В просфорне монастыря приготовили артосы – особые большие просфоры, которые освятят на Пасху и отправят во все храмы обители. Для каждого престола печется отдельный артос: в Спасо-Преображенский собор нужно три больших артоса, на Центральную усадьбу монастыря – порядка десяти, а всего их требуется более полусотни.
Артос освящают в первые часы Пасхи – в специальной молитве верующие просят, чтобы Господь всем вкушающим от сего хлеба даровал здравие и благословение небесное. Затем артос полагают рядом с иконой праздника на солее у Царских врат, которые остаются открытыми до Фоминой недели.
До конца Светлой седмицы артос будет находиться близ отверстых Царских врат, напоминая о том, что Спаситель, победив смерть, стал для нас истинным Хлебом жизни (Ин. 6:48). Во время Крестных ходов на Светлой седмице «просфору всецелую» обносят вокруг храма.
В Валаамском монастыре на Светлой седмице братья во главе с игуменом монастыря епископом Троицким Панкратием после праздничной службы с пением пасхального тропаря отправляются на трапезу и впереди несут артос в знак присутствия Воскресшего Господа. После монастырского обеда совершается возношение артоса, при этом Владыка радостно восклицает: «Христос воскресе!», а братия ответствует: «Воистину воскресе!» Затем артос снова переносят в храм при пении девятой песни пасхального канона.
Как любая просфора, артос состоит из двух частей, которые символизируют Божественную и человеческую природу Христа. Сверху, на печати, изображается Воскресение или крест с терновым венцом (без Распятого Христа). В отличие от богослужебных просфор, из артоса не вынимают частицы. Это «просфора всецелая», общая всем членам Церкви. В апостольские времена такой хлеб полагали во главе стола в знак того, что среди верующих незримо присутствует и Сам Христос, а после трапезы разделяли поровну. Позднее этот обычай вошел в практику храмовых богослужений в первую неделю после Светлого Воскресения.
В Светлую субботу по окончании Литургии над артосом читают особую молитву, прося, чтобы все вкушающие его сподобились телесного и душевного благословения и здравия. Затем – раздробляют (вспоминая чудо о пяти хлебах) и раздают верующим. По традиции артос употребляют натощак, с благоговением и молитвой, при особенных духовных нуждах или в болезни – со словами «Христос воскресе!».
* * *
Предание о Панагии содержится в Псалтири и в Четьи-Минеях. Итак, когда апостолы, после сошествия на них Святого Духа и до отправления на проповедь в разные страны, жили вместе, то обычно за обедом они оставляли за столом незанятое место для Христа, полагая там возглавие с укрухом хлеба. По окончании обеда и после благодарственной молитвы они этот укрух подымали со словами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Велико имя Святыя Троицы. Господи Иисусе Христе, помогай нам».
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472958