену Маврикию мы его проводили на вечное упокоение. Думаю, что не согрешу, если скажу, что едва ли Валаамская обитель увидит такого ревностного старца-молитвенника, который служил нам всем примером. Ушел от нас наш отец…», — писал в дневнике валаамский иеромонах Памва.
Богословие поста. Великий канон прп. Андрея Критского

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 482261

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 17:02
Ветер
4.5 м/с, ЗCЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
763.8 мм рт. ст.
Влажность
96%