ничего не бывает без воли Божией;
знает Бог, что то и то благо и полезно, потому и случается так.
Преподобный авва Дорофей.
Сады Валаама... Уж сколько про них сказано и написано. Но не иссякает поток и восторженных восклицаний, и недоуменных вопросов о том, каким образом удается в условиях «экстремально рискованного земледелия» выращивать овощи и экзотические фрукты, да еще получать удивительно высокие урожаи. В чем же секрет? Знают ли валаамские монахи нечто, сокрытое от всего остального мира? Что дает им силу преображать природу и создавать рукотворные райские кущи на голых камнях?
Выращивание картофеля, сыроварение, разведение форели – дело жизненно важное, но не главное для монахов. В отличие от крепкого колхоза или фермерской усадьбы, сельскохозяйственные послушания насельников имеют другие идеологические, говоря современным языком, основания: ничто в обители не совершается без упования на волю Божию и молитвы, и все направлено ко стяжанию мира в душе и смирения.
"Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли"
То не надобно терять семь осьмых для того, чтоб сохранить одну осьмую
И даже человек далекий от Церкви имеет тысячу доказательств того, что подчас все идет не так, как было рассчитано и определено, – рано или поздно случается нечто, со всей очевидностью доказывающее: уверенность в том, что все планы осуществимы при контроле над ситуацией, – это иллюзия, самообман. Вот поэтому прежде всякого дела верующий попросит в молитве благословения и помощи Божией. Это упование не на себя, а на Отца Небесного дарит бескорыстную радость в случае победы, даже самой маленькой, и дает силы со смирение принять поражение, даже очень большое. И это относится к любому делу, будь то написание иконы или выращивание винограда на камнях, ананаса в теплице.
Но одной молитвой не спасешься: с ней надо соединять и исполнение воли Божией – всего, что возложено на каждого в нашей повседневной жизни. «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19) – и кто-то учит детей, кто-то строит дома, шьет обувь, водит поезда. Валамские насельники всегда должны были трудом добывать хлеб насущный, ведь ничто в природных и климатических условиях архипелага не давало надежды на беспечную жизнь. Да и не было никогда легкой жизни на острове даже в самые благополучные годы. А уж трагических событий в истории обители не счесть. И каждый раз братия поднимала монастырь из руин, бережно восстанавливая и сохраняя прежнее и создавая новое. Без мира в душе этим трудным путем не пройти: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19).
Как сотни и десятки лет назад, за каждым построенным храмом, обустроенным скитом или выращенным в теплице помидором – ежедневные послушания. Мирянину иногда трудно поверить в то, что сено косит или дойкой на ферме занимается человек, получивший хорошее университетское образование, но теперь, в монастыре, с радостью и легким сердцем «крутит хвосты коровам». И самое удивительное, что труды этих городских, в прошлом, жителей приносят самые различные ощутимые плоды.
Повторяем, всякое дело, которое начинает человек верующий, должно иметь благословение Божие. Но приходит оно не к жестоковыйным и своевольным, а к смиренным и кротким. В «Поучениях» преподобного аввы Дорофея читаем: «При всяком встречающемся деле, хотя бы оно было крайне нужно и требовало тщания, не хочу, чтоб вы делали его со спорами, или с смущением, но будьте уверены, что всякое дело, которое вы делаете, - велико ли оно или мало, - есть осьмая часть искомаго, а сохранить свое устроение, если и случится от сего не исполнить дела, есть седьмь осьмых. Итак, если вы делаете какое дело и хотите совершенно и всецело исполнить его, то старайтесь как самое дело исполнить, что, как я сказал, есть осьмая часть искомаго, так вместе с тем сохранить и свое устроение не поврежденным, - что составляет седмь осьмых. Если же для того, чтоб исполнить дело вашего служения, настоять будет необходимость увлечься и повредить себе или другому, споря с ним, то не надобно терять семь осьмых для того, чтоб сохранить одну осьмую».
И тогда с чистым сердцем припадаем в молитве к Господу, чтобы Он сподобил нас не отступать ни в чем от Его святой воли и дал силы преодолеть трудности. А у того, кто имеет ревность исполнять во всем волю Божию, и молитва дерзновеннее перед Богом.
Ведь молитвы – это не заклинание, а просьба о помощи
Итак, всякое дело начинается с обращение к Господу – с молитвы. В Православной Церкви принято обращаться с молитвой к Святому Духу. Можно помолиться и кратко: «Господи, благослови!» Но лучше не лениться и потратить малое время на призывание помощи Божией. Хорошо заучить эти молитвы наизусть и повторять про себя, когда необходимо.
Сотворив молитву перед началом нового дела, следует честно и с полной отдачей выполнять свою работу. Ведь молитвы – это не заклинание, а просьба о помощи, и святые не будут делать ничего вместо нас. Молитва придает сил, но не отменяет необходимости сделать наилучшим образом то, что требуется. Даже апостолы зарабатывали на жизнь, терпели нужду, жару и холод.
После окончания трудового дня или совершенного дела не следует забывать о благодарности за помощь. Ведь в повседневной жизни ответное слово «спасибо» для нас норма. Благодарение поможет избежать и такого греха, как гордыня. В противном случае человек решит приписать успех только своим силам, а тут недалеко и до беды.
Поблагодарить за оказанное благодеяние необходимо, даже если все вышло не совсем так, как хотелось, – ведь любое богоугодное дело просто обречено на успех. И именно об этом свидетельствуют валаамские сады, цветущие и плодоносящие невзирая на климат, бедность почвы и заброшенность на десятки лет.
Учитель и наставник монахов, авва Дорофей пишет: «…что бы то ни было, я всегда делаю по силе моей и всё предоставляю Богу». И далее: «…смирение состоит в том, чтобы свои подвиги приписывать Богу». Так не в этом ли секрет валаамских райских кущ? Не в этом ли и секрет счастливой жизни в миру – в совершенном смирении, уповании на волю Божию и в мирном, радостном сердце?
Молитвы перед началом всякого дела, читаемые на начало каждого послушания
Молитвами Святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. (Со дня Святой Пасхи до Дня Святой Троицы (50 дней) молитва «Царю Небесный, Утешителю» не читается, от Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи «Христос воскресе…»).
Трисвятое…
Пресвятая Троице…
Отче Наш...
Тропарь: Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец.
Кондак: Скорый в заступлении и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершении намерения благаго дела рабов Твоих произведи: всябо, елика хощеши, яко всесильный Бог творити можеши.
Молитва: Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершати, воимя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Благодарение после окончания всякого дела.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе.
Тропарь: Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Кондак: Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.
Слава и ныне: Богородичен
Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.
Молитва: Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един Многомилостив, Господи, слава Тебе.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава…. и ныне….
Господи, помилуй (3 раза).
Отпуст: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Перед началом рабочего дня можно молиться святым:
Богородице – заступнице всего человечества;
Ангелу-хранителю – он призван охранять наше тело от болезней, а душу – от искушений, но не стоит забывать, что недобрые мысли и дела отгоняют Ангелов прочь;
святому, чье имя было взято при крещении;
святителю Николаю, который и сам был усердным тружеником, и всегда помогал всем ближним, невзирая на сложности;
мученику Трифону, который помогает хорошо исполнять свои обязанности, и другим любимым святым.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481186