Сегодня 14 августа Православная Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, а так же Празднество Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.
На утрене, на великом славословии, состоялся вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной недели.
В полдень Игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий совершил водосвятный молебен с освящением мёда.
Молебен происходил напротив центрального входа в Спасо-Преображенский собор у Креста со святым источником. Молящихся грело ласковое летнее солнце и обдувал мягкий теплый ветерок. Наверно сама природа славословила Бога за созданный им чудесный мир. Золотистый мед и ароматные пчелиные соты из ульев лежали напротив Креста, ожидая своего освящения.
Владыке сослужили отцы в священном сане, а также приняли молитвенное участие братья, трудники и паломники. Все валаамские пчеловоды также присутствовали на освящении.
«…Ты, действом Святаго Духа иногда благословивый Израиля, и его медом насытивый от камене, Сам и ныне призри свыше на создание Твое сие, и благословением Твоим небесным благослови и освяти соты пчел и от них мед, и подаждь ему действенну благодать, паче всех совершенну, да всяк от него вкушающий, приемлющий и ядущий обрящет благополучное здравие, и пищею сею насытится, и исполнится всякаго блага…» – торжественно произнес Владыка слова молитвы в конце молебна, и окропил новоосвященной водой пчелиные дары и всех окружающих.
На братской трапезе все получили новоосвященный мёд с валаамских пасек, благодаря Бога за Его щедрые дары, которые Он изливает на всех нас!
Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни – неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.
То, что мы приносим в храм (в данном случае мёд), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Тайн.
Зарождение этого праздника относится к IX веку. Само празднование было установлено в Константинополе, а в XII-XIII веках он утвердился во всех Православных Церквях мира.
Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили Крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году и последующий победы над ними.
Совершая эти празднества Православная Церковь возносит Свои усердные молитвы к Самому Господу о том, чтобы Он силою Креста Своего ограждал верующих от всех врагов, видимых и невидимых на всех путях земной жизни.
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси в 988 году.
По принятому ныне чину в этот день до или после Литургии совершается малое освящение воды и нового сбора меда, от чего в народе праздник называют еще Медовым Спасом.
Такое народное название связано с тем, что к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.
Подобные традиции вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по Промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.
Также 14 августа – это начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481081