С 19 по 21 мая 2017 г. в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре проходят очередные VI Валаамские образовательные чтения: «Последствия 1917 года для Церкви, народа и России: попытки обретения утраченного».
Конференция посвящена 100-летию революции в России и призвана привлечь внимание молодого поколения к осмыслению этой даты, ее значения, трагических последствий и их влияния на исторический опыт и современные процессы в обществе.
В чтениях принимают участие ученые, священнослужители, представители Министерства образования Карелии, общественных организаций Москвы и Санкт-Петербурга, а также члены представители из Финляндии и Польши. Чтения нацелены на развитие церковно-государственного сотрудничества в образовании, воспитании и духовно-нравственном просвещении детей и молодежи.
Валаамские образовательные чтения проводятся раз в два года по благословению игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, который обратился с приветственным словом к участникам «Валаамских чтений»:
«Последствия революции 1917 года катастрофичны были не только для нашей Православной Церкви, но и для всего народа, для всей нашей страны. Всем известны эти цифры: к 1939 г. по всей стране оставались незакрытыми около 100 храмов из 60 000 действующих в 1917 году. На свободе пребывали только четыре правящих архиерея, причем, и на них в НКВД были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог произойти в любое время.
Сейчас, с высоты столетия, можем говорить, что утрачена целая цивилизация, страна – огромная и целостная империя. Прежде сложная и прекрасная страна, культура, множество людей, великолепных ученых и художников, интеллектуалов. Исчезла и уничтожена целая эпоха.
Мы знаем, что такие вещи относятся к безвозвратным потерям. Множество утрат, конечно, понесло и духовенство. Поскольку, я являюсь председателем Синодальной комиссии по канонизации святых, то постоянно с этой темой сталкиваюсь. На каждом заседании нашей комиссии мы рассматриваем материалы, связанные с новомучениками и исповедниками российскими, с теми людьми, которых предлагается причислить к лику святых, а также с теми трагедиями, которые случились и в 1917 году, и в 1918 году, и в более позднее время.
И, конечно, я думаю, что восполнима может быть только лишь наша благословенная память, наше благоговейное восстановление тех имен, того подвига, который был совершен нашими новомучениками и исповедниками, за Христа пострадавшими.
Новомученики – это семя Церкви. Своим примером, своим следованием за Христом, истинным самопожертвованием они дают пример всем нам. Подвиг их очень важен еще и потому, что он говорит о подлинном христианстве, о том христианстве, которое действительно показывает нам, какими должны быть настоящие христиане.
Это один из критериев, которым мы руководствуемся, принимая решение о рекомендации внесения того или иного человека в Собор новомучеников и исповедников российских. Мучители этого периода не требовали отказываться от Христа… Чрезвычайно редко, я не припомню такого случая, чтобы требовали отречения от веры.
Советская власть, с первых дней своего существования, поставила задачу: полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви, - но при этом официально никаких гонений, именно на Церковь, у нас не было. Были гонения на людей, на тех, кто якобы противодействует советской власти, с фантастическими обвинениями. Им вменялась в вину не их вера, не то, что человек верит во Христа и исповедует его как Бога, а то, что он участвует в каких-то заговорах, организует антисоветские группы, ведет агитацию и так далее. И в этих условиях для нас очень важно, чтобы жизнь человека была проявлением его истинно христианских нравственных ценностей в действии, в деле, в жизни.
Бывает так, что даже люди, пострадавшие в то время, в те десятилетия, к сожалению, не всегда могут быть причислены к лику Святых, к Собору новомучеников и исповедников российских, именно по той причине, что не все люди выдерживали издевательства и пытки. И, к сожалению, бывали случаи, когда происходил оговор, и другие лица тоже страдали.
И для нас это очень тяжелая тема, на самом деле. Этих случаев гораздо больше, чем тех, где все безупречно. И где мы можем полностью сказать: да, этот человек чист, этот человек свят и он является образцом христианского подвига.
Поэтому сейчас очень важно изучать те материалы, которые еще доступны. Изучать все буквально периоды жизни подвижника или того человека, который пострадал в годы репрессий. Для того, чтобы было ясное, четкое представление о его личности, может быть, даже трансформации его личности в ходе этих страданий.
И, конечно, здесь, первостепенное значение приобретают архивные документы, которые, к сожалению, в данный момент для исследователей закрыты. Это, конечно, парадокс. Несмотря на то, что государство наше как бы является преемником Российской империи.
«СВЯТЫЕ ПРИМЕРЫ ВСЕГДА ЗОВУТ К ПОДРАЖАНИЮ» (ПАМЯТЬ О НОВОМУЧЕНИКАХ В ВАЛААМСКОМ МОНАСТЫРЕ)
Сегодня вся наша история делится на два неравных периода: до 1917 года, и после. И каждый исследователь, который работает с архивами, знает, что до 1917 года можно смотреть все архивы и практически все материалы. Но после 1917 года появляется сложность, ведь сегодня у нас не определен срок давности допуска в архивы. Это очень плохо и печально.
Мы часто сталкиваемся с недовольством в адрес нашей Синодальной комиссии, что мы, члены комиссии, слишком строги, слишком доверяем, по мнению некоторых людей, документам, тем же следственным делам. Но у нас других документов нет, опираться нам не на что. В отличие от мучеников древних времен. Там все происходило публично. Здесь же все — в застенках. Единственный человек, который слушал и записывал, что тот или иной мученик или исповедник говорил, или не говорил, — это был следователь. И зачастую это единственный документальный материал, который нам доступен, и мы им располагаем.
Поэтому я призываю тех, кто исследует этот сложный период, эту сложную тему в истории нашей церкви, нашего общества, быть особенно внимательным. Мы слышим часто призывы, что нужно снимать фильмы, популяризировать, писать книги. Да, но писать книги и снимать фильмы нужно только на документальной и научной основе, особенно когда она касается конкретных людей. Иначе получается какая-то беллетристика. И когда касается конкретных людей, фактов, явлений, такие вещи, конечно, неуместны. Мы можем создать некие мифы, которые потом укореняются и уже не отличишь, где правда, а где вымысел. И это, конечно, ни к чему. Здесь речь идет о предании Церкви. Мы участвуем в создании современного предания Церкви. Здесь нужна осторожность, нужна большая, внимательная и кропотливая работа».
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472923